14.3. Современные проблемы развития организационных структур управления
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70
В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:
• поддержание производства на еще жизнеспособных действующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напряженности и предотвращения конфликтов;
• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой селективной помощи приоритетным (с точки зрения региона) направлениям развития и предприятиям;
• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;
• организация рациональных хозяйственных связей предприятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориальных образований (как внутри России, так и за рубежом);
• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;
• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;
• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, создающего новые рабочие места, увеличивающего предложение товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;
• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (особенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций, в первую очередь в сферу материального производства;
• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;
• активное продвижение на зарубежные рынки товаров местных экспортеров во взаимодействии с централизованными экспортными программами Федерации;
• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровневую организацию.
При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их региональных центрах необходимо обновлять структуру органов управления в соответствии с происходящими изменениями. Это касается всей системы органов управления, занимающейся региональной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ является центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и должен систематически осуществлять региональную политику. Таким органом в настоящее время является Министерство по делам национальностей и федеративных отношений. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное «тушение» национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).
Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизонтали) нужна система органов представительной и исполнительной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отражение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.
Контрольные вопросы
1. Какие типы организационных структур управления используются в региональном управлении?
2. Каковы основные отличия организационных структур управления интенсивного и экстенсивного типов?
3. В чем особенности организации и управления социально-экономическими системами?
4. Каковы особенности мягких и жестких факторов управления?
В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:
• поддержание производства на еще жизнеспособных действующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напряженности и предотвращения конфликтов;
• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой селективной помощи приоритетным (с точки зрения региона) направлениям развития и предприятиям;
• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;
• организация рациональных хозяйственных связей предприятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориальных образований (как внутри России, так и за рубежом);
• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;
• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;
• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, создающего новые рабочие места, увеличивающего предложение товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;
• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (особенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций, в первую очередь в сферу материального производства;
• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;
• активное продвижение на зарубежные рынки товаров местных экспортеров во взаимодействии с централизованными экспортными программами Федерации;
• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровневую организацию.
При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их региональных центрах необходимо обновлять структуру органов управления в соответствии с происходящими изменениями. Это касается всей системы органов управления, занимающейся региональной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ является центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и должен систематически осуществлять региональную политику. Таким органом в настоящее время является Министерство по делам национальностей и федеративных отношений. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное «тушение» национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).
Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизонтали) нужна система органов представительной и исполнительной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отражение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.
Контрольные вопросы
1. Какие типы организационных структур управления используются в региональном управлении?
2. Каковы основные отличия организационных структур управления интенсивного и экстенсивного типов?
3. В чем особенности организации и управления социально-экономическими системами?
4. Каковы особенности мягких и жестких факторов управления?