11.3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.

Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха (1).

По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и инфор­мация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сы­рья», «издержки на заработную плату и первоначальный капи­тал» теряют свое значение в пользу агломерационных преиму­ществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.) (2).

Таблица 11.2

Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла

(в порядке убывания значимости)

Факторы

Производ

ство

Распределение

 

Управление

/маркетинг/

сбыт

Исследования и развитие

Надежность энергоснабжения

1

 

 

 

Наличие телекоммуникаций

2

1

1

2

Стабильность     политического положения

3

5

2

1

Издержки на заработную плату

4

 

4

 

3

 

 

 

Наличие квалифицированной рабочей силы

5

 

 

4

 

Близость к сети магистральных автодорог

 

2

 

 

Транспортные издержки

 

3

 

 

Близость к аэропорту

 

 

4

 

Здоровая   экономическая ситуация

 

 

5

 

 

Стабильность социального климата

 

 

 

3

 

Возможность сотрудничества с исследовательскими  организациями

 

 

 

5

 

 

 В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.

Среди мягких факторов определяющий вес получают стабиль­ность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хо­роших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управ­ленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благопри­ятного имиджа региона (3).

Если дифференцировать факторы не по принципу мягкий — жесткий, а по стадиям производства, то современные предпоч­тения распределятся следующим образом (4).

Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумева­ет, что не все они одинаково важны для конкретного населен­ного пункта или конкретного предприятия. Например, издерж­ки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной про­дукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.

В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специа­лизации регионального социально-экономического комплекса.

В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (рис. 11.1).

Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.

 

Мобильность

Локализация

концентрированные

дисперсные

Немобильные

Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия

Неспециализированная инфраструктура,  местные  коммунальные земельные участки

Маломобильные

Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау

Неквалифицированные трудовые ресурсы

Высокомобильные

Специализированная информация

Неспециализированная  информация, банковский капитал по нормальным условиям

Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения

Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.

Актуальным требованием становится жесткая работа по ана­лизу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятель­ности по улучшению производственной, социальной, институ­циональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых ре­шений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона —  маркетинг регионов.

Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем

Контрольные вопросы

1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкуренто­способности регионов?

2. Что понимается под жесткими факторами?

3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?

4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?

Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.

Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха (1).

По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и инфор­мация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сы­рья», «издержки на заработную плату и первоначальный капи­тал» теряют свое значение в пользу агломерационных преиму­ществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.) (2).

Таблица 11.2

Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла

(в порядке убывания значимости)

Факторы

Производ

ство

Распределение

 

Управление

/маркетинг/

сбыт

Исследования и развитие

Надежность энергоснабжения

1

 

 

 

Наличие телекоммуникаций

2

1

1

2

Стабильность     политического положения

3

5

2

1

Издержки на заработную плату

4

 

4

 

3

 

 

 

Наличие квалифицированной рабочей силы

5

 

 

4

 

Близость к сети магистральных автодорог

 

2

 

 

Транспортные издержки

 

3

 

 

Близость к аэропорту

 

 

4

 

Здоровая   экономическая ситуация

 

 

5

 

 

Стабильность социального климата

 

 

 

3

 

Возможность сотрудничества с исследовательскими  организациями

 

 

 

5

 

 

 В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.

Среди мягких факторов определяющий вес получают стабиль­ность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хо­роших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управ­ленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благопри­ятного имиджа региона (3).

Если дифференцировать факторы не по принципу мягкий — жесткий, а по стадиям производства, то современные предпоч­тения распределятся следующим образом (4).

Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумева­ет, что не все они одинаково важны для конкретного населен­ного пункта или конкретного предприятия. Например, издерж­ки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной про­дукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.

В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специа­лизации регионального социально-экономического комплекса.

В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (рис. 11.1).

Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.

 

Мобильность

Локализация

концентрированные

дисперсные

Немобильные

Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия

Неспециализированная инфраструктура,  местные  коммунальные земельные участки

Маломобильные

Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау

Неквалифицированные трудовые ресурсы

Высокомобильные

Специализированная информация

Неспециализированная  информация, банковский капитал по нормальным условиям

Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения

Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.

Актуальным требованием становится жесткая работа по ана­лизу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятель­ности по улучшению производственной, социальной, институ­циональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых ре­шений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона —  маркетинг регионов.

Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем

Контрольные вопросы

1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкуренто­способности регионов?

2. Что понимается под жесткими факторами?

3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?

4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?