4.1. Теоретические разработки о пространственной организации хозяйства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Начала теории размещения производства, заложенные Й. Тюненом, В. Лаунхардтом и А. Вебером, получили интенсивное про­должение в первой половине XX в. В этом процессе теоретиче­ского поиска можно выделить три основных направления:

• построение «чистых» теорий (точнее, теоретических кон­струкций), продолжающих традиции классиков;

• создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;

• конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.

Характерными признаками первого направления — построение «чистых» теорий размещения — являются выбор относительно простой ситуации или проблемы (абстрагированной от конкретностей и второстепенных свойств) и ее глубокий количествен­ный анализ, завершающийся выведением математической фор­мулы, нахождением особого геометрического места или опреде­лением точных правил экономического поведения. Напомним, что именно так строилась теория «изолированного государства» Й. Тюнена или теория размещения промышленного предприятия В. Лаунхардта.

Типичным примером «чистой» теории является выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, отталкиваясь от идеи В. Кристаллера, поставил А. Лёш. Суть найденного решения состоит в следующем. Фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах «своего» правильного шестиугольника.

Другой типичный пример — феномен X. Хотеллинга: обосно­вание правила оптимального поведения конкурирующих производителей (продавцов), решающих простую на первый взгляд задачу размещения. X. Хотеллинг в 1929 г. исследовал модель дуопольного рынка. Два производителя, А и В, продают однород­ный продукт вдоль линейного рынка (например, два продавца мороженого) по ценам РА и РВ. Потребители распределены рав­номерно, каждый покупает одну единицу продукта в единицу времени. Каждый производитель может удовлетворить весь спрос. Транспортные затраты на доставку единицы продукта на еди­ничное расстояние равны с. Производители могут свободно раз­мещаться по всей длине рынка, равной d. Каждый производитель гарантирован контролировать рынок с противоположной от конкурента стороны, длины этих гарантированных участков — соответственно а и b. Но рынок между ними — коллективный: для А это длина x, для В — длина у. Рыночная граница опреде­ляется равенством РА + сx = Рв + су. Полный анализ данной за­дачи получен в рамках некооперативной игры двух лиц.

Ко второму направлению — создание более общих теорий — относятся исследования, дополняющие и обобщающие подходы и результаты основоположников теории размещения. Здесь в пер­вую очередь следует назвать имена немецких ученых О. Энглендера и Г. Ритчля, шведского ученого Т. Паландера, которые переходят от рассмотрения отдельного и изолированного промышленного предприятия к анализу взаимосвязанных предприятий, объеди­няют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и про­изводственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и пред­ложения, элементов динамики.

Т. Паландер выдвинул «всеобщую» и «специальную» теории штандорта: первую — для региона и страны; вторую — для пред­приятий отрасли или группы отраслей. Он стремился соединить теории размещения предприятий и пространственный анализ рынков. Его основной труд «Работы по теории размещения» вышел в 1935 г. Т. Паландер стал предтечей новой волны синте­тиков теории размещения (А. Лёш, У. Айзард и др.).

Научным базисом третьего направления развития теории раз­мещения является классическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, точнее, ее логико-математическая структу­ра. Это обстоятельство — свидетельство включения теорий регио­нальной экономики в главное русло общей экономической теории.

Построение модели общего пространственного экономическо­го равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложно­сти. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание усло­вий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и др. Очевидно, что необходимо находить разумное сочетание общности модели и возможностей ее операционного использования.

Первые попытки конструирования модели пространственно­го экономического равновесия предпринимали Прёдель и Вайгман, однако создателем первой полной теории пространственно­го экономического равновесия, несомненно, является А. Лёш. Модель А. Лёша стала кульминацией его многогранного учения о пространственной организации хозяйства.

Во второй половине 50-х годов появляется целая серия работ по общей теории размещения, знаменующих переход к новому этапу развития региональной экономики как науки. Исследова­ния в области теории размещения на основе моделей оптимиза­ции и экономического равновесия (взаимодействия) составляют одно из современных направлений теории пространственной и региональной экономики.

Учение о пространственной организации хозяйства А. Лёша

В своем учении А. Лёш значительно расширяет состав факто­ров и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетании (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигопо­лии и т.д.), насыщая теорию размещения всем разнообразием ин­струментов макроэкономики. Он анализирует ситуацию размещения фирм в условиях конкуренции, когда выбор местоположе­ния определяется не только стремлением каждой фирмы к мак­симуму прибыли, но и увеличением числа фирм, заполняющих все рыночное пространство. Соответственно в пространственном ценообразовании отдельные фирмы должны корректировать цены с целью защиты своего рынка от проникновения других фирм. А. Лёш доказывал оптимальность гексагонального размещения фирм (в вершинах правильных шестиугольников).

А. Лёш рассматривает экономический регион как рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией. Идеальная форма региона — правильный шестиугольник. Он анализирует несколько типов (уровней) регионов, включая рыночные зоны, определяемые радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции, и экономический ландшафт — высший тип региона, объединяющий рыночные зоны. А. Лёш усиливает также теорию межрегиональной торговли (в частности, Б. Олина) при предположениях о мобильности това­ров и услуг в краткосрочном периоде и факторов производства в долгосрочном периоде.

Наибольшим научным достижением А. Лёша, поднимающим его над всеми теоретиками пространственной экономики до середины XX в., является разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Здесь А. Лёш занимает место, подобное месту Л. Вальраса в общей экономической теории.

А. Лёш дал подробное математическое описание рыночного функционирования системы производителей и потребителей, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точ­ке пространства. Основными элементами уравнений модели рав­новесия являются функции спроса и издержек. Состояние равно­весия, по А. Лёшу, характеризуется следующими условиями:

1) местоположение каждой фирмы обладает максимально воз­можными преимуществами для производителей и потребителей;

2) фирмы размещаются так, что территория полностью используется;

3) существует равенство цен и издержек (нет избыточного до­хода);

4) все рыночные зоны имеют минимальный размер (в форме шестиугольника);

5) границы рыночных арен проходят по линиям безразличия (изолиниям), что, по мнению А. Лёша, обеспечивает устойчивость найденного равновесия.

В модели А. Лёша число уравнений совпадает с числом неиз­вестных. Как и Л. Вальрас, он полагал, что это не только необхо­димо, но и достаточно для существования равновесия. Конечно это не так, однако следует иметь в виду, что математический аппа­рат для доказательства существования равновесия в сложных моде­лях был создан значительно позже. Модели А. Лёша свойственны многие упрощающие допущения, что впоследствии становилось поводом для критических замечаний. Однако для конструктивной критики теоретических допущений и выводов А. Лёша требуется подняться на его уровень мышления и кругозора.

Основной метод А. Лёша — это абстрактно-теоретический анализ в математической форме. Различие позиции А. Лёша и мнений большинства экономистов, мыслящих менее абстракт­но, можно показать на примере объяснения такого важного фе­номена в пространственной экономике, как территориальное (или пространственное) разделение труда.

Заслуга А. Лёша состоит в том, что он ярко продемонстриро­вал логику и операционализм абстрактного мышления, открыв тем самым своим последователям прямой путь для создания общей теории пространственной экономики.

Начала теории размещения производства, заложенные Й. Тюненом, В. Лаунхардтом и А. Вебером, получили интенсивное про­должение в первой половине XX в. В этом процессе теоретиче­ского поиска можно выделить три основных направления:

• построение «чистых» теорий (точнее, теоретических кон­струкций), продолжающих традиции классиков;

• создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;

• конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.

Характерными признаками первого направления — построение «чистых» теорий размещения — являются выбор относительно простой ситуации или проблемы (абстрагированной от конкретностей и второстепенных свойств) и ее глубокий количествен­ный анализ, завершающийся выведением математической фор­мулы, нахождением особого геометрического места или опреде­лением точных правил экономического поведения. Напомним, что именно так строилась теория «изолированного государства» Й. Тюнена или теория размещения промышленного предприятия В. Лаунхардта.

Типичным примером «чистой» теории является выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, отталкиваясь от идеи В. Кристаллера, поставил А. Лёш. Суть найденного решения состоит в следующем. Фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах «своего» правильного шестиугольника.

Другой типичный пример — феномен X. Хотеллинга: обосно­вание правила оптимального поведения конкурирующих производителей (продавцов), решающих простую на первый взгляд задачу размещения. X. Хотеллинг в 1929 г. исследовал модель дуопольного рынка. Два производителя, А и В, продают однород­ный продукт вдоль линейного рынка (например, два продавца мороженого) по ценам РА и РВ. Потребители распределены рав­номерно, каждый покупает одну единицу продукта в единицу времени. Каждый производитель может удовлетворить весь спрос. Транспортные затраты на доставку единицы продукта на еди­ничное расстояние равны с. Производители могут свободно раз­мещаться по всей длине рынка, равной d. Каждый производитель гарантирован контролировать рынок с противоположной от конкурента стороны, длины этих гарантированных участков — соответственно а и b. Но рынок между ними — коллективный: для А это длина x, для В — длина у. Рыночная граница опреде­ляется равенством РА + сx = Рв + су. Полный анализ данной за­дачи получен в рамках некооперативной игры двух лиц.

Ко второму направлению — создание более общих теорий — относятся исследования, дополняющие и обобщающие подходы и результаты основоположников теории размещения. Здесь в пер­вую очередь следует назвать имена немецких ученых О. Энглендера и Г. Ритчля, шведского ученого Т. Паландера, которые переходят от рассмотрения отдельного и изолированного промышленного предприятия к анализу взаимосвязанных предприятий, объеди­няют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и про­изводственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и пред­ложения, элементов динамики.

Т. Паландер выдвинул «всеобщую» и «специальную» теории штандорта: первую — для региона и страны; вторую — для пред­приятий отрасли или группы отраслей. Он стремился соединить теории размещения предприятий и пространственный анализ рынков. Его основной труд «Работы по теории размещения» вышел в 1935 г. Т. Паландер стал предтечей новой волны синте­тиков теории размещения (А. Лёш, У. Айзард и др.).

Научным базисом третьего направления развития теории раз­мещения является классическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, точнее, ее логико-математическая структу­ра. Это обстоятельство — свидетельство включения теорий регио­нальной экономики в главное русло общей экономической теории.

Построение модели общего пространственного экономическо­го равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложно­сти. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание усло­вий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и др. Очевидно, что необходимо находить разумное сочетание общности модели и возможностей ее операционного использования.

Первые попытки конструирования модели пространственно­го экономического равновесия предпринимали Прёдель и Вайгман, однако создателем первой полной теории пространственно­го экономического равновесия, несомненно, является А. Лёш. Модель А. Лёша стала кульминацией его многогранного учения о пространственной организации хозяйства.

Во второй половине 50-х годов появляется целая серия работ по общей теории размещения, знаменующих переход к новому этапу развития региональной экономики как науки. Исследова­ния в области теории размещения на основе моделей оптимиза­ции и экономического равновесия (взаимодействия) составляют одно из современных направлений теории пространственной и региональной экономики.

Учение о пространственной организации хозяйства А. Лёша

В своем учении А. Лёш значительно расширяет состав факто­ров и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетании (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигопо­лии и т.д.), насыщая теорию размещения всем разнообразием ин­струментов макроэкономики. Он анализирует ситуацию размещения фирм в условиях конкуренции, когда выбор местоположе­ния определяется не только стремлением каждой фирмы к мак­симуму прибыли, но и увеличением числа фирм, заполняющих все рыночное пространство. Соответственно в пространственном ценообразовании отдельные фирмы должны корректировать цены с целью защиты своего рынка от проникновения других фирм. А. Лёш доказывал оптимальность гексагонального размещения фирм (в вершинах правильных шестиугольников).

А. Лёш рассматривает экономический регион как рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией. Идеальная форма региона — правильный шестиугольник. Он анализирует несколько типов (уровней) регионов, включая рыночные зоны, определяемые радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции, и экономический ландшафт — высший тип региона, объединяющий рыночные зоны. А. Лёш усиливает также теорию межрегиональной торговли (в частности, Б. Олина) при предположениях о мобильности това­ров и услуг в краткосрочном периоде и факторов производства в долгосрочном периоде.

Наибольшим научным достижением А. Лёша, поднимающим его над всеми теоретиками пространственной экономики до середины XX в., является разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Здесь А. Лёш занимает место, подобное месту Л. Вальраса в общей экономической теории.

А. Лёш дал подробное математическое описание рыночного функционирования системы производителей и потребителей, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точ­ке пространства. Основными элементами уравнений модели рав­новесия являются функции спроса и издержек. Состояние равно­весия, по А. Лёшу, характеризуется следующими условиями:

1) местоположение каждой фирмы обладает максимально воз­можными преимуществами для производителей и потребителей;

2) фирмы размещаются так, что территория полностью используется;

3) существует равенство цен и издержек (нет избыточного до­хода);

4) все рыночные зоны имеют минимальный размер (в форме шестиугольника);

5) границы рыночных арен проходят по линиям безразличия (изолиниям), что, по мнению А. Лёша, обеспечивает устойчивость найденного равновесия.

В модели А. Лёша число уравнений совпадает с числом неиз­вестных. Как и Л. Вальрас, он полагал, что это не только необхо­димо, но и достаточно для существования равновесия. Конечно это не так, однако следует иметь в виду, что математический аппа­рат для доказательства существования равновесия в сложных моде­лях был создан значительно позже. Модели А. Лёша свойственны многие упрощающие допущения, что впоследствии становилось поводом для критических замечаний. Однако для конструктивной критики теоретических допущений и выводов А. Лёша требуется подняться на его уровень мышления и кругозора.

Основной метод А. Лёша — это абстрактно-теоретический анализ в математической форме. Различие позиции А. Лёша и мнений большинства экономистов, мыслящих менее абстракт­но, можно показать на примере объяснения такого важного фе­номена в пространственной экономике, как территориальное (или пространственное) разделение труда.

Заслуга А. Лёша состоит в том, что он ярко продемонстриро­вал логику и операционализм абстрактного мышления, открыв тем самым своим последователям прямой путь для создания общей теории пространственной экономики.