3.5. Региональные рынки и пространственная теория цены

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Многие учебники микроэкономики начинаются с анализ механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растет при увеличении цены (рис. 3.6). Пересечение обратных функций спроса и предложения QD = D(P) и QS = S(P) дает точку равновесия спроса и пред­ложения Q* и цену равновесия Р*:

Q* = D (Р*) = S (Р*).

Приведенная широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или (что по сути то же самое) допускает, что рынок является точ­кой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист — математик О. Курно.

Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространст­венно разделенных автономных региональных рынков. Очевид­но, что в каждом полностью автономном регионе будут устанав­ливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе опи­санная выше модель будет «работать» автономно.

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рын­ков региональной системы, производящей и потребляющей од­нородный товар.

Рис. 3.6. Равновесие спроса и предложения однородного товара на точечном рынке

Пусть А1 — цена равновесия для автономного региона 1; А2 — то же для автономного региона 2; Т1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т2,1— транс­портные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в ре­гион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы произ­водства, межрегиональные поставки товара и цены равновесия (Р1* и Р2*) в системе связанных региональных рынков.

Пусть для определенности А2 > А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А2 — А1 и транспортных затрат Т1,2 .

Если оказывается, что А2 — А1 < Т1,2 , то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А1 = А2 . Тогда выгодно по­ставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2* = Р1* + Т1,2 (причем Р1* > А1; Р2* < А2) , а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):

E1,2 = E2,1 .

Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояния равновесия в задачах боль­шей размерности предпринимались попытки моделирования ре­шений с помощью особых методик. В настоящее время решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.

Многие учебники микроэкономики начинаются с анализ механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растет при увеличении цены (рис. 3.6). Пересечение обратных функций спроса и предложения QD = D(P) и QS = S(P) дает точку равновесия спроса и пред­ложения Q* и цену равновесия Р*:

Q* = D (Р*) = S (Р*).

Приведенная широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или (что по сути то же самое) допускает, что рынок является точ­кой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист — математик О. Курно.

Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространст­венно разделенных автономных региональных рынков. Очевид­но, что в каждом полностью автономном регионе будут устанав­ливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе опи­санная выше модель будет «работать» автономно.

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рын­ков региональной системы, производящей и потребляющей од­нородный товар.

Рис. 3.6. Равновесие спроса и предложения однородного товара на точечном рынке

Пусть А1 — цена равновесия для автономного региона 1; А2 — то же для автономного региона 2; Т1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т2,1— транс­портные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в ре­гион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы произ­водства, межрегиональные поставки товара и цены равновесия (Р1* и Р2*) в системе связанных региональных рынков.

Пусть для определенности А2 > А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А2 — А1 и транспортных затрат Т1,2 .

Если оказывается, что А2 — А1 < Т1,2 , то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А1 = А2 . Тогда выгодно по­ставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2* = Р1* + Т1,2 (причем Р1* > А1; Р2* < А2) , а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):

E1,2 = E2,1 .

Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояния равновесия в задачах боль­шей размерности предпринимались попытки моделирования ре­шений с помощью особых методик. В настоящее время решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.