Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление

Кризисы в развитии организации

Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются в критериях и в динамике показателей, отражающих функционирование и развитие организации.

К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти и с системологических позиций. Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую и динамическую устойчивость. На устойчивость системы влияют внешние и внутренние факторы. Все переходные периоды можно классифицировать тремя уровнями.

Первый уровень (гомеостатический) связан с такими изменениями, которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют ее структуры и элементного состава.

Второй уровень (инновационный) связан с такими изменениями, которые отражаются на структуре и элементном составе системы.

Третий уровень (бифуркационный) связан с такими изменениями, которые, значительным образом отражаются на структуре и элементном составе системы.

Одной из наиболее рациональных программ антикризисных мероприятий – выделение пятиэтапного цикла развития.

Первый этап имеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.

Такие организации (фирмы) называются эксплерентными. Компания продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап – патиентный.

Третий этап развития организации – виолентный. Компания завоевывает устойчивое положение на рынке.

Организация может успешно конкурировать. Виоленты – это фирмы со стратегией активного маркетинга, массовым выпуском пользующейся спросом продукции, крупные инновационные предприятия.

Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, когда развитие заходит в тупик.

Так появляются фирмы-коммутанты – малые и средние предприятия, ориентированные преимущественно на региональные рынки, использование достижений фирмвиолентов . Пятый этап называется леталентным.

Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежней форме. На данной стадии возникают фирмы – леталенты. Это распадающиеся фирмы или фирмы, осуществляющие диверсификацию с полным изменением профиля деятельности.

В практике антикризисного управления очень важно уметь диагностировать наступление кризиса, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.


Понятие кризиса в социально-экономическом развитии | Разновидности кризисов | Признаки кризиса | Сущность и закономерности экономических кризисов | Причины экономических кризисов | Фазы цикла и виды экономических кризисов | Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление | Кризисы в развитии организации | Необходимость и возможность антикризисного управления | Признаки и особенности антикризисного управления | Эффективность антикризисного управления | Общая схема механизма управления в кризисной ситуации | Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении | Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления | Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации | Роль государства в антикризисном управлении | Нормативно-законодательная деятельность государства | Виды государственного регулирования кризисных ситуаций | Признаки и порядок установления банкротства предприятия | Роль и деятельность арбитражного суда | Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур | Ликвидация предприятий | Основные параметры диагностирования банкротства | Этапы диагностики кризиса | Информация в диагностике | Особенности банкротства кредитных организаций | Роль стратегии в антикризисном управлении | Разработка антикризисной стратегии в организации | Реализация выбранной антикризисной стратегии | Организация осуществления антикризисной стратегии | Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении | Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация | Использование средств маркетинга в антикризисном управлении | «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса | Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда | Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер | Природа и классификация управленческих рисков | Антикризисное управление риском | Методы оценки инвестиционного риска | Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении | Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов | Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий | Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления | Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении | Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса | Характеристики управления персоналом кризисного предприятия | Система антикризисного управления персоналом | Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии | Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия | Стратегия поведения антикризисного управляющего | Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления | Социальное партнерство в антикризисном управлении | Ведение переговоров с профсоюзами | Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса | Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии | Антикризисное управление конфликтами
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление