Предисловие
К оглавлению1 2 3 6 7 11 12 13 14 1520 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви-
тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен-
ка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То
есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в
форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей-
ствия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ре-
бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи-
мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать-
ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом
своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен-
ность "Я-сам" ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-
действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред-
ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на
свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении,
самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста
представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак-
тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче-
ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла-
гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный "Я-
сам".
Другой раздел - "Я -другие" - содержит методики, направленные на ис-
следование сформированности у ребенка социокультурных способов об-
щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст-
вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,
особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст-
никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно-
шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до-
школьного возраста.
Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот-
ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития
ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос-
принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои
собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со-
стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно-
стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно-
го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы
личности ребенка отведен раздел "Диагностика эмоциональной сферы".
Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин-
теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему
дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин-
теллекта являются очень значимыми показателями социального развития
ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллекта можно судить по данным и других методик - опроснику на определение
особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно-
го отношения к себе, методике "Неоконченные ситуации", шкальной оцен-
ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю-
дений за культурой поведения ребенка и др.
Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре-
бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен-
ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со
взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.
Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации
методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь-
зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре-
комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес-
ты "Несуществующее животное", "ДДЧ", "Рисунок человека".
Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе
опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребен-
ка", которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение
четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения
ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель-
ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи-
ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно-
стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их
творческой педагогической деятельности.
Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо-
лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно
изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса
методик может дать целостное и полное представление об особенностях
социального развития ребенка.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
- эмоционально откликается на переживания другого;
- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со-
стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
- проявляет эмпатию;
- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;
- эмоционально благополучен;
- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;
- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен
(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);
- считает себя любимым родителями, принятым ими;
- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
- главным образом положительно оценивает и принимает других;
- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
- владеет способами социокультурного поведения и общения;
- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный
интеллект;
- социально готов к школе.
Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви-
тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен-
ка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То
есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в
форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей-
ствия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ре-
бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи-
мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать-
ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом
своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен-
ность "Я-сам" ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-
действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред-
ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на
свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении,
самопринятии, а когнитивная - в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста
представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак-
тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче-
ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла-
гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный "Я-
сам".
Другой раздел - "Я -другие" - содержит методики, направленные на ис-
следование сформированности у ребенка социокультурных способов об-
щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст-
вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,
особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст-
никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно-
шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до-
школьного возраста.
Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот-
ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития
ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос-
принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои
собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со-
стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно-
стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно-
го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы
личности ребенка отведен раздел "Диагностика эмоциональной сферы".
Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин-
теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему
дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин-
теллекта являются очень значимыми показателями социального развития
ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллекта можно судить по данным и других методик - опроснику на определение
особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно-
го отношения к себе, методике "Неоконченные ситуации", шкальной оцен-
ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю-
дений за культурой поведения ребенка и др.
Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре-
бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен-
ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со
взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.
Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации
методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь-
зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре-
комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес-
ты "Несуществующее животное", "ДДЧ", "Рисунок человека".
Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе
опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребен-
ка", которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение
четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения
ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель-
ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи-
ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно-
стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их
творческой педагогической деятельности.
Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо-
лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно
изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса
методик может дать целостное и полное представление об особенностях
социального развития ребенка.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
- эмоционально откликается на переживания другого;
- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со-
стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
- проявляет эмпатию;
- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;
- эмоционально благополучен;
- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;
- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен
(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);
- считает себя любимым родителями, принятым ими;
- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
- главным образом положительно оценивает и принимает других;
- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
- владеет способами социокультурного поведения и общения;
- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный
интеллект;
- социально готов к школе.