9.2. Проблема размещения производительных сил в региональной экономике

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Для количественной оценки степени зависимости экономи­ки регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соот­ветствующие экономико-математические модели.

1.  Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной  автаркии. С помощью этой модели уста­навливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.

Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная за­пись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

                                         (формула 1);

                                                                           (формула 2);

                                                                           (формула 3).

В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 1-3.

Исходная информация: aiy, si, Х0,i .

Неизвестные величины: Xi , Y.

2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритредерства. Как и предыдущая, данная модель является оптимизационной статистической 18-отраслевой моделью межотраслевого баланса российского регио­на. С ее помощью определяются объем производства продукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта ре­гиона и сальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и с остальными регионами России. В соответствии с требованием эквивалентно­сти суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнения экономико-математической модели мо­гут быть представлены в следующем виде:

                                    (формула 9);

                                                                           (формула 10);

                                        Y→ max                                       (формула 11);

                                          Xi  ≤  X0,i                                                        (формула 12).

В уравнениях данной модели используются те же обозначения, что и в предыдущей, за исключением следующих:

∆i   —  сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;

Pi — индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отрас­лям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Гос­комстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета пока­зателей межотраслевого баланса России в мировые цены. 

Исходная информация:   aiy ,  si ,  Xi0  , Pi

Неизвестные величины:   xi , Y, ∆i  .

Моделирование поведения российских регионов в соответст­вии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии ре­гионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользоваться современной терминологией.

Таблица 9.3

Результаты моделирования поведения укрупненных экономических районов России в соответствии с альтернативными стратегиями

 

Стратегия региональной автаркии, % к исходному состоянию

Экономические районы России

Стратегия регионального фритредерства, % к исходному состоянию

 

Экономические районы

Экономические районы

 

внутренний конечный продукт регионов

совокупный общественный продукт регионов

внутренний конечный продукт регионов

совокупный общественный продукт регионов

31,0

34,8

Северный

→  90,1

98,3

 

21,8

26,6      ←

Северо-Западный

84,1

98,6

 

32,7

38,6      ←

Центральный

88,4

98,8

 

24,3

26,0      ←

Волго-Вятский

96,5

99,6

 

7,9

8,7       ←

Центрально-черноземный

74,3

84,8

 

34,6

33,9

Поволжский

→  100,3

73,3

 

24,8

28,2       ←

Северо-Кавказ­ский

81,0

98,0

 

51,3

49,2

Уральский

→  100,3

58,0

 

38,5

41,8

Западно-Сибир­ский

→  100,2

41,3

 

25,5

 

31,5

 

Восточно-Сибирский

→    90,0

 

98,4

 

 

28,6

37,6

Дальневосточный

→    72,5

89,0

 

 

Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них само­стоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ос­лабление связей между российскими регионами делает страте­гию регионального фритредерства привлекательной, а следова­тельно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России — в первую очередь для Поволжского, Ураль­ского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего про­дукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существен­ный спад производства из-за «кувейтизации» экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.

Однако не все экономические районы смогут реально осуще­ствить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции россий­ских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальнево­сточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.

Вместе с тем для Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов доминирующая в их вывозе продукция машиностроения и легкой промышленности вряд ли сможет в ближайшее время стать конкурентоспособной на ми­ровом рынке. То же касается машиностроения, пищевой и лег­кой промышленности Центрально-черноземного и Северо-Кав­казского экономических районов. Поэтому пять ресурсообрабатывающих районов — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный и Северо-Кавказский — бу­дут лишены возможности на эквивалентной основе по мировым ценам обеспечивать себя ресурсами — энергоносителями, конструкционными материалами (или сырьем для их производства), продукцией лесной и лесообрабатывающей промышленности из остальных шести ресурсодобывающих российских районов, ори­ентированных в рамках стратегии регионального фритредерства в основном на мировой рынок. Из-за этого ресурсообрабатывающие регионы России помимо своего желания будут обречены на стратегию региональной автаркии.

Таким образом, теоретически возможно, что в условиях ослаб­ления межрегиональных хозяйственных связей в едином экономи­ческом пространстве России начнут осуществляться две альтерна­тивные стратегии поведения его составных частей, что показано в табл. 9.2 стрелками соответствующей ориентации. Это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению связей между российскими регионами, неминуемо усилит разнонаправленность их стратегий, будет способствовать увеличению уровня дифференциации в эко­номическом развитии экономических районов, создаст угрозу це­лостности российского экономического пространства.

Процессы, идущие в экономике России, подтверждают пра­вомерность данной гипотезы. Чисто внешне новые тенденции в российской экономике проявились в существенно разных тем­пах изменения объемов производства на западе и востоке Рос­сии, о чем свидетельствуют данные табл. 9.3.

Таблица 9.3

Темпы изменения валового общественного продукта (I) и продукции промышленности (II)

Россия и ее экономические районы

1990г., % к 1987 г.

1995г., % к 1990г.*

I

II

I

II

Россия в целом

104,9

105,1

48,2

45,4

В том числе:

запад России

 

106,3

 

106,8

 

44,1

 

39,9

восток России

103,7

103,7

51,7

50,3

* по крупным и средним предприятиям.

Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приведенных данных. Различия в экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют данные табл. 9.3 и 9.4, обусловлены существенно различными темпами спада производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности.

Таблица 9.4

Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте, %

Экономические районы России

1987

1990

1995

Запад России

45,7

46,3

42,4

Восток России

54,3

53,7

57,6

 

Отрасли первой группы — нефтегазовая, черная и цветная металлургия —  сконцентрированы в основном на востоке России; отрасли второй группы — машиностроение, легкая и пищевая промышленность — на западе страны. Замедление темпов спада в ресурсопроизводящих отраслях было вызвано резким увеличением экспорта их продукции на мировой рынок, не­смотря на продолжающийся спад производства в российской промышленности, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Сопоставление темпов спада в промышленности с темпами спада и роста экспорта и импорта России

 

% к предшествующему году

 

 

1992

1993

1994

1995

Промышленность*

-18,5

-14,1

-22,8

-5

'Экспорт**

-16,7

+4,5

+ 13,1

+25

Импорт**

-16,8

-27,6

+5,6

+ 12

* по крупным и средним предприятиям;

** с дальним зарубежьем (в долларах США).

Из табл. 9.5 видно, что, несмотря на спад в промышленном производстве, начиная с 1993 г. экспорт России увеличивается возрастающими темпами. В основе этого — рост экспортных поставок продукции востока России — нефтегазовой промыш­ленности, а также продукции черной и цветной металлургии (с 1994 г.). Одновременно наблюдается резкое увеличение импорта, прежде всего продовольствия, в котором особенно остро ну­ждается восток России.

Таким образом, в 1993—1994 гг. в едином экономическом пространстве России появились новые тенденции, имеющие раз­личную направленность в разных частях страны. В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось ин­тенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить им­порт продовольствия, а также продукции машиностроения и лег­кой промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионально­го фритредерства.

В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах россий­ского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад произ­водства в их ведущих отраслях — машиностроении, легкой и пищевой промышленности — усилился.

Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в рос­сийской экономике в последние годы подтвердило правомер­ность гипотезы о возможности возникновения в едином эконо­мическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства — для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии — для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Так, в последнем десятилетии ожидалось замедление спада производ­ства в промышленности до 8-10% (табл. 9.5), однако это не подтвердилось. За последние годы уменьшение объемов промыш­ленного производства по сравнению с началом перестройки со­ставило почти 23%, т.е. оказалось самым глубоким за все годы реформ и, главное, в 2,5-3 раза (!) больше, чем ожидалось. Это говорит о качественных изменениях в причинах спада производ­ства в экономике России и прежде всего — о нарушении единст­ва ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.

Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования.

Для количественной оценки степени зависимости экономи­ки регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соот­ветствующие экономико-математические модели.

1.  Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной  автаркии. С помощью этой модели уста­навливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.

Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная за­пись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

                                         (формула 1);

                                                                           (формула 2);

                                                                           (формула 3).

В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 1-3.

Исходная информация: aiy, si, Х0,i .

Неизвестные величины: Xi , Y.

2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритредерства. Как и предыдущая, данная модель является оптимизационной статистической 18-отраслевой моделью межотраслевого баланса российского регио­на. С ее помощью определяются объем производства продукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта ре­гиона и сальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и с остальными регионами России. В соответствии с требованием эквивалентно­сти суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнения экономико-математической модели мо­гут быть представлены в следующем виде:

                                    (формула 9);

                                                                           (формула 10);

                                        Y→ max                                       (формула 11);

                                          Xi  ≤  X0,i                                                        (формула 12).

В уравнениях данной модели используются те же обозначения, что и в предыдущей, за исключением следующих:

∆i   —  сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;

Pi — индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отрас­лям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Гос­комстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета пока­зателей межотраслевого баланса России в мировые цены. 

Исходная информация:   aiy ,  si ,  Xi0  , Pi

Неизвестные величины:   xi , Y, ∆i  .

Моделирование поведения российских регионов в соответст­вии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии ре­гионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользоваться современной терминологией.

Таблица 9.3

Результаты моделирования поведения укрупненных экономических районов России в соответствии с альтернативными стратегиями

 

Стратегия региональной автаркии, % к исходному состоянию

Экономические районы России

Стратегия регионального фритредерства, % к исходному состоянию

 

Экономические районы

Экономические районы

 

внутренний конечный продукт регионов

совокупный общественный продукт регионов

внутренний конечный продукт регионов

совокупный общественный продукт регионов

31,0

34,8

Северный

→  90,1

98,3

 

21,8

26,6      ←

Северо-Западный

84,1

98,6

 

32,7

38,6      ←

Центральный

88,4

98,8

 

24,3

26,0      ←

Волго-Вятский

96,5

99,6

 

7,9

8,7       ←

Центрально-черноземный

74,3

84,8

 

34,6

33,9

Поволжский

→  100,3

73,3

 

24,8

28,2       ←

Северо-Кавказ­ский

81,0

98,0

 

51,3

49,2

Уральский

→  100,3

58,0

 

38,5

41,8

Западно-Сибир­ский

→  100,2

41,3

 

25,5

 

31,5

 

Восточно-Сибирский

→    90,0

 

98,4

 

 

28,6

37,6

Дальневосточный

→    72,5

89,0

 

 

Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них само­стоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ос­лабление связей между российскими регионами делает страте­гию регионального фритредерства привлекательной, а следова­тельно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России — в первую очередь для Поволжского, Ураль­ского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего про­дукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существен­ный спад производства из-за «кувейтизации» экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.

Однако не все экономические районы смогут реально осуще­ствить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции россий­ских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальнево­сточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.

Вместе с тем для Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов доминирующая в их вывозе продукция машиностроения и легкой промышленности вряд ли сможет в ближайшее время стать конкурентоспособной на ми­ровом рынке. То же касается машиностроения, пищевой и лег­кой промышленности Центрально-черноземного и Северо-Кав­казского экономических районов. Поэтому пять ресурсообрабатывающих районов — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный и Северо-Кавказский — бу­дут лишены возможности на эквивалентной основе по мировым ценам обеспечивать себя ресурсами — энергоносителями, конструкционными материалами (или сырьем для их производства), продукцией лесной и лесообрабатывающей промышленности из остальных шести ресурсодобывающих российских районов, ори­ентированных в рамках стратегии регионального фритредерства в основном на мировой рынок. Из-за этого ресурсообрабатывающие регионы России помимо своего желания будут обречены на стратегию региональной автаркии.

Таким образом, теоретически возможно, что в условиях ослаб­ления межрегиональных хозяйственных связей в едином экономи­ческом пространстве России начнут осуществляться две альтерна­тивные стратегии поведения его составных частей, что показано в табл. 9.2 стрелками соответствующей ориентации. Это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению связей между российскими регионами, неминуемо усилит разнонаправленность их стратегий, будет способствовать увеличению уровня дифференциации в эко­номическом развитии экономических районов, создаст угрозу це­лостности российского экономического пространства.

Процессы, идущие в экономике России, подтверждают пра­вомерность данной гипотезы. Чисто внешне новые тенденции в российской экономике проявились в существенно разных тем­пах изменения объемов производства на западе и востоке Рос­сии, о чем свидетельствуют данные табл. 9.3.

Таблица 9.3

Темпы изменения валового общественного продукта (I) и продукции промышленности (II)

Россия и ее экономические районы

1990г., % к 1987 г.

1995г., % к 1990г.*

I

II

I

II

Россия в целом

104,9

105,1

48,2

45,4

В том числе:

запад России

 

106,3

 

106,8

 

44,1

 

39,9

восток России

103,7

103,7

51,7

50,3

* по крупным и средним предприятиям.

Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приведенных данных. Различия в экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют данные табл. 9.3 и 9.4, обусловлены существенно различными темпами спада производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности.

Таблица 9.4

Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте, %

Экономические районы России

1987

1990

1995

Запад России

45,7

46,3

42,4

Восток России

54,3

53,7

57,6

 

Отрасли первой группы — нефтегазовая, черная и цветная металлургия —  сконцентрированы в основном на востоке России; отрасли второй группы — машиностроение, легкая и пищевая промышленность — на западе страны. Замедление темпов спада в ресурсопроизводящих отраслях было вызвано резким увеличением экспорта их продукции на мировой рынок, не­смотря на продолжающийся спад производства в российской промышленности, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Сопоставление темпов спада в промышленности с темпами спада и роста экспорта и импорта России

 

% к предшествующему году

 

 

1992

1993

1994

1995

Промышленность*

-18,5

-14,1

-22,8

-5

'Экспорт**

-16,7

+4,5

+ 13,1

+25

Импорт**

-16,8

-27,6

+5,6

+ 12

* по крупным и средним предприятиям;

** с дальним зарубежьем (в долларах США).

Из табл. 9.5 видно, что, несмотря на спад в промышленном производстве, начиная с 1993 г. экспорт России увеличивается возрастающими темпами. В основе этого — рост экспортных поставок продукции востока России — нефтегазовой промыш­ленности, а также продукции черной и цветной металлургии (с 1994 г.). Одновременно наблюдается резкое увеличение импорта, прежде всего продовольствия, в котором особенно остро ну­ждается восток России.

Таким образом, в 1993—1994 гг. в едином экономическом пространстве России появились новые тенденции, имеющие раз­личную направленность в разных частях страны. В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось ин­тенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить им­порт продовольствия, а также продукции машиностроения и лег­кой промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионально­го фритредерства.

В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах россий­ского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад произ­водства в их ведущих отраслях — машиностроении, легкой и пищевой промышленности — усилился.

Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в рос­сийской экономике в последние годы подтвердило правомер­ность гипотезы о возможности возникновения в едином эконо­мическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства — для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии — для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Так, в последнем десятилетии ожидалось замедление спада производ­ства в промышленности до 8-10% (табл. 9.5), однако это не подтвердилось. За последние годы уменьшение объемов промыш­ленного производства по сравнению с началом перестройки со­ставило почти 23%, т.е. оказалось самым глубоким за все годы реформ и, главное, в 2,5-3 раза (!) больше, чем ожидалось. Это говорит о качественных изменениях в причинах спада производ­ства в экономике России и прежде всего — о нарушении единст­ва ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.

Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования.