87. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ОРГАНИЗАЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
По закону государство – равноправный участник дела о банкротстве и процедуры банкротства. Сложная проблема – определение признаков несостоятельности предприятия. Попытка установления четких количественных критериев несостоятельности содержалась в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с этим постановлением основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным являлось наличие одного из двух условий:
1) коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2;
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение менее 0,1. Эти критерии до сих пор приводятся во многих методических рекомендациях, учебных пособиях, хотя практика показала их полную несостоятельность. Сотни тысяч успешно работающих предприятий, не испытывающих никаких финансовых трудностей, имеют коэффициент текущей ликвидности менее 2.
В новом законе в отношении граждан признаки несостоятельности определены достаточно четко, но в отношении должников – юридических лиц по существу ничего не изменилось. По-прежнему может быть возбуждено дело о банкротстве предприятия с миллиардным годовым оборотом при условии, что сумма требований к должнику составляет не менее 100 тыс. руб. и соответствующие обязательства по удовлетворению требований кредиторов или по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. По сравнению с Законом № 6-ФЗ сумма требований к должнику, достаточная для возбуждения дела о банкротстве, увеличена вдвое – было 50 тыс. руб. (500 МРОТ), стало 100 тыс. руб. (с минимальным размером оплаты труда это не связано).
Установленная сумма требований к должнику соответствует условиям деятельности мелких предприятий с годовым оборотом 3–5 млн. руб., а для крупных, средних и большинства малых предприятий задолженность в сумме 100 тыс. руб. – мизерна. Никаким ограничителем такая сумма реально не является, под этот «критерий» просроченной задолженности подпадает множество предприятий, вполне платежеспособных. Целесообразно пересмотреть указанный критерий, поставив его размер в зависимость от суммы активов предприятия.
Утверждать, что теперь не будет заказных банкротств вполне благополучных предприятий в интересах отдельных лиц, нельзя.
В качестве варианта можно предложить следующую формулировку: «Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности превышают стоимость его оборотных активов, но составляют не менее 100 тыс. руб.»
Это означает, что критерием несостоятельности предприятия будет показатель текущей ликвидности: если он менее единицы, то при наличии задолженности, просроченной на три месяца и более, возбуждение дела о банкротстве вполне правомерно.
По закону государство – равноправный участник дела о банкротстве и процедуры банкротства. Сложная проблема – определение признаков несостоятельности предприятия. Попытка установления четких количественных критериев несостоятельности содержалась в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с этим постановлением основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным являлось наличие одного из двух условий:
1) коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2;
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение менее 0,1. Эти критерии до сих пор приводятся во многих методических рекомендациях, учебных пособиях, хотя практика показала их полную несостоятельность. Сотни тысяч успешно работающих предприятий, не испытывающих никаких финансовых трудностей, имеют коэффициент текущей ликвидности менее 2.
В новом законе в отношении граждан признаки несостоятельности определены достаточно четко, но в отношении должников – юридических лиц по существу ничего не изменилось. По-прежнему может быть возбуждено дело о банкротстве предприятия с миллиардным годовым оборотом при условии, что сумма требований к должнику составляет не менее 100 тыс. руб. и соответствующие обязательства по удовлетворению требований кредиторов или по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. По сравнению с Законом № 6-ФЗ сумма требований к должнику, достаточная для возбуждения дела о банкротстве, увеличена вдвое – было 50 тыс. руб. (500 МРОТ), стало 100 тыс. руб. (с минимальным размером оплаты труда это не связано).
Установленная сумма требований к должнику соответствует условиям деятельности мелких предприятий с годовым оборотом 3–5 млн. руб., а для крупных, средних и большинства малых предприятий задолженность в сумме 100 тыс. руб. – мизерна. Никаким ограничителем такая сумма реально не является, под этот «критерий» просроченной задолженности подпадает множество предприятий, вполне платежеспособных. Целесообразно пересмотреть указанный критерий, поставив его размер в зависимость от суммы активов предприятия.
Утверждать, что теперь не будет заказных банкротств вполне благополучных предприятий в интересах отдельных лиц, нельзя.
В качестве варианта можно предложить следующую формулировку: «Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности превышают стоимость его оборотных активов, но составляют не менее 100 тыс. руб.»
Это означает, что критерием несостоятельности предприятия будет показатель текущей ликвидности: если он менее единицы, то при наличии задолженности, просроченной на три месяца и более, возбуждение дела о банкротстве вполне правомерно.