Тест ДДЧ (дом, дерево, человек)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(Дж. Бак)

Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенно-

стью предъявляемого стимула. Слова "дом", "дерево", "человек" знакомы

каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания ис-

пытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и

свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме

того, сами стимульные слова "дом", "дерево" и "человек" не только явля-

ются названиями классов объектов, но и несут определенные эмоциональ-

ные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время рисова-

ния или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно зна-

чимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или

символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, де-

рева и человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так

как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или

иной мере значимы для него.

Цель: диагностика развития личности ребенка - незащищенность, тре-

вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность,

конфликтность (фрустрация), трудности общения.

Материал: для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предла-

гается простой карандаш, лист бумаги. Стандартный лист для рисования

складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении

наверху печатными буквами написано ДОМ, на второй и третьей в верти-

кальной позиции сверху каждого листа - соответственно ДЕРЕВО и ЧЕЛО-

ВЕК, на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения иссле-

дования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так

как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в

силе нажима.

Инструкция для ребенка: "Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом,

дерево, и человека".

На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он

может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из

двух частей: процесс рисования и беседы после него. Богатую информа-

цию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются

все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные дви-

жения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о

его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например,

спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или де-

вочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-

нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о

жизненных представлениях ребенка.

Анализ результатов: Качественный анализ рисунков проводится с уче-

том их формальных и содержательных аспектов. Информативными фор-

мальными признаками рисунка считаются, например, расположение ри-

сунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величи-

на, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или

его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные ас-

пекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованно-

го объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали ри-

сунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка пред-

ставляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жиз-

ненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие де-

тали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитив-

ным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стира-

ет некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или не-

гативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интер-

претация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить

некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпрети-

ровать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисун-

ков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значе-

ние деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких

основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на

определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В

проведенном нами исследовании было отмечено, что дети, страдающие

ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками,

спрятанными за спину, а также без ног или с каким-либо образом выде-

ленными руками и ногами. Это указывало на переживания детей в связи с

болезненностью суставов, частой их деформацией.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость,

важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосред-

ственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека.

Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к дан-

ному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка

к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать

чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или

желание аутистически выйти из ситуации. Считается, что перспектива по-

казывает более сложное отношение человека к его психологическому ок-

ружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение

рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), вза-

имное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, иг-

рающий), чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка

к своей жизни.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные

показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) неза-

щищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноцен-

ности; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустрация); 7) трудности в обще-

нии; 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показа-

телей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится

нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зави-

симости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке

- 1 балл, на двух - 2 балла, а на всех трех - 3 балла (симптомокомплекс "тре-

вожность"). При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в

зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного

рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие ос-

новных деталей лица (глаз, носа или рта) - 2 балла (симптомокомплекс

"трудности в общении"), факт изображения человека в профиль в том же

симптомокомплексе - 1 балл (см. табл.). Выраженность симптомокомплекса

показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица

Симптомокомплексы теста Дом-Дерево-Человек

Симптомо-

комплекс

№ Симптом Балл

Незащи-

щенность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рисунок в самом центре листа

Рисунок в верхнем углу листа

Дом, Дерево - с самого краю

Рисунок в низу листа

Много второстепенных деталей

Дерево на горе

Очень подчеркнутые корни

Непропорционально длинные руки

Широко расставленные ноги

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1, 2

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Тревож-

ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Облака

Выделение отдельных деталей

Ограничение пространства

Штриховка

Линия с сильным нажимом

Много стирания

Мертвое дерево, больной человек

Подчеркнутая линия основания

Толстая линия фундамента дома

Интенсивно затушеванные волосы

Другие признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2

0, 2

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

34

Недоверие

к себе

1

2

3

4

5

6

7

Очень слабая линия рисунка

Дом с краю листа

Слабая линия ствола

Одномерное дерево

Очень маленькая дверь

Самооправдывающие оговорки во время рисова-

ния, прикрывание рисунка рукой

Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Чувство

неполно-

ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рисунок очень маленький

Отсутствуют руки, ноги

Руки за спиной

Непропорционально короткие руки

Непропорционально узкие плечи

Непропорционально большая система веток

Непропорционально крупные двумерные листья

Дерево, умершее от гниения

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Враждеб-

ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Отсутствие окон

Дверь - замочная скважина

Очень большое дерево

Дерево с краю листа

Обратный профиль дерева, человека

Ветки двух измерений, как пальцы

Глаза - пустые глазницы

Длинные острые пальцы

Оскал, видны зубы

Агрессивная позиция человека

Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 1

0, 2

Конфликт-

ность

(фрустра-

ция)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ограничение пространства

Перспектива снизу (взгляд червя)

Перерисовывание объекта

Отказ рисовать какой-либо объект

Дерево как два дерева

Явное несоответствие качества одного из

рисунков

Противоречивость рисунка и высказывания

Подчеркнутая талия

Отсутствие трубы на крыше

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 2

0, 2

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

Трудности

общения

1

2

3

4

5

6

7

Отсутствие двери

Очень маленькая дверь

Отсутствие окон

Окна - отверстия без рам

Излишне закрытые окна

Выделенное лицо

Лицо, нарисованное последним

0, 2

0, 1

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

35

8

9

10

11

12

13

Отсутствие основных деталей лица

Человек, нарисованный схематично, из палочек

Дом, человек в профиль

Руки в оборонительной позиции

Высказывание о нарисованном человеке как

об одиноком, без друзей

Другие возможные признаки

0, 2

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

Депрессив-

ность

1

2

3

4

5

6

7

Помещение рисунков в самый низ листа

Вид дерева или дома сверху

Линия основания, идущая вниз

Линия, слабеющая в процессе рисования

Сильная усталость после рисования

Очень маленькие рисунки

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 2

Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека можно только то-

гда, когда ребенок их нарисовал в стандартно тестовой ситуации. Конечно,

можно психологически информативно анализировать и другую изобрази-

тельную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько

другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста ри-

сует только дом или дом в каком-либо пейзаже, то понятно, что оценка

расположения дома на листе, его величины, перспективы и дополнитель-

ных деталей будет существенно различаться.

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности

всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о на-

личии определенной психологической особенности. Иногда возникшие ги-

потезы интерпретации можно проверить в беседе с ребенком.

Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников,

если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции, не при-

сутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во

всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умст-

венного развития. В таком случае дальнейшее исследование необходимо

направить на выявление исследуемых особенностей ребенка. Если среди

рисунков только один выделяется плохим качеством, можно предполагать,

что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Ко-

гда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симпто-

мокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важнее

эмоциональное разрешение проблем. Конечно, часто бывает, что у ребенка

личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие не-

возможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это

тоже обычно проецируется в рисунках.

Тест "Несуществующее животное"

Цель: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень

притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др.

Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого

нет в реальной жизни.

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой ка-

рандаш, а младшим детям 4,5-6 лет можно предложить цветные карандаши

или фломастеры. Им также можно разъяснить понятие "несуществующее

животное". Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное,

которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведе-

нии других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмеши-

вается в ее процесс. После того, как ребенок закончит рисовать, можно по-

просить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное?",

"С кем оно живет?", "С кем дружит?", "Чем питается?" Ответы детей фик-

сируют.

Анализ результатов. Прежде всего нужно обратить внимание на раз-

мер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бума-

ги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем

выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его

притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких

притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным счи-

тается большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое

расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о соб-

ственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощре-

ние, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви-

детельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на са-

мые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправ-

даны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы,

орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ре-

бенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой це-

ной. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не стано-

вятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающе-

го любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Нака-

зания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как

привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего

стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не

опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хо-

рошие поступки, стараясь обеспечить их успех в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности

говорят рисунки, в которых маленькая фигура животного помещается в

самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков - нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, на-

пример, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не

очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение

необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих

силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не

хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитар-

ных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельно-

сти и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их

самооценки.

Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его

притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На

рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может распо-

лагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом

низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей свя-

заны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный об-

раз. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и

поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках неболь-

шая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу

(иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным пове-

дением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрес-

сией от тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, что-

бы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом по-

ведении сложилась известная поговорка: "Лучший метод защиты - нападе-

ние". Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уве-

ренности в любви и защите. (Результаты этого теста необходимо сопоста-

вить с результатами теста "Рисунок семьи" - см. дальше). Дети боятся, что

мама или папа не будет их любить, если они сделают что-то не так, не по-

лучат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание

на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в се-

бе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать.

Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не зани-

маются, их не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фи-

гуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смот-

рящая влево, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его

стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными

требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вы-

званной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура,

сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о

стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок

также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим,

такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных

или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит

о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности,

агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа-

тые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими

животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти

ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к

превосходству, к лидерству; и защитной, появляющейся в результате тре-

воги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные,

полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, силь-

ная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряже-

нием ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штри-

ховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура

изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее

свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штри-

ховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к

защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о жела-

нии ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для

тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круг-

лых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгорожен-

ностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства

посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной

эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих

крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации,

сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить

внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где

ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем (см. выше).

Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных ат-

рибутов часто связано с его интересом к окружающему, другим людям,

стремлением наладить с ними связь.

(Дж. Бак)

Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенно-

стью предъявляемого стимула. Слова "дом", "дерево", "человек" знакомы

каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания ис-

пытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и

свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме

того, сами стимульные слова "дом", "дерево" и "человек" не только явля-

ются названиями классов объектов, но и несут определенные эмоциональ-

ные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время рисова-

ния или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно зна-

чимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или

символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, де-

рева и человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так

как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или

иной мере значимы для него.

Цель: диагностика развития личности ребенка - незащищенность, тре-

вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность,

конфликтность (фрустрация), трудности общения.

Материал: для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предла-

гается простой карандаш, лист бумаги. Стандартный лист для рисования

складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении

наверху печатными буквами написано ДОМ, на второй и третьей в верти-

кальной позиции сверху каждого листа - соответственно ДЕРЕВО и ЧЕЛО-

ВЕК, на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения иссле-

дования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так

как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в

силе нажима.

Инструкция для ребенка: "Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом,

дерево, и человека".

На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он

может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из

двух частей: процесс рисования и беседы после него. Богатую информа-

цию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются

все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные дви-

жения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о

его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например,

спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или де-

вочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-

нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о

жизненных представлениях ребенка.

Анализ результатов: Качественный анализ рисунков проводится с уче-

том их формальных и содержательных аспектов. Информативными фор-

мальными признаками рисунка считаются, например, расположение ри-

сунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величи-

на, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или

его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные ас-

пекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованно-

го объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали ри-

сунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка пред-

ставляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жиз-

ненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие де-

тали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитив-

ным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стира-

ет некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или не-

гативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интер-

претация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить

некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпрети-

ровать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисун-

ков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значе-

ние деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких

основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на

определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В

проведенном нами исследовании было отмечено, что дети, страдающие

ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками,

спрятанными за спину, а также без ног или с каким-либо образом выде-

ленными руками и ногами. Это указывало на переживания детей в связи с

болезненностью суставов, частой их деформацией.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость,

важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосред-

ственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека.

Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к дан-

ному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка

к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать

чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или

желание аутистически выйти из ситуации. Считается, что перспектива по-

казывает более сложное отношение человека к его психологическому ок-

ружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение

рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), вза-

имное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, иг-

рающий), чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка

к своей жизни.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные

показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) неза-

щищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноцен-

ности; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустрация); 7) трудности в обще-

нии; 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показа-

телей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится

нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зави-

симости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке

- 1 балл, на двух - 2 балла, а на всех трех - 3 балла (симптомокомплекс "тре-

вожность"). При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в

зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного

рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие ос-

новных деталей лица (глаз, носа или рта) - 2 балла (симптомокомплекс

"трудности в общении"), факт изображения человека в профиль в том же

симптомокомплексе - 1 балл (см. табл.). Выраженность симптомокомплекса

показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица

Симптомокомплексы теста Дом-Дерево-Человек

Симптомо-

комплекс

№ Симптом Балл

Незащи-

щенность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рисунок в самом центре листа

Рисунок в верхнем углу листа

Дом, Дерево - с самого краю

Рисунок в низу листа

Много второстепенных деталей

Дерево на горе

Очень подчеркнутые корни

Непропорционально длинные руки

Широко расставленные ноги

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1, 2

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Тревож-

ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Облака

Выделение отдельных деталей

Ограничение пространства

Штриховка

Линия с сильным нажимом

Много стирания

Мертвое дерево, больной человек

Подчеркнутая линия основания

Толстая линия фундамента дома

Интенсивно затушеванные волосы

Другие признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2

0, 2

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

34

Недоверие

к себе

1

2

3

4

5

6

7

Очень слабая линия рисунка

Дом с краю листа

Слабая линия ствола

Одномерное дерево

Очень маленькая дверь

Самооправдывающие оговорки во время рисова-

ния, прикрывание рисунка рукой

Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Чувство

неполно-

ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рисунок очень маленький

Отсутствуют руки, ноги

Руки за спиной

Непропорционально короткие руки

Непропорционально узкие плечи

Непропорционально большая система веток

Непропорционально крупные двумерные листья

Дерево, умершее от гниения

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Враждеб-

ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Отсутствие окон

Дверь - замочная скважина

Очень большое дерево

Дерево с краю листа

Обратный профиль дерева, человека

Ветки двух измерений, как пальцы

Глаза - пустые глазницы

Длинные острые пальцы

Оскал, видны зубы

Агрессивная позиция человека

Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 1

0, 2

Конфликт-

ность

(фрустра-

ция)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ограничение пространства

Перспектива снизу (взгляд червя)

Перерисовывание объекта

Отказ рисовать какой-либо объект

Дерево как два дерева

Явное несоответствие качества одного из

рисунков

Противоречивость рисунка и высказывания

Подчеркнутая талия

Отсутствие трубы на крыше

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 2

0, 2

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

Трудности

общения

1

2

3

4

5

6

7

Отсутствие двери

Очень маленькая дверь

Отсутствие окон

Окна - отверстия без рам

Излишне закрытые окна

Выделенное лицо

Лицо, нарисованное последним

0, 2

0, 1

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

35

8

9

10

11

12

13

Отсутствие основных деталей лица

Человек, нарисованный схематично, из палочек

Дом, человек в профиль

Руки в оборонительной позиции

Высказывание о нарисованном человеке как

об одиноком, без друзей

Другие возможные признаки

0, 2

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

Депрессив-

ность

1

2

3

4

5

6

7

Помещение рисунков в самый низ листа

Вид дерева или дома сверху

Линия основания, идущая вниз

Линия, слабеющая в процессе рисования

Сильная усталость после рисования

Очень маленькие рисунки

Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 2

Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека можно только то-

гда, когда ребенок их нарисовал в стандартно тестовой ситуации. Конечно,

можно психологически информативно анализировать и другую изобрази-

тельную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько

другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста ри-

сует только дом или дом в каком-либо пейзаже, то понятно, что оценка

расположения дома на листе, его величины, перспективы и дополнитель-

ных деталей будет существенно различаться.

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности

всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о на-

личии определенной психологической особенности. Иногда возникшие ги-

потезы интерпретации можно проверить в беседе с ребенком.

Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников,

если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции, не при-

сутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во

всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умст-

венного развития. В таком случае дальнейшее исследование необходимо

направить на выявление исследуемых особенностей ребенка. Если среди

рисунков только один выделяется плохим качеством, можно предполагать,

что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Ко-

гда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симпто-

мокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важнее

эмоциональное разрешение проблем. Конечно, часто бывает, что у ребенка

личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие не-

возможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это

тоже обычно проецируется в рисунках.

Тест "Несуществующее животное"

Цель: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень

притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др.

Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого

нет в реальной жизни.

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой ка-

рандаш, а младшим детям 4,5-6 лет можно предложить цветные карандаши

или фломастеры. Им также можно разъяснить понятие "несуществующее

животное". Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное,

которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведе-

нии других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмеши-

вается в ее процесс. После того, как ребенок закончит рисовать, можно по-

просить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное?",

"С кем оно живет?", "С кем дружит?", "Чем питается?" Ответы детей фик-

сируют.

Анализ результатов. Прежде всего нужно обратить внимание на раз-

мер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бума-

ги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем

выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его

притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких

притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным счи-

тается большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое

расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о соб-

ственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощре-

ние, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви-

детельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на са-

мые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправ-

даны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы,

орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ре-

бенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой це-

ной. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не стано-

вятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающе-

го любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Нака-

зания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как

привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего

стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не

опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хо-

рошие поступки, стараясь обеспечить их успех в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности

говорят рисунки, в которых маленькая фигура животного помещается в

самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков - нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, на-

пример, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не

очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение

необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих

силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не

хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитар-

ных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельно-

сти и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их

самооценки.

Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его

притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На

рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может распо-

лагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом

низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей свя-

заны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный об-

раз. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и

поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках неболь-

шая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу

(иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным пове-

дением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрес-

сией от тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, что-

бы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом по-

ведении сложилась известная поговорка: "Лучший метод защиты - нападе-

ние". Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уве-

ренности в любви и защите. (Результаты этого теста необходимо сопоста-

вить с результатами теста "Рисунок семьи" - см. дальше). Дети боятся, что

мама или папа не будет их любить, если они сделают что-то не так, не по-

лучат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание

на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в се-

бе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать.

Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не зани-

маются, их не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фи-

гуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смот-

рящая влево, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его

стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными

требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вы-

званной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура,

сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о

стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок

также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим,

такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных

или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит

о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности,

агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа-

тые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими

животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти

ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к

превосходству, к лидерству; и защитной, появляющейся в результате тре-

воги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные,

полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, силь-

ная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряже-

нием ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штри-

ховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура

изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее

свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штри-

ховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к

защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о жела-

нии ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для

тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круг-

лых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгорожен-

ностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства

посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной

эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих

крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации,

сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить

внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где

ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем (см. выше).

Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных ат-

рибутов часто связано с его интересом к окружающему, другим людям,

стремлением наладить с ними связь.