14.1. Сущность организации управления экономикой региона

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координа­цию элементов внутри данной системы. Структура отражает со­став элементов, внутреннюю форму организации системы, ее ста­тику, тогда как организационные отношения обеспечивают тес­ноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федераль­ный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обоб­ществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобрета­ет экстраординарный характер. Если раньше органы общественно­го самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представи­тельные и судебные органы, государственные общественные фон­ды, органы самоуправления, так и структуры попечительского ха­рактера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министер­ства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности обра­зуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных но­сителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, ес­ли меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функ­ций между различными органами государственного, коммерче­ского и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то об­стоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в ре­гионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу мест­ным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные струк­туры. Среди последних важнейшими являются те, которые яв­ляются адекватными социально-рыночной среде экономическо­го развития России, создают условия для качественных преобра­зований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и эко­номической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой — подчиняют эти структуры волево­му воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализато­ром социальных, экономических, управленческих и других орга­низационных изменений в системе отношений участников про­цесса производства. Достижения НТП влияют на состав элемен­тов организационных структур производства и управления.

В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс фор­мирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управле­ния была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ве­домств, государственных и хозяйственных организаций, субъек­тивным мнением политических лидеров.

Типы организационных структур управления. На начальном этапе перехода на рыночные отношения в экономике России действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Осо­бенность интенсивного типа заключается в значительном повыше­нии роли социальных факторов общественного развития, что тре­бует сбалансированности всех элементов организационной струк­туры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей раз­личных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявле­нии общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип произ­водства и адекватный ему тип организационной структуры приоб­ретают стратегическое значение.

Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:

• перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предпри­ятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и обще­ственных организационных структур на социально ориен­тированные рыночные отношения;

• реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных со­циальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индика­тором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и тех­нической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.

Экстенсивный тип организационных структур управления, действующий до последнего времени, характеризуется следующими чертами: «многоголовым» централизмом управления; бюрократи­ческим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы.

Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

• недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

• слабая разработанность стратегии развития организаци­онных структур. В производстве отсутствуют приорите­ты, связанные с НТП; в управлении организационная струк­тура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.

• затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характе­ризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении — экономией только с помощью со­кращения численности аппарата;

• административно-правовые, командно-директивные мето­ды управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллек­тивов, отдельных членов общества;

• слабая адаптивность организационных структур управле­ния к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;

• неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;

• отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форм и структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные ор­ганы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления — муниципальным образованиям.

При недостаточной согласованности структур управления указанной вертикали власти (Федерация — регион — муниципали­тет) возникает большое количество проблем, связанных с форми­рованием социально ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. В структуре общественного производства хо­зяйственные организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании. Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управ­ления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.

Развитие рыночной экономики сопровождается пересмотром и реорганизацией практически всех организационных отноше­ний — технико-технологических, социально-экономических, по­литических. Поэтому предприятие любого размера, любой сферы деятельности представляет собой социальную производственно-экономическую систему, которая в своей деятельности наиболее полно отражает существо и противоречия современного хозяйст­вования в целом.

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координа­цию элементов внутри данной системы. Структура отражает со­став элементов, внутреннюю форму организации системы, ее ста­тику, тогда как организационные отношения обеспечивают тес­ноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федераль­ный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обоб­ществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобрета­ет экстраординарный характер. Если раньше органы общественно­го самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представи­тельные и судебные органы, государственные общественные фон­ды, органы самоуправления, так и структуры попечительского ха­рактера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министер­ства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности обра­зуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных но­сителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, ес­ли меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функ­ций между различными органами государственного, коммерче­ского и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то об­стоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в ре­гионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу мест­ным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные струк­туры. Среди последних важнейшими являются те, которые яв­ляются адекватными социально-рыночной среде экономическо­го развития России, создают условия для качественных преобра­зований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и эко­номической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой — подчиняют эти структуры волево­му воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализато­ром социальных, экономических, управленческих и других орга­низационных изменений в системе отношений участников про­цесса производства. Достижения НТП влияют на состав элемен­тов организационных структур производства и управления.

В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс фор­мирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управле­ния была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ве­домств, государственных и хозяйственных организаций, субъек­тивным мнением политических лидеров.

Типы организационных структур управления. На начальном этапе перехода на рыночные отношения в экономике России действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Осо­бенность интенсивного типа заключается в значительном повыше­нии роли социальных факторов общественного развития, что тре­бует сбалансированности всех элементов организационной струк­туры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей раз­личных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявле­нии общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип произ­водства и адекватный ему тип организационной структуры приоб­ретают стратегическое значение.

Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:

• перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предпри­ятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и обще­ственных организационных структур на социально ориен­тированные рыночные отношения;

• реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных со­циальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индика­тором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и тех­нической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.

Экстенсивный тип организационных структур управления, действующий до последнего времени, характеризуется следующими чертами: «многоголовым» централизмом управления; бюрократи­ческим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы.

Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

• недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

• слабая разработанность стратегии развития организаци­онных структур. В производстве отсутствуют приорите­ты, связанные с НТП; в управлении организационная струк­тура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.

• затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характе­ризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении — экономией только с помощью со­кращения численности аппарата;

• административно-правовые, командно-директивные мето­ды управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллек­тивов, отдельных членов общества;

• слабая адаптивность организационных структур управле­ния к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;

• неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;

• отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форм и структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные ор­ганы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления — муниципальным образованиям.

При недостаточной согласованности структур управления указанной вертикали власти (Федерация — регион — муниципали­тет) возникает большое количество проблем, связанных с форми­рованием социально ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. В структуре общественного производства хо­зяйственные организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании. Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управ­ления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.

Развитие рыночной экономики сопровождается пересмотром и реорганизацией практически всех организационных отноше­ний — технико-технологических, социально-экономических, по­литических. Поэтому предприятие любого размера, любой сферы деятельности представляет собой социальную производственно-экономическую систему, которая в своей деятельности наиболее полно отражает существо и противоречия современного хозяйст­вования в целом.