4.6. Размещение деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Теории размещения, разрабатываемые в последние десятиле­тия, не отвергая наследия классиков размещения сельскохозяй­ственного и промышленного производства и их последователей, смещают акценты на иные виды размещаемой деятельности и факторы размещения.

Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанное людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-ана­литического инструментария.

Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или на интересы государства (советская школа). Более современные теории объясняют закономерности размещения в условиях про­тиворечивости индивидуальных, групповых (корпоративных, ре­гиональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых ситуаций, новые теории анализируют и прогнозируют поведение участни­ков процесса размещения в условиях риска и неопределенности.

Важным этапом в развитии теории размещения стало иссле­дование процесса создания и распространения инноваций (но­вовведений). Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии инно­ваций (его основополагающий труд «Диффузия инноваций как пространственный процесс» вышел в свет в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распростра­нение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна ге­нерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории боль­ших циклов («длинных волн») отечественного экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория жизнен­ного регионального цикла. Она рассматривает процесс произ­водства товаров как процесс с несколькими стадиями: появле­ние нового продукта, рост его производства, зрелость (насыще­ние), сокращение. На стадии инноваций требуются большие пер­сональные контакты, поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города. Активное производство может быть размещено в периферийных регионах, но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение про­изводства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприят­ных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например в виде создания плавательных и научных цен­тров (технополисы, наукограды и т.п.).

Теории размещения, разрабатываемые в последние десятиле­тия, не отвергая наследия классиков размещения сельскохозяй­ственного и промышленного производства и их последователей, смещают акценты на иные виды размещаемой деятельности и факторы размещения.

Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанное людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-ана­литического инструментария.

Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или на интересы государства (советская школа). Более современные теории объясняют закономерности размещения в условиях про­тиворечивости индивидуальных, групповых (корпоративных, ре­гиональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых ситуаций, новые теории анализируют и прогнозируют поведение участни­ков процесса размещения в условиях риска и неопределенности.

Важным этапом в развитии теории размещения стало иссле­дование процесса создания и распространения инноваций (но­вовведений). Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии инно­ваций (его основополагающий труд «Диффузия инноваций как пространственный процесс» вышел в свет в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распростра­нение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна ге­нерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории боль­ших циклов («длинных волн») отечественного экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория жизнен­ного регионального цикла. Она рассматривает процесс произ­водства товаров как процесс с несколькими стадиями: появле­ние нового продукта, рост его производства, зрелость (насыще­ние), сокращение. На стадии инноваций требуются большие пер­сональные контакты, поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города. Активное производство может быть размещено в периферийных регионах, но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение про­изводства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприят­ных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например в виде создания плавательных и научных цен­тров (технополисы, наукограды и т.п.).