9.3. Задачи федерального, регионального и муниципального управления в современных условиях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием «невидимой руки» рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыноч­ным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных от­ношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.

Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяй­ственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.

1.  Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Экономические районы-доноры

1987

1990

1993

1994

1995

Поволжский

5,6

4,9

3,1

3,5

5,3

Уральский

7,7

7,2

6,7

7,9

10,6

Западно-Сибирский

18,6

19,0

27,0

28,5

29,6

Восточно-Сибирский

1,1

5,1

Северный

1,3

5,0

 

Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение по­следнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.

В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в об­щем положительном сальдо районов-доноров. Данные свиде­тельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Ураль­ский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном саль­до районов-доноров заметно росла.

Таблица 9.7

Региональная структура общего положительного сальдо регионов-доноров, %

Регионы-доноры

1987

1990

1993

1994

1995

Общее положительное сальдо регионов-доноров

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

В том числе регионы: Поволжский

 

14,6

 

12,7

 

6,7

 

6,5

 

8,0

Уральский

26,9

24,9

18,2

18,2

20,9

Западно-Сибирский

58,5

62,4

75,1

73,5

64,3

Восточно-Сибирский

0,8

2,7

Северный

1,0

4,1

 

2.Обеспечение  существования  экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.

Из данных табл. 9.8 следует, что за анализируемые годы число районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно сни­зился, и только у двух из них — Центрального и Северо-За­падного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второ­го—в 1,5 раза).

Таблица 9.8

Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы-реципиенты

1987

1990

1993

1994

1995

Северный

3,9

5,3

0,6

Северо-Западный

6,4

6,7

7,7

9,8

9,9

Центральный

4,4

4,2

6,1

9,4

10,2

Волго-Вятский

1,2

0,7

1,3

1,5

0,1

Центрально-черноземный

8,1

7,7

6,6

6,2

4,4

Северо-Кавказский

7,2

8,0

7,7

7,8

7,5

Восточно-Сибирский

3,7

4,2

1,2

Дальневосточный

10,4

11,9

8,2

7,9

5,7

 

Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987-1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих дан­ных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в 1995 г. превышала 70%. В течение 1990-1995 гг. доля большин­ства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).

Таблица 9.9

Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %

Районы-реципиенты

1987

1990

1993

1994

1995

Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

Северный

5,3

6,7

0,8

Северо-Западный

11,5

6,7

13,5

14,8

15,0

Центральный

25,8

23,4

38,2

49,1

55,1

Волго-Вятский

2,0

1,1

2,3

2,2

0,1

Центрально-черноземный

11,7

10,5

10,3

7,8

6,2

Северо-Кавказский

17,5

18,8

18,0

14,7

15,0

Восточно-Сибирский

6,8

7,3

2,3

Дальневосточный

19,4

20,

14,6

11,4

8,6

 

3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вто­рые — в основном на западе России) свидетельствует о неэк­вивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).

Таблица 9.10

Доля общего положительного сальдо всех регионов-доноров в их производстве и доля общего отрицательного сальдо всех регионов-реципиентов в их ресурсах потребления (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы России

1987

1990

1993

1994

1995

Все районы-доноры

10,8

10,7

14,5

16,6

20,1

Все районы-реципиенты

5,5

5,8

5,3

7,8

7,5

 

Из табл. 9.10 следует, что в рыночной экономике России од­новременно действовали две нерыночные тенденции: с одной сто­роны, усиление уровня донорства востока России, с другой — усиление уровня реципиентности ее запада. Взаимодействие этих тенденций обеспечивало масштабное неэквивалентное перераспределение ресурсов востока России в пользу ее западных регионов. Так, в 1995 г. более 20% валового общественного продукта востока России было направлено на создание общего положительного сальдо страны. Однако это сальдо использовалось не только для поддержки запада России (табл. 9.11).

Таблица 9.11

Структура использования положительного сальдо

всех регионов-доноров России, %

Направления использования сальдо

1987

1990

1993

1994

1995

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

на поддержку регионов-реципиентов

 

71,6

 

77,9

 

54,0

 

54,8

 

41,5

на чистый вывоз из России

28,4

22,1

46,0

45,2

58,5

 

Из табл. 9.11 следует, что доля общего положительного саль­до востока России, идущая на поддержку российских регионов-реципиентов, т.е. используемая внутри страны для укрепления целостности ее экономики, в течение последних лет неуклонно уменьшалась и составила в 1995 г. лишь немногим более 40 %. В то же время доля чистого вывоза из России в основном в страны дальнего зарубежья за тот же период непрерывно возрастала и достигла почти 60%.

Выявление функций федерального и регионального государ­ственного регулирования по обеспечению целостности россий­ского экономического пространства и количественный анализ ре­зультатов его деятельности позволяют сформулировать следую­щие основные направления совершенствования этих функций:

• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

• использование результатов этого донорства во все боль­шей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (табл. 9.7);

• обеспечение большей равномерности в образовании обще­го положительного сальдо регионами-донорами востока России и в его распределении между регионами-реципиентами России. Это предполагает значительное снижение доли Центрального, Северо-Западного регионов и одно­временное резкое увеличение доли в первую очередь Дальневосточного, Центрально-черноземного экономических рай­онов (см. табл. 9.9).

Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности их федерального и регио­нального государственного регулирования в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте схему экономического пространства России и его региональ­ные особенности. Дайте понятие макроэкономических пропорций.

2. Какова взаимозависимость регионов в экономике России?

3. Назовите основные проблемы «Запад-Восток» в современной российской эко­номике.

4. Дайте определение регионов-доноров и регионов-реципиентов.

5. Каковы задачи федерального и регионального управления по обеспечению целостности российского экономического пространства?

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием «невидимой руки» рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыноч­ным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных от­ношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.

Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяй­ственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.

1.  Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Экономические районы-доноры

1987

1990

1993

1994

1995

Поволжский

5,6

4,9

3,1

3,5

5,3

Уральский

7,7

7,2

6,7

7,9

10,6

Западно-Сибирский

18,6

19,0

27,0

28,5

29,6

Восточно-Сибирский

1,1

5,1

Северный

1,3

5,0

 

Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение по­следнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.

В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в об­щем положительном сальдо районов-доноров. Данные свиде­тельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Ураль­ский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном саль­до районов-доноров заметно росла.

Таблица 9.7

Региональная структура общего положительного сальдо регионов-доноров, %

Регионы-доноры

1987

1990

1993

1994

1995

Общее положительное сальдо регионов-доноров

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

В том числе регионы: Поволжский

 

14,6

 

12,7

 

6,7

 

6,5

 

8,0

Уральский

26,9

24,9

18,2

18,2

20,9

Западно-Сибирский

58,5

62,4

75,1

73,5

64,3

Восточно-Сибирский

0,8

2,7

Северный

1,0

4,1

 

2.Обеспечение  существования  экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.

Из данных табл. 9.8 следует, что за анализируемые годы число районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно сни­зился, и только у двух из них — Центрального и Северо-За­падного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второ­го—в 1,5 раза).

Таблица 9.8

Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы-реципиенты

1987

1990

1993

1994

1995

Северный

3,9

5,3

0,6

Северо-Западный

6,4

6,7

7,7

9,8

9,9

Центральный

4,4

4,2

6,1

9,4

10,2

Волго-Вятский

1,2

0,7

1,3

1,5

0,1

Центрально-черноземный

8,1

7,7

6,6

6,2

4,4

Северо-Кавказский

7,2

8,0

7,7

7,8

7,5

Восточно-Сибирский

3,7

4,2

1,2

Дальневосточный

10,4

11,9

8,2

7,9

5,7

 

Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987-1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих дан­ных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в 1995 г. превышала 70%. В течение 1990-1995 гг. доля большин­ства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).

Таблица 9.9

Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %

Районы-реципиенты

1987

1990

1993

1994

1995

Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

Северный

5,3

6,7

0,8

Северо-Западный

11,5

6,7

13,5

14,8

15,0

Центральный

25,8

23,4

38,2

49,1

55,1

Волго-Вятский

2,0

1,1

2,3

2,2

0,1

Центрально-черноземный

11,7

10,5

10,3

7,8

6,2

Северо-Кавказский

17,5

18,8

18,0

14,7

15,0

Восточно-Сибирский

6,8

7,3

2,3

Дальневосточный

19,4

20,

14,6

11,4

8,6

 

3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вто­рые — в основном на западе России) свидетельствует о неэк­вивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).

Таблица 9.10

Доля общего положительного сальдо всех регионов-доноров в их производстве и доля общего отрицательного сальдо всех регионов-реципиентов в их ресурсах потребления (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы России

1987

1990

1993

1994

1995

Все районы-доноры

10,8

10,7

14,5

16,6

20,1

Все районы-реципиенты

5,5

5,8

5,3

7,8

7,5

 

Из табл. 9.10 следует, что в рыночной экономике России од­новременно действовали две нерыночные тенденции: с одной сто­роны, усиление уровня донорства востока России, с другой — усиление уровня реципиентности ее запада. Взаимодействие этих тенденций обеспечивало масштабное неэквивалентное перераспределение ресурсов востока России в пользу ее западных регионов. Так, в 1995 г. более 20% валового общественного продукта востока России было направлено на создание общего положительного сальдо страны. Однако это сальдо использовалось не только для поддержки запада России (табл. 9.11).

Таблица 9.11

Структура использования положительного сальдо

всех регионов-доноров России, %

Направления использования сальдо

1987

1990

1993

1994

1995

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

на поддержку регионов-реципиентов

 

71,6

 

77,9

 

54,0

 

54,8

 

41,5

на чистый вывоз из России

28,4

22,1

46,0

45,2

58,5

 

Из табл. 9.11 следует, что доля общего положительного саль­до востока России, идущая на поддержку российских регионов-реципиентов, т.е. используемая внутри страны для укрепления целостности ее экономики, в течение последних лет неуклонно уменьшалась и составила в 1995 г. лишь немногим более 40 %. В то же время доля чистого вывоза из России в основном в страны дальнего зарубежья за тот же период непрерывно возрастала и достигла почти 60%.

Выявление функций федерального и регионального государ­ственного регулирования по обеспечению целостности россий­ского экономического пространства и количественный анализ ре­зультатов его деятельности позволяют сформулировать следую­щие основные направления совершенствования этих функций:

• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

• использование результатов этого донорства во все боль­шей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (табл. 9.7);

• обеспечение большей равномерности в образовании обще­го положительного сальдо регионами-донорами востока России и в его распределении между регионами-реципиентами России. Это предполагает значительное снижение доли Центрального, Северо-Западного регионов и одно­временное резкое увеличение доли в первую очередь Дальневосточного, Центрально-черноземного экономических рай­онов (см. табл. 9.9).

Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности их федерального и регио­нального государственного регулирования в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте схему экономического пространства России и его региональ­ные особенности. Дайте понятие макроэкономических пропорций.

2. Какова взаимозависимость регионов в экономике России?

3. Назовите основные проблемы «Запад-Восток» в современной российской эко­номике.

4. Дайте определение регионов-доноров и регионов-реципиентов.

5. Каковы задачи федерального и регионального управления по обеспечению целостности российского экономического пространства?