14.3. Современные проблемы развития организационных структур управления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неиз­бежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

• поддержание производства на еще жизнеспособных дейст­вующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напря­женности и предотвращения конфликтов;

• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой се­лективной помощи приоритетным (с точки зрения регио­на) направлениям развития и предприятиям;

• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

• организация рациональных хозяйственных связей пред­приятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориаль­ных образований (как внутри России, так и за рубежом);

• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;

• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;

• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, соз­дающего новые рабочие места, увеличивающего предложе­ние товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;

• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (осо­бенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвести­ций, в первую очередь в сферу материального производства;

• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумули­ровать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;

• активное продвижение на зарубежные рынки товаров ме­стных экспортеров во взаимодействии с централизованны­ми экспортными программами Федерации;

• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровне­вую организацию.

При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их регио­нальных центрах необходимо обновлять структуру органов управ­ления в соответствии с происходящими изменениями. Это каса­ется всей системы органов управления, занимающейся регио­нальной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ яв­ляется центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, ко­торый может и должен систематически осуществлять региональ­ную политику. Таким органом в настоящее время является Ми­нистерство по делам национальностей и федеративных отноше­ний. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное «туше­ние» национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).

Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизон­тали) нужна система органов представительной и исполнитель­ной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отра­жение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.

Контрольные вопросы

1. Какие типы организационных структур управления используются в региональ­ном управлении?

2. Каковы основные отличия организационных структур управления интенсивного и экстенсивного типов?

3. В чем особенности организации и управления социально-экономическими сис­темами?

4. Каковы особенности мягких и жестких факторов управления?

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неиз­бежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

• поддержание производства на еще жизнеспособных дейст­вующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напря­женности и предотвращения конфликтов;

• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой се­лективной помощи приоритетным (с точки зрения регио­на) направлениям развития и предприятиям;

• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

• организация рациональных хозяйственных связей пред­приятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориаль­ных образований (как внутри России, так и за рубежом);

• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;

• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;

• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, соз­дающего новые рабочие места, увеличивающего предложе­ние товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;

• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (осо­бенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвести­ций, в первую очередь в сферу материального производства;

• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумули­ровать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;

• активное продвижение на зарубежные рынки товаров ме­стных экспортеров во взаимодействии с централизованны­ми экспортными программами Федерации;

• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровне­вую организацию.

При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их регио­нальных центрах необходимо обновлять структуру органов управ­ления в соответствии с происходящими изменениями. Это каса­ется всей системы органов управления, занимающейся регио­нальной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ яв­ляется центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, ко­торый может и должен систематически осуществлять региональ­ную политику. Таким органом в настоящее время является Ми­нистерство по делам национальностей и федеративных отноше­ний. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное «туше­ние» национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).

Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизон­тали) нужна система органов представительной и исполнитель­ной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отра­жение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.

Контрольные вопросы

1. Какие типы организационных структур управления используются в региональ­ном управлении?

2. Каковы основные отличия организационных структур управления интенсивного и экстенсивного типов?

3. В чем особенности организации и управления социально-экономическими сис­темами?

4. Каковы особенности мягких и жестких факторов управления?