6.2. Сущность и задачи регионального управления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, ме­тодов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятель­ность региона.

С точки зрения современной российской практики региональ­ный менеджмент — это управление социально-экономическими про­цессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в та­ких изменениях, как:

• ориентация развития региона на решение социальных про­блем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высо­кое качество и высокий уровень жизнедеятельности челове­ка как наивысшей ценности общества;

• формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной само­стоятельности;

• ориентация инвестиционной и структурной политики ре­гиона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на меж­региональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

• формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

• переход от региональной статистики к региональному мо­ниторингу с использованием современной информацион­ной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологиче­ской ситуации в регионе;

• оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структу­ра доходов и расходов семей, экология, демографическая си­туация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами ре­гиона в условиях рыночной экономики. Научные основы регио­нального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального ме­неджмента; методы и модели регионального менеджмента; меха­низмы регионального менеджмента; система регионального ме­неджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в стра­нах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использова­ния некоторых его элементов в формирующейся системе регио­нального менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его ме­ханизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достиже­ние целей и задач регионального развития.

Задачи и объект регионального управления. Задачи региональ­ного менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыноч­ной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вер­тикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонталь­ные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функцио­нальная структура механизма регионального управления, что ве­дет к деформации и сокращению его организационной и иерар­хической структур. Резко возрастает роль опосредованных мето­дов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регио­нального и муниципального управления, усложняются их хозяй­ственные связи, отношения по поводу использования собствен­ности и т.д. Все это служит объективной основой для становле­ния и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территори­ального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и ка­чества жизни;

• экономическая и социальная трансформация хозяйства ре­гиона, анализ, прогнозирование и программирование ре­гионального развития;

• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

• обеспечение экологической безопасности в регионе, защи­та окружающей среды;

• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального ме­неджмента, сформулированных выше, его объект можно класси­фицировать по следующим основным признакам.

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собствен­ности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Фе­дерации).

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребля­ется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потреб­ление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процес­сы в регионе.

4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и куль­туре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сде­лать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако не­посредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъек­тов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятель­ности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, ме­тодов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятель­ность региона.

С точки зрения современной российской практики региональ­ный менеджмент — это управление социально-экономическими про­цессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в та­ких изменениях, как:

• ориентация развития региона на решение социальных про­блем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высо­кое качество и высокий уровень жизнедеятельности челове­ка как наивысшей ценности общества;

• формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной само­стоятельности;

• ориентация инвестиционной и структурной политики ре­гиона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на меж­региональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

• формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

• переход от региональной статистики к региональному мо­ниторингу с использованием современной информацион­ной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологиче­ской ситуации в регионе;

• оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структу­ра доходов и расходов семей, экология, демографическая си­туация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами ре­гиона в условиях рыночной экономики. Научные основы регио­нального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального ме­неджмента; методы и модели регионального менеджмента; меха­низмы регионального менеджмента; система регионального ме­неджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в стра­нах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использова­ния некоторых его элементов в формирующейся системе регио­нального менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его ме­ханизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достиже­ние целей и задач регионального развития.

Задачи и объект регионального управления. Задачи региональ­ного менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыноч­ной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вер­тикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонталь­ные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функцио­нальная структура механизма регионального управления, что ве­дет к деформации и сокращению его организационной и иерар­хической структур. Резко возрастает роль опосредованных мето­дов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регио­нального и муниципального управления, усложняются их хозяй­ственные связи, отношения по поводу использования собствен­ности и т.д. Все это служит объективной основой для становле­ния и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территори­ального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и ка­чества жизни;

• экономическая и социальная трансформация хозяйства ре­гиона, анализ, прогнозирование и программирование ре­гионального развития;

• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

• обеспечение экологической безопасности в регионе, защи­та окружающей среды;

• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального ме­неджмента, сформулированных выше, его объект можно класси­фицировать по следующим основным признакам.

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собствен­ности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Фе­дерации).

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребля­ется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потреб­ление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процес­сы в регионе.

4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и куль­туре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сде­лать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако не­посредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъек­тов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятель­ности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.