Предисловие

К оглавлению1 2 3   6 7    11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви-

тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен-

ка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То

есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в

форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей-

ствия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ре-

бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи-

мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать-

ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом

своей потребности другого человека.

Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен-

ность "Я-сам" ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-

действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред-

ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на

свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.

Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении,

самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.

Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста

представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак-

тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче-

ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла-

гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный "Я-

сам".

Другой раздел - "Я -другие" - содержит методики, направленные на ис-

следование сформированности у ребенка социокультурных способов об-

щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст-

вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,

особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст-

никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно-

шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до-

школьного возраста.

Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот-

ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития

ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос-

принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои

собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со-

стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно-

стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно-

го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы

личности ребенка отведен раздел "Диагностика эмоциональной сферы".

Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин-

теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему

дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин-

теллекта являются очень значимыми показателями социального развития

ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллекта можно судить по данным и других методик - опроснику на определение

особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно-

го отношения к себе, методике "Неоконченные ситуации", шкальной оцен-

ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю-

дений за культурой поведения ребенка и др.

Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре-

бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен-

ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со

взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.

Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации

методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь-

зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре-

комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес-

ты "Несуществующее животное", "ДДЧ", "Рисунок человека".

Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе

опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребен-

ка", которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение

четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения

ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель-

ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи-

ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно-

стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их

творческой педагогической деятельности.

Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо-

лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно

изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса

методик может дать целостное и полное представление об особенностях

социального развития ребенка.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

- эмоционально откликается на переживания другого;

- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со-

стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляет эмпатию;

- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

- эмоционально благополучен;

- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен

(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

- считает себя любимым родителями, принятым ими;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный

интеллект;

- социально готов к школе.

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви-

тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен-

ка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То

есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в

форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей-

ствия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ре-

бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи-

мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать-

ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом

своей потребности другого человека.

Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен-

ность "Я-сам" ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-

действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред-

ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на

свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.

Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении,

самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.

Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста

представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак-

тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче-

ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла-

гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный "Я-

сам".

Другой раздел - "Я -другие" - содержит методики, направленные на ис-

следование сформированности у ребенка социокультурных способов об-

щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст-

вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,

особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст-

никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно-

шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до-

школьного возраста.

Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот-

ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития

ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос-

принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои

собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со-

стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно-

стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно-

го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы

личности ребенка отведен раздел "Диагностика эмоциональной сферы".

Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин-

теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему

дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин-

теллекта являются очень значимыми показателями социального развития

ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллекта можно судить по данным и других методик - опроснику на определение

особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно-

го отношения к себе, методике "Неоконченные ситуации", шкальной оцен-

ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю-

дений за культурой поведения ребенка и др.

Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре-

бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен-

ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со

взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.

Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации

методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь-

зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре-

комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес-

ты "Несуществующее животное", "ДДЧ", "Рисунок человека".

Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе

опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребен-

ка", которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение

четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения

ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель-

ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи-

ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно-

стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их

творческой педагогической деятельности.

Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо-

лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно

изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса

методик может дать целостное и полное представление об особенностях

социального развития ребенка.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

- эмоционально откликается на переживания другого;

- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со-

стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляет эмпатию;

- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

- эмоционально благополучен;

- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен

(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

- считает себя любимым родителями, принятым ими;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный

интеллект;

- социально готов к школе.