Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление

Роль государства в антикризисном управлении

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей в уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.


Понятие кризиса в социально-экономическом развитии | Разновидности кризисов | Признаки кризиса | Сущность и закономерности экономических кризисов | Причины экономических кризисов | Фазы цикла и виды экономических кризисов | Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление | Кризисы в развитии организации | Необходимость и возможность антикризисного управления | Признаки и особенности антикризисного управления | Эффективность антикризисного управления | Общая схема механизма управления в кризисной ситуации | Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении | Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления | Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации | Роль государства в антикризисном управлении | Нормативно-законодательная деятельность государства | Виды государственного регулирования кризисных ситуаций | Признаки и порядок установления банкротства предприятия | Роль и деятельность арбитражного суда | Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур | Ликвидация предприятий | Основные параметры диагностирования банкротства | Этапы диагностики кризиса | Информация в диагностике | Особенности банкротства кредитных организаций | Роль стратегии в антикризисном управлении | Разработка антикризисной стратегии в организации | Реализация выбранной антикризисной стратегии | Организация осуществления антикризисной стратегии | Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении | Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация | Использование средств маркетинга в антикризисном управлении | «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса | Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда | Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер | Природа и классификация управленческих рисков | Антикризисное управление риском | Методы оценки инвестиционного риска | Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении | Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов | Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий | Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления | Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении | Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса | Характеристики управления персоналом кризисного предприятия | Система антикризисного управления персоналом | Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии | Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия | Стратегия поведения антикризисного управляющего | Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления | Социальное партнерство в антикризисном управлении | Ведение переговоров с профсоюзами | Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса | Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии | Антикризисное управление конфликтами
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление