11.3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70
Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.
Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха (1).
По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.) (2).
Таблица 11.2
Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла
(в порядке убывания значимости)
Факторы |
Производ ство |
Распределение
|
Управление /маркетинг/ сбыт |
Исследования и развитие |
Надежность энергоснабжения |
1 |
|
|
|
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
2 |
Стабильность политического положения |
3 |
5 |
2 |
1 |
Издержки на заработную плату |
4
|
4
|
3
|
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
5 |
|
|
4
|
Близость к сети магистральных автодорог |
|
2 |
|
|
Транспортные издержки |
|
3 |
|
|
Близость к аэропорту |
|
|
4 |
|
Здоровая экономическая ситуация |
|
|
5
|
|
Стабильность социального климата |
|
|
|
3
|
Возможность сотрудничества с исследовательскими организациями |
|
|
|
5
|
В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.
Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона (3).
Если дифференцировать факторы не по принципу мягкий — жесткий, а по стадиям производства, то современные предпочтения распределятся следующим образом (4).
Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.
В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.
В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (рис. 11.1).
Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.
Мобильность |
Локализация |
|
концентрированные |
дисперсные |
|
Немобильные |
Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия |
Неспециализированная инфраструктура, местные коммунальные земельные участки |
Маломобильные |
Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау |
Неквалифицированные трудовые ресурсы |
Высокомобильные |
Специализированная информация |
Неспециализированная информация, банковский капитал по нормальным условиям |
Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона — маркетинг регионов.
Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем
Контрольные вопросы
1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов?
2. Что понимается под жесткими факторами?
3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?
4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?
Соотношение между отдельными факторами размещения их значимость находятся в постоянном движении. Все же середины 90-х годов можно зафиксировать несколько o6щих изменений, которые в еще большей степени будут действовать на рубеже веков.
Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха (1).
По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.) (2).
Таблица 11.2
Ранжирование факторов по стадиям производственного цикла
(в порядке убывания значимости)
Факторы |
Производ ство |
Распределение
|
Управление /маркетинг/ сбыт |
Исследования и развитие |
Надежность энергоснабжения |
1 |
|
|
|
Наличие телекоммуникаций |
2 |
1 |
1 |
2 |
Стабильность политического положения |
3 |
5 |
2 |
1 |
Издержки на заработную плату |
4
|
4
|
3
|
|
Наличие квалифицированной рабочей силы |
5 |
|
|
4
|
Близость к сети магистральных автодорог |
|
2 |
|
|
Транспортные издержки |
|
3 |
|
|
Близость к аэропорту |
|
|
4 |
|
Здоровая экономическая ситуация |
|
|
5
|
|
Стабильность социального климата |
|
|
|
3
|
Возможность сотрудничества с исследовательскими организациями |
|
|
|
5
|
В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.
Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона (3).
Если дифференцировать факторы не по принципу мягкий — жесткий, а по стадиям производства, то современные предпочтения распределятся следующим образом (4).
Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.
В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.
В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (рис. 11.1).
Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.
Мобильность |
Локализация |
|
концентрированные |
дисперсные |
|
Немобильные |
Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия |
Неспециализированная инфраструктура, местные коммунальные земельные участки |
Маломобильные |
Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау |
Неквалифицированные трудовые ресурсы |
Высокомобильные |
Специализированная информация |
Неспециализированная информация, банковский капитал по нормальным условиям |
Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона — маркетинг регионов.
Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем
Контрольные вопросы
1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов?
2. Что понимается под жесткими факторами?
3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?
4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?