ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
В рамках наиболее распространенного подхода
национальная безопасность рассматривается с
точки зрения менеджмента возможных угроз (ряд подходов к национальной
безопасности см.: Почепцов Г.Г. Национальная
безопасность стран переходного периода. — Киев, 1996). Концепция национальной
безопасности Украины предусматривает
следующие направления государственной политики в информационной сфере:l
защита своего информационного
пространства и вхождение Украины в мировое информационное пространство;l
выявление и устранение причин
информационной дискриминации Украины;l устранение негативных факторов
распространения информационного
пространства, информационной экспансии со стороны других государств;l
разработка и внедрение режимов получения,
сохранения, распространения и использования общественно значимой информации.Все
эти меры защиты возникают в ответ на
складывающуюся негативную ситуацию в информационном пространстве Украины,
поскольку в качестве угроз национальной
безопасности в информационной сфере признано следующее:l отсутствие
необходимой инфраструктуры в
информационной сфере;l медленное вхождение Украины в мировое
информационное пространство, отсутствие у
международного сообщества объективного представления об Украине;l
информационная экспансия со стороны других
государств;l разные виды утечки информации.Информационное
пространство формируется существующими
коммуникативными потоками. При этом социологические данные говорят об
определенных искривлениях в этом пространстве. Так,
60% взрослого населения Украины получают общественно-политическую информацию по
телевидению. Но одновременно
информационно-аналитическим программам российского телевидения отдают
предпочтение 54,5% населения. Возникает проблема
точки зрения, а не только фактического наполнения информацией этого
пространства. По его ключевым событиям сразу образуются
противоположные виды интерпретаций. Так, в январе 1997 г. взаимоисключающие
интерпретации давались трем важным моментам:
визиту Ю. Лужкова в Севастополь, встрече президентов Украины и Беларуси и
материалу «Убрать Президента Украины»
(напечатанном в газете «Всеукраинские ведомости» 14 января 1997 г.). Интересно,
что при этом украинские СМИ часто работали как
бы в пользу другой стороны, ср. подзаголовок одной из статей в «Независимой
газете» (1997, 21 янв.) о визите Ю. Лужкова: «Киев
создает паблисити московскому политику».В принципе есть две возможные стратегии
работы с чужим мнением. Стратегия запрета,
которую активно использовал бывший Советский Союз, однако, как оказалось,
отражение ключевых событий в информационной
сфере трудно поддается полному закрытию. С четкой неизбежностью закрытая
информация все равно появляется в обиходе, так что
речь может идти только о временной задержке информации. Другая возможная
стратегия, обыгрывание (или лечение) (Maltese J. A.
Spin Control. The White House office of communications and the management of
presidential news. — Chapel Hill — London, 1992). Такая
стратегия требует применения не силы, а аргументации, для чего необходимо
наличие гораздо более мощных интеллектуальных
ресурсов.В качестве примера такой стратегии на постсоветском пространстве можно
привести уже упоминавшуюся разработку
Специальной информационно-аналитической комиссии правительства России (май 1995
г.), названной «Мифология чеченского
кризиса как индикатор проблем национальной безопасности России». Там
констатируется, что:· «Последствия
проигрыша в «информационной войне», упрочение западной версии чеченского мифа
являются крайне негативными, если не
разрушительными»;· «отсутствует понимание, осознанное желание и
необходимость отработки технологий
взаимодействия структур государственной власти в такой «символической
реальности», какой является общественное мнение и
вообще идеологическая сфера»;· «Проблема заключается в... распаде или
отсутствии эффективных механизмов,
обеспечивающих процессы самоидентификации российского общества, Российского
государства».В качестве методов «лечения»
ситуации предлагается следующее:· «срочно создать конкурентоспособную
федеральную информационную модель
«чеченского кризиса», которую из-за наличия уже сложившегося ядра антироссийской
информационной модели можно назвать
«антимифом» в смысле необходимости дать «зеркальное отображение» по основным
узлам структуры западного варианта чеченского
мифа;· «имеет смысл обозначить способы его наиболее эффективного
мотивирования, создания «экспортной версии»,
поскольку не грубая пропаганда в стиле «черно-белое», а именно психологическая
точность, адресность, полутона и оттенки
информационного продукта могли бы дать федеральным властям шанс отыграть сданные
позиции»;· «метод означает
последовательное проведение серии узконаправленных воздействий в узловых точках,
так называемых мероприятиях «политической
акупунктуры», для чего требуется значительно меньшее количество ресурсов, но
значительно большая степень ответственности у
федеральной власти».Ключевые части чеченского мифа предстают в виде следующих
составных частей: история чеченского кризиса,
кто прав в нем, статус чеченского конфликта, кем там являются российские солдаты
— оккупанты или спасители, что выше — права
человека или интересы государства. Кстати, в ряде случаев действительно
предлагается весьма удачное «лечение» ситуации.
Например: «Более правильным было бы развитие представлений о ситуации в Чечне
как типовом региональном конфликте в
пограничной зоне взаимодействия западной (христианской) и восточной
(мусульманской) цивилизации, еще точнее — как о типовом в
общемировых координатах сепаратистском криминальном мятеже, современный опыт
силового подавления которого имеется в
арсенале практически всех наиболее крупных демократических государств».В чем
преимущества такой реинтерпретации? Во-первых,
осмысление конфликта подключается к хорошо известной на Западе парадигме С.
Хантингтона, где будущие войны трактуются как
конфликты цивилизаций. Благодаря этому удается вывести конфликт из советской
интерпретации об «империи зла», куда даже в
постсоветском существовании естественно вписано наличие всемирных нарушителей.
Во-вторых, если в парадигме «демократия-
авторитаризм» западный лидер выбирает демократию, то в парадигме «христианско-
мусульманский конфликт» он естественным
образом выберет «христианскую» сторону, создав идентификацию «мы», а не
«они».Помимо рассмотренных нами видов анализа
П.Цыганков говорит об ивент-анализе, направленном на обработку публичной
информации (Цыганков П.А. Международные
отношения. — М., 1996. — С. 83). Параметры обработки публичных высказываний
первых лидеров строятся по таким признакам:1) кто
говорит (субъект-инициатор),2) что говорит (сюжет или «issue-area»),3) когда
(дата события).События систематизируются по этим
параметрам и анализируются с помощью ЭВМ.В заключение отметим, что подготовке
специалистов в области информационной
работы в США, к примеру, уделяется очень серьезное внимание. Только одна
Национальная криптологическая школа АНБ обучает за
год 19 тысяч человек (13,5 тысячи — гражданский персонал АНБ, 2,5 тысячи —
военный персонал, 3 тысячи — из других ведомств).
Подготовка специалистов по «информационным войнам» ведется и другими учебными
заведениями Соединенных
Штатов.Информация становится все более важной составляющей национальной
безопасности любого государства. Однако не
следует информационную безопасность трактовать только в терминах контроля,
несанкционированного допуска и под., поскольку в
этом случае ставятся задачи только «отрицательного» толка. Мы понимаем их именно
так, поскольку основным при этом становится
не создание новых текстов или сообщений, а стремление сохранить в качестве
константы уже введенные в систему тексты или
сообщения. Это менее творческие задачи, которые можно условно обозначить как
«задачи канала», где целью становится
неприкосновенность информационного ресурса, созданного кем-то. Более важными
представляются задачи позитивного направления,
задачи создания новых текстов и сообщений. Например, в рамках Украины такими
задачами в государственном масштабе может быть
следующее: «Выработка национальной идентичности», «Преодоление уровня пессимизма
населения» и под. Это позитивные задачи,
от решения которых в национальном масштабе зависит само существование
государства Украина. То есть в рамках данной
профессиональной области можно и нужно ставить в первую очередь задачи
позитивного толка.
В рамках наиболее распространенного подхода
национальная безопасность рассматривается с
точки зрения менеджмента возможных угроз (ряд подходов к национальной
безопасности см.: Почепцов Г.Г. Национальная
безопасность стран переходного периода. — Киев, 1996). Концепция национальной
безопасности Украины предусматривает
следующие направления государственной политики в информационной сфере:l
защита своего информационного
пространства и вхождение Украины в мировое информационное пространство;l
выявление и устранение причин
информационной дискриминации Украины;l устранение негативных факторов
распространения информационного
пространства, информационной экспансии со стороны других государств;l
разработка и внедрение режимов получения,
сохранения, распространения и использования общественно значимой информации.Все
эти меры защиты возникают в ответ на
складывающуюся негативную ситуацию в информационном пространстве Украины,
поскольку в качестве угроз национальной
безопасности в информационной сфере признано следующее:l отсутствие
необходимой инфраструктуры в
информационной сфере;l медленное вхождение Украины в мировое
информационное пространство, отсутствие у
международного сообщества объективного представления об Украине;l
информационная экспансия со стороны других
государств;l разные виды утечки информации.Информационное
пространство формируется существующими
коммуникативными потоками. При этом социологические данные говорят об
определенных искривлениях в этом пространстве. Так,
60% взрослого населения Украины получают общественно-политическую информацию по
телевидению. Но одновременно
информационно-аналитическим программам российского телевидения отдают
предпочтение 54,5% населения. Возникает проблема
точки зрения, а не только фактического наполнения информацией этого
пространства. По его ключевым событиям сразу образуются
противоположные виды интерпретаций. Так, в январе 1997 г. взаимоисключающие
интерпретации давались трем важным моментам:
визиту Ю. Лужкова в Севастополь, встрече президентов Украины и Беларуси и
материалу «Убрать Президента Украины»
(напечатанном в газете «Всеукраинские ведомости» 14 января 1997 г.). Интересно,
что при этом украинские СМИ часто работали как
бы в пользу другой стороны, ср. подзаголовок одной из статей в «Независимой
газете» (1997, 21 янв.) о визите Ю. Лужкова: «Киев
создает паблисити московскому политику».В принципе есть две возможные стратегии
работы с чужим мнением. Стратегия запрета,
которую активно использовал бывший Советский Союз, однако, как оказалось,
отражение ключевых событий в информационной
сфере трудно поддается полному закрытию. С четкой неизбежностью закрытая
информация все равно появляется в обиходе, так что
речь может идти только о временной задержке информации. Другая возможная
стратегия, обыгрывание (или лечение) (Maltese J. A.
Spin Control. The White House office of communications and the management of
presidential news. — Chapel Hill — London, 1992). Такая
стратегия требует применения не силы, а аргументации, для чего необходимо
наличие гораздо более мощных интеллектуальных
ресурсов.В качестве примера такой стратегии на постсоветском пространстве можно
привести уже упоминавшуюся разработку
Специальной информационно-аналитической комиссии правительства России (май 1995
г.), названной «Мифология чеченского
кризиса как индикатор проблем национальной безопасности России». Там
констатируется, что:· «Последствия
проигрыша в «информационной войне», упрочение западной версии чеченского мифа
являются крайне негативными, если не
разрушительными»;· «отсутствует понимание, осознанное желание и
необходимость отработки технологий
взаимодействия структур государственной власти в такой «символической
реальности», какой является общественное мнение и
вообще идеологическая сфера»;· «Проблема заключается в... распаде или
отсутствии эффективных механизмов,
обеспечивающих процессы самоидентификации российского общества, Российского
государства».В качестве методов «лечения»
ситуации предлагается следующее:· «срочно создать конкурентоспособную
федеральную информационную модель
«чеченского кризиса», которую из-за наличия уже сложившегося ядра антироссийской
информационной модели можно назвать
«антимифом» в смысле необходимости дать «зеркальное отображение» по основным
узлам структуры западного варианта чеченского
мифа;· «имеет смысл обозначить способы его наиболее эффективного
мотивирования, создания «экспортной версии»,
поскольку не грубая пропаганда в стиле «черно-белое», а именно психологическая
точность, адресность, полутона и оттенки
информационного продукта могли бы дать федеральным властям шанс отыграть сданные
позиции»;· «метод означает
последовательное проведение серии узконаправленных воздействий в узловых точках,
так называемых мероприятиях «политической
акупунктуры», для чего требуется значительно меньшее количество ресурсов, но
значительно большая степень ответственности у
федеральной власти».Ключевые части чеченского мифа предстают в виде следующих
составных частей: история чеченского кризиса,
кто прав в нем, статус чеченского конфликта, кем там являются российские солдаты
— оккупанты или спасители, что выше — права
человека или интересы государства. Кстати, в ряде случаев действительно
предлагается весьма удачное «лечение» ситуации.
Например: «Более правильным было бы развитие представлений о ситуации в Чечне
как типовом региональном конфликте в
пограничной зоне взаимодействия западной (христианской) и восточной
(мусульманской) цивилизации, еще точнее — как о типовом в
общемировых координатах сепаратистском криминальном мятеже, современный опыт
силового подавления которого имеется в
арсенале практически всех наиболее крупных демократических государств».В чем
преимущества такой реинтерпретации? Во-первых,
осмысление конфликта подключается к хорошо известной на Западе парадигме С.
Хантингтона, где будущие войны трактуются как
конфликты цивилизаций. Благодаря этому удается вывести конфликт из советской
интерпретации об «империи зла», куда даже в
постсоветском существовании естественно вписано наличие всемирных нарушителей.
Во-вторых, если в парадигме «демократия-
авторитаризм» западный лидер выбирает демократию, то в парадигме «христианско-
мусульманский конфликт» он естественным
образом выберет «христианскую» сторону, создав идентификацию «мы», а не
«они».Помимо рассмотренных нами видов анализа
П.Цыганков говорит об ивент-анализе, направленном на обработку публичной
информации (Цыганков П.А. Международные
отношения. — М., 1996. — С. 83). Параметры обработки публичных высказываний
первых лидеров строятся по таким признакам:1) кто
говорит (субъект-инициатор),2) что говорит (сюжет или «issue-area»),3) когда
(дата события).События систематизируются по этим
параметрам и анализируются с помощью ЭВМ.В заключение отметим, что подготовке
специалистов в области информационной
работы в США, к примеру, уделяется очень серьезное внимание. Только одна
Национальная криптологическая школа АНБ обучает за
год 19 тысяч человек (13,5 тысячи — гражданский персонал АНБ, 2,5 тысячи —
военный персонал, 3 тысячи — из других ведомств).
Подготовка специалистов по «информационным войнам» ведется и другими учебными
заведениями Соединенных
Штатов.Информация становится все более важной составляющей национальной
безопасности любого государства. Однако не
следует информационную безопасность трактовать только в терминах контроля,
несанкционированного допуска и под., поскольку в
этом случае ставятся задачи только «отрицательного» толка. Мы понимаем их именно
так, поскольку основным при этом становится
не создание новых текстов или сообщений, а стремление сохранить в качестве
константы уже введенные в систему тексты или
сообщения. Это менее творческие задачи, которые можно условно обозначить как
«задачи канала», где целью становится
неприкосновенность информационного ресурса, созданного кем-то. Более важными
представляются задачи позитивного направления,
задачи создания новых текстов и сообщений. Например, в рамках Украины такими
задачами в государственном масштабе может быть
следующее: «Выработка национальной идентичности», «Преодоление уровня пессимизма
населения» и под. Это позитивные задачи,
от решения которых в национальном масштабе зависит само существование
государства Украина. То есть в рамках данной
профессиональной области можно и нужно ставить в первую очередь задачи
позитивного толка.