Раздел 4. Методика исследования социального интеллекта
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 31 32
(Дж.Гилфорд, М.Салливен)
Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:
субтест № 1 - "История с завершением", субтест № 2 - "Группы экспрес-
сии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "История с до-
полнением". Три субтеста составлены на невербальном стимульном мате-
риале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре спо-
собности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем,
преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представ-
ляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит
12-15 заданий. В настоящем исследовании использовались 5-6 заданий для
каждого субтеста, а не 12-15 как предполагается в методике. Использова-
ние именно такого количества заданий связано с тем, проведенное пробное
исследование по заданной методике показало недоступность пониманию
детей дошкольного возраста всех предложенных заданий. Были отобраны
лишь 5-6 заданий для каждого субтеста, которые дети могли так или иначе
интерпретировать. Поведенное пробное исследование показало также не-
возможность выполнения детьми двух субтестов - № 2 и № 3, поэтому
данные субтесты были изменены и упрощены, при этом сущность изме-
ряемых способностей не изменилась. Субтесты, адаптированные в процес-
се исследования и предлагаемые детям, были следующими.
Субтест № 1. "История с завершением"
В субтестах используются сцены с персонажем комиксов Борисом и
его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на
первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной си-
туации. Испытуемый должен найти среди двух других картинок ту, кото-
рая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на
первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую-
щих лиц.
Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т.е. способ-
ность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си-
туации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.
Инструкция к субтесту № 1.
Пред тобой лежат три картинки. На картинке слева изображена опреде-
ленная ситуация. Рассмотри лица и позы людей, попробуй определить, что
они чувствуют. Подумай и среди двух рисунков справа выбери тот, кото-
рый показывает наиболее правильное продолжение той ситуации, которая
изображена на картинке слева. Все слова экспериментатора сопровождают-
ся показом соответствующих картинок.
Субтест № 2. "Группы экспрессии"
Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изобра-
жающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты.
На картинке, расположенной слева, изображен человек или животное в
определенном эмоциональном состоянии. Испытуемый должен среди трех
картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же
чувства, мысли, состояния человека или животного, что и картинка слева.
Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, спо-
собность к логическому обобщению, выделению общих существенных
признаков в различных невербальных реакциях человека или животного.
Инструкция к субтесту № 2.
Перед тобой лежат четыре картинки. На картинке вверху (показываю)
изображен человек (рыба, птица) в определенном настроении. Среди трех
картинок внизу найди картинку с таким же настроением. Все слова экспе-
риментатора сопровождаются показом соответствующих картинок.
1)
71
2)
3)
4)
5)
6)
Субтест № 3. "Вербальная экспрессия"
В каждом задании субтеста предлагается определенная ситуация обще-
ния, в которой один человек что-то говорит другому, также даются три
возможных варианта ответа, в данном случае ими являются фразы или ре-
плики, которые мог бы сказать один человек другому. Испытуемый дол-
жен выбрать одну фразу из трех предложенных, учитывая настроение и
эмоциональное состояние ее говорящего.
Субтест измеряет способность находить нужную вербальную реакцию
в зависимости от контекста ситуации.
Инструкция к субтесту № 3.
Сейчас я предложу тебе несколько ситуаций, в которых один человек
что-то говорит другому, и три варианта ответа. А ты подумай и выбери
один ответ из предложенных, который тебе кажется наиболее правильным.
1. Мать говорит ребенку:
- Успокойся, сынок, не надо расстраиваться.
- Что тебя так развеселило?
- Ну, иди поиграй.
2. Довольный продавец - покупателю:
- Ну, решайте скорее, что вы будете покупать!
- Что желаете купить? Могу предложить вам вот эти туфли.
- Магазин закрывается.
3. Рассерженный отец говорит сыну:
- Как тебе не стыдно! Обижать маленьких!
- Какой ты умница!
- Возьми конфету.
4. Довольный читатель - библиотекарю:
- Эта книга просто ужасна!
- Лучше б я остался дома!
- Спасибо вам за интересную книгу.
5. Расстроенная сестра - брату:
- У тебя замечательная машина!
- Идем смотреть мультфильмы!
- Ты разбил мою самую любимую чашку!
6. Радостный мальчик говорит другу:
- Как ты мог обидеть эту малышку!
- Ура! Мы идем в цирк.
- Я не буду с тобой дружить.
Субтест № 4. "Истории с дополнением"
В данном субтесте появляются персонажи комикса, включенные в се-
мейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из 4 кар-
тинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять
логику развития, сюжет истории и среди двух других картинок, предла-
гаемых для ответа, найти пропущенную.
Субтест измеряет фактор познания систем поведения, т.е. способность
понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения
людей в этих ситуациях.
Инструкция к субтесту № 4.
Перед тобой лежат два ряда картинок (в верхнем - 4, в нижнем - 2). На
четырех верхних картинках изображена определенная история. Одна из
этих картинок всегда пропущена. Тебе необходимо выбрать из двух рисун-
ков нижнего ряда тот, который подходит по смыслу и поставить его на ме-
сто пустого квадрата сверху.
Все слова экспериментатора сопровождаются показом соответствующих
картинок.
Обработка тестовых данных
Ответы испытуемых обрабатываются с помощью специальных ключей.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 бал-
лов. Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в
целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития
одной или нескольких способностей фактора познания поведения. Резуль-
тат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий
уровень развития социального интеллекта.
Подсчитанные с помощью ключа "сырые" баллы переводятся в стан-
дартные с использованием нормативной таблицы. Например, испытуемый
получил за первый субтест "Истории с завершением" 4 "сырых" балла. Из
таблицы видно, что четырем "сырым" баллам по первому субтесту соот-
ветствует стандартная оценка "3".
Композитная оценка представляет собой сумму "сырых" оценок по ка-
ждому субтесту. Полученная сумма также переводится в стандартное зна-
чение.
Нормативная таблица для определения стандартных значений
по отдельным субтестам и тесту в целом
Стандартные Субтесты
значения 1 2 3 4
Композитная
оценка
1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-8
2 3 3-4 3-4 3 9-15
3 4-5 5-6 5-6 4-5 16-22
Субтест №1 - "Истории с завершением",
Субтест № 2 - "Группы экспрессии",
Субтест № 3 - "Вербальная экспрессия",
Субтест № 4 - "Истории с дополнением".
Интерпретация результатов тестирования.
При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность
выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, об-
разовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.
После завершения процедуры обработки результатов экспериментатор
имеет стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень раз-
вития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом
общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом.
1 - низкие способности к познанию поведения, т.е. низкий уровень со-
циального интеллекта;
2 - средние способности к познанию поведения, т.е. сформированности
социального поведения;
3 - высокие способности к познанию поведения, т.е. высокий уровень
развития социального интеллекта.
Интерпретация отдельных субтестов
Субтест № 1. "История с завершением".
Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия
поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на
основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, друже-
ского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыс-
лей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться
ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожи-
данным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стра-
тегию собственного поведения для достижения поставленной цели.
Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться
в невербальных реакциях участников взаимодействия и знания нормо-
ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между
поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать
ошибки, попадать в конфликтные, а возможно и в опасные ситуации пото-
му, что неверно представляют себе результаты своих действий или по-
ступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах
поведения.
Субтест № 2. "Группы экспрессии".
Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать
состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям:
мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое зна-
чение невербальному общению, обращают много внимания на невербаль-
ные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной
экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Спо-
собность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и
сравнивать с вербальными, по мнению А.Пиза, лежит в основе "шестого
чувства" - интуиции.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодви-
жений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ори-
ентируются на вербальное сообщений. Они могут часто ошибаться в по-
нимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают
неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.
Субтест № 3. "Вербальная экспрессия".
Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувстви-
тельностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что
помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг дру-
гу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определен-
ных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют боль-
шой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту не умеют находить нужную вер-
бальную реакцию в зависимости от характера взаимоотношений людей и
контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и
ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Субтест № 4. "Истории с дополнением".
Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать струк-
туру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать
сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития,
чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию
различных участников. Путем логических умозаключений они могут дост-
раивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий,
предсказывать, как поведет себя человек в дальнейшем, находить причины
определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать
успешность построения следователями целостной картины преступления
на основе неполных данных.
Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в ана-
лизе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо
адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми
(семейным, деловым, дружеским и др.).
(Дж.Гилфорд, М.Салливен)
Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:
субтест № 1 - "История с завершением", субтест № 2 - "Группы экспрес-
сии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "История с до-
полнением". Три субтеста составлены на невербальном стимульном мате-
риале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре спо-
собности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем,
преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представ-
ляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит
12-15 заданий. В настоящем исследовании использовались 5-6 заданий для
каждого субтеста, а не 12-15 как предполагается в методике. Использова-
ние именно такого количества заданий связано с тем, проведенное пробное
исследование по заданной методике показало недоступность пониманию
детей дошкольного возраста всех предложенных заданий. Были отобраны
лишь 5-6 заданий для каждого субтеста, которые дети могли так или иначе
интерпретировать. Поведенное пробное исследование показало также не-
возможность выполнения детьми двух субтестов - № 2 и № 3, поэтому
данные субтесты были изменены и упрощены, при этом сущность изме-
ряемых способностей не изменилась. Субтесты, адаптированные в процес-
се исследования и предлагаемые детям, были следующими.
Субтест № 1. "История с завершением"
В субтестах используются сцены с персонажем комиксов Борисом и
его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на
первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной си-
туации. Испытуемый должен найти среди двух других картинок ту, кото-
рая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на
первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую-
щих лиц.
Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т.е. способ-
ность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си-
туации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.
Инструкция к субтесту № 1.
Пред тобой лежат три картинки. На картинке слева изображена опреде-
ленная ситуация. Рассмотри лица и позы людей, попробуй определить, что
они чувствуют. Подумай и среди двух рисунков справа выбери тот, кото-
рый показывает наиболее правильное продолжение той ситуации, которая
изображена на картинке слева. Все слова экспериментатора сопровождают-
ся показом соответствующих картинок.
Субтест № 2. "Группы экспрессии"
Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изобра-
жающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты.
На картинке, расположенной слева, изображен человек или животное в
определенном эмоциональном состоянии. Испытуемый должен среди трех
картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же
чувства, мысли, состояния человека или животного, что и картинка слева.
Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, спо-
собность к логическому обобщению, выделению общих существенных
признаков в различных невербальных реакциях человека или животного.
Инструкция к субтесту № 2.
Перед тобой лежат четыре картинки. На картинке вверху (показываю)
изображен человек (рыба, птица) в определенном настроении. Среди трех
картинок внизу найди картинку с таким же настроением. Все слова экспе-
риментатора сопровождаются показом соответствующих картинок.
1)
71
2)
3)
4)
5)
6)
Субтест № 3. "Вербальная экспрессия"
В каждом задании субтеста предлагается определенная ситуация обще-
ния, в которой один человек что-то говорит другому, также даются три
возможных варианта ответа, в данном случае ими являются фразы или ре-
плики, которые мог бы сказать один человек другому. Испытуемый дол-
жен выбрать одну фразу из трех предложенных, учитывая настроение и
эмоциональное состояние ее говорящего.
Субтест измеряет способность находить нужную вербальную реакцию
в зависимости от контекста ситуации.
Инструкция к субтесту № 3.
Сейчас я предложу тебе несколько ситуаций, в которых один человек
что-то говорит другому, и три варианта ответа. А ты подумай и выбери
один ответ из предложенных, который тебе кажется наиболее правильным.
1. Мать говорит ребенку:
- Успокойся, сынок, не надо расстраиваться.
- Что тебя так развеселило?
- Ну, иди поиграй.
2. Довольный продавец - покупателю:
- Ну, решайте скорее, что вы будете покупать!
- Что желаете купить? Могу предложить вам вот эти туфли.
- Магазин закрывается.
3. Рассерженный отец говорит сыну:
- Как тебе не стыдно! Обижать маленьких!
- Какой ты умница!
- Возьми конфету.
4. Довольный читатель - библиотекарю:
- Эта книга просто ужасна!
- Лучше б я остался дома!
- Спасибо вам за интересную книгу.
5. Расстроенная сестра - брату:
- У тебя замечательная машина!
- Идем смотреть мультфильмы!
- Ты разбил мою самую любимую чашку!
6. Радостный мальчик говорит другу:
- Как ты мог обидеть эту малышку!
- Ура! Мы идем в цирк.
- Я не буду с тобой дружить.
Субтест № 4. "Истории с дополнением"
В данном субтесте появляются персонажи комикса, включенные в се-
мейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из 4 кар-
тинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять
логику развития, сюжет истории и среди двух других картинок, предла-
гаемых для ответа, найти пропущенную.
Субтест измеряет фактор познания систем поведения, т.е. способность
понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения
людей в этих ситуациях.
Инструкция к субтесту № 4.
Перед тобой лежат два ряда картинок (в верхнем - 4, в нижнем - 2). На
четырех верхних картинках изображена определенная история. Одна из
этих картинок всегда пропущена. Тебе необходимо выбрать из двух рисун-
ков нижнего ряда тот, который подходит по смыслу и поставить его на ме-
сто пустого квадрата сверху.
Все слова экспериментатора сопровождаются показом соответствующих
картинок.
Обработка тестовых данных
Ответы испытуемых обрабатываются с помощью специальных ключей.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 бал-
лов. Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в
целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития
одной или нескольких способностей фактора познания поведения. Резуль-
тат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий
уровень развития социального интеллекта.
Подсчитанные с помощью ключа "сырые" баллы переводятся в стан-
дартные с использованием нормативной таблицы. Например, испытуемый
получил за первый субтест "Истории с завершением" 4 "сырых" балла. Из
таблицы видно, что четырем "сырым" баллам по первому субтесту соот-
ветствует стандартная оценка "3".
Композитная оценка представляет собой сумму "сырых" оценок по ка-
ждому субтесту. Полученная сумма также переводится в стандартное зна-
чение.
Нормативная таблица для определения стандартных значений
по отдельным субтестам и тесту в целом
Стандартные Субтесты
значения 1 2 3 4
Композитная
оценка
1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-8
2 3 3-4 3-4 3 9-15
3 4-5 5-6 5-6 4-5 16-22
Субтест №1 - "Истории с завершением",
Субтест № 2 - "Группы экспрессии",
Субтест № 3 - "Вербальная экспрессия",
Субтест № 4 - "Истории с дополнением".
Интерпретация результатов тестирования.
При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность
выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, об-
разовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.
После завершения процедуры обработки результатов экспериментатор
имеет стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень раз-
вития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом
общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом.
1 - низкие способности к познанию поведения, т.е. низкий уровень со-
циального интеллекта;
2 - средние способности к познанию поведения, т.е. сформированности
социального поведения;
3 - высокие способности к познанию поведения, т.е. высокий уровень
развития социального интеллекта.
Интерпретация отдельных субтестов
Субтест № 1. "История с завершением".
Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия
поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на
основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, друже-
ского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыс-
лей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться
ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожи-
данным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стра-
тегию собственного поведения для достижения поставленной цели.
Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться
в невербальных реакциях участников взаимодействия и знания нормо-
ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между
поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать
ошибки, попадать в конфликтные, а возможно и в опасные ситуации пото-
му, что неверно представляют себе результаты своих действий или по-
ступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах
поведения.
Субтест № 2. "Группы экспрессии".
Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать
состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям:
мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое зна-
чение невербальному общению, обращают много внимания на невербаль-
ные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной
экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Спо-
собность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и
сравнивать с вербальными, по мнению А.Пиза, лежит в основе "шестого
чувства" - интуиции.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодви-
жений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ори-
ентируются на вербальное сообщений. Они могут часто ошибаться в по-
нимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают
неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.
Субтест № 3. "Вербальная экспрессия".
Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувстви-
тельностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что
помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг дру-
гу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определен-
ных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют боль-
шой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту не умеют находить нужную вер-
бальную реакцию в зависимости от характера взаимоотношений людей и
контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и
ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Субтест № 4. "Истории с дополнением".
Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать струк-
туру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать
сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития,
чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию
различных участников. Путем логических умозаключений они могут дост-
раивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий,
предсказывать, как поведет себя человек в дальнейшем, находить причины
определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать
успешность построения следователями целостной картины преступления
на основе неполных данных.
Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в ана-
лизе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо
адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми
(семейным, деловым, дружеским и др.).