20. МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Комплексный анализ хозяйственной деятельности – характеристика основных показателей хозяйственной деятельности, полученная в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).
Комплексный анализ служит:
1) индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности;
2) критерием сравнительной оценки коммерческой деятельности предприятия и его подразделений;
3) показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации;
4) основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей результатов в будущем.
Этапы комплексного анализа:
1) конкретизация задач и целей комплексной оценки;
2) выбор исходной системы показателей;
3) организация сбора исходной информации;
4) расчет и оценка значений частных показателей (мест, балльных оценок, коэффициентов по исходным показателям);
5) выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритмов и программ расчета комплексных оценок;
6) расчет комплексных оценок;
7) экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
8) анализ и использование комплексных оценок. Для получения обобщающих комплексных оценок применяют методы сведения показателей в единый интегральный показатель, что позволяет определить отличие достигнутого состояния от базы сравнения и сделать вывод об улучшении (ухудшении) результатов работы за анализируемой промежуток времени. Интегральный показатель предполагает исследование системы показателей, лежащей в основе оценки, а выводы, полученные только на базе интегрального показателя, выполняют вспомогательную роль определения характера изменений (отличий) в результатах хозяйственной деятельности в целом по всем показателям. Для объективной оценки результатов деятельности производственного объекта также используют следующие методы построения интегрального показателя. Методы детерминированного комплексного анализа:
1) метод сумм. Необходимое условие – однонаправленность исследуемых показателей, т. е. увеличение (уменьшение) значения любого частного показателя расценивается как улучшение результатов хозяйственной деятельности, а уменьшение (увеличение) значения частного показателя – как ухудшение результатов деятельности производственного объекта;
2) метод геометрической средней. Применяют при относительно малом числе оцениваемых показателей;
3) метод суммы мест;
4) метод расстояний. Основа – учет близости объектов по сравниваемым показателям к объекту-эталону;
5) метод коэффициентов.
Методы стохастического комплексного анализа:
1) метод двумерного шкалирования;
2) метод компонентного анализа.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности – характеристика основных показателей хозяйственной деятельности, полученная в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).
Комплексный анализ служит:
1) индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности;
2) критерием сравнительной оценки коммерческой деятельности предприятия и его подразделений;
3) показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации;
4) основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей результатов в будущем.
Этапы комплексного анализа:
1) конкретизация задач и целей комплексной оценки;
2) выбор исходной системы показателей;
3) организация сбора исходной информации;
4) расчет и оценка значений частных показателей (мест, балльных оценок, коэффициентов по исходным показателям);
5) выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритмов и программ расчета комплексных оценок;
6) расчет комплексных оценок;
7) экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
8) анализ и использование комплексных оценок. Для получения обобщающих комплексных оценок применяют методы сведения показателей в единый интегральный показатель, что позволяет определить отличие достигнутого состояния от базы сравнения и сделать вывод об улучшении (ухудшении) результатов работы за анализируемой промежуток времени. Интегральный показатель предполагает исследование системы показателей, лежащей в основе оценки, а выводы, полученные только на базе интегрального показателя, выполняют вспомогательную роль определения характера изменений (отличий) в результатах хозяйственной деятельности в целом по всем показателям. Для объективной оценки результатов деятельности производственного объекта также используют следующие методы построения интегрального показателя. Методы детерминированного комплексного анализа:
1) метод сумм. Необходимое условие – однонаправленность исследуемых показателей, т. е. увеличение (уменьшение) значения любого частного показателя расценивается как улучшение результатов хозяйственной деятельности, а уменьшение (увеличение) значения частного показателя – как ухудшение результатов деятельности производственного объекта;
2) метод геометрической средней. Применяют при относительно малом числе оцениваемых показателей;
3) метод суммы мест;
4) метод расстояний. Основа – учет близости объектов по сравниваемым показателям к объекту-эталону;
5) метод коэффициентов.
Методы стохастического комплексного анализа:
1) метод двумерного шкалирования;
2) метод компонентного анализа.