Раздел 4. Методика исследования социального интеллекта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29  31 32 

(Дж.Гилфорд, М.Салливен)

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:

субтест № 1 - "История с завершением", субтест № 2 - "Группы экспрес-

сии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "История с до-

полнением". Три субтеста составлены на невербальном стимульном мате-

риале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре спо-

собности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем,

преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представ-

ляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит

12-15 заданий. В настоящем исследовании использовались 5-6 заданий для

каждого субтеста, а не 12-15 как предполагается в методике. Использова-

ние именно такого количества заданий связано с тем, проведенное пробное

исследование по заданной методике показало недоступность пониманию

детей дошкольного возраста всех предложенных заданий. Были отобраны

лишь 5-6 заданий для каждого субтеста, которые дети могли так или иначе

интерпретировать. Поведенное пробное исследование показало также не-

возможность выполнения детьми двух субтестов - № 2 и № 3, поэтому

данные субтесты были изменены и упрощены, при этом сущность изме-

ряемых способностей не изменилась. Субтесты, адаптированные в процес-

се исследования и предлагаемые детям, были следующими.

Субтест № 1. "История с завершением"

В субтестах используются сцены с персонажем комиксов Борисом и

его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на

первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной си-

туации. Испытуемый должен найти среди двух других картинок ту, кото-

рая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на

первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую-

щих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т.е. способ-

ность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си-

туации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Инструкция к субтесту № 1.

Пред тобой лежат три картинки. На картинке слева изображена опреде-

ленная ситуация. Рассмотри лица и позы людей, попробуй определить, что

они чувствуют. Подумай и среди двух рисунков справа выбери тот, кото-

рый показывает наиболее правильное продолжение той ситуации, которая

изображена на картинке слева. Все слова экспериментатора сопровождают-

ся показом соответствующих картинок.

Субтест № 2. "Группы экспрессии"

Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изобра-

жающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты.

На картинке, расположенной слева, изображен человек или животное в

определенном эмоциональном состоянии. Испытуемый должен среди трех

картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же

чувства, мысли, состояния человека или животного, что и картинка слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, спо-

собность к логическому обобщению, выделению общих существенных

признаков в различных невербальных реакциях человека или животного.

Инструкция к субтесту № 2.

Перед тобой лежат четыре картинки. На картинке вверху (показываю)

изображен человек (рыба, птица) в определенном настроении. Среди трех

картинок внизу найди картинку с таким же настроением. Все слова экспе-

риментатора сопровождаются показом соответствующих картинок.

1)

71

2)

3)

4)

5)

6)

Субтест № 3. "Вербальная экспрессия"

В каждом задании субтеста предлагается определенная ситуация обще-

ния, в которой один человек что-то говорит другому, также даются три

возможных варианта ответа, в данном случае ими являются фразы или ре-

плики, которые мог бы сказать один человек другому. Испытуемый дол-

жен выбрать одну фразу из трех предложенных, учитывая настроение и

эмоциональное состояние ее говорящего.

Субтест измеряет способность находить нужную вербальную реакцию

в зависимости от контекста ситуации.

Инструкция к субтесту № 3.

Сейчас я предложу тебе несколько ситуаций, в которых один человек

что-то говорит другому, и три варианта ответа. А ты подумай и выбери

один ответ из предложенных, который тебе кажется наиболее правильным.

1. Мать говорит ребенку:

- Успокойся, сынок, не надо расстраиваться.

- Что тебя так развеселило?

- Ну, иди поиграй.

2. Довольный продавец - покупателю:

- Ну, решайте скорее, что вы будете покупать!

- Что желаете купить? Могу предложить вам вот эти туфли.

- Магазин закрывается.

3. Рассерженный отец говорит сыну:

- Как тебе не стыдно! Обижать маленьких!

- Какой ты умница!

- Возьми конфету.

4. Довольный читатель - библиотекарю:

- Эта книга просто ужасна!

- Лучше б я остался дома!

- Спасибо вам за интересную книгу.

5. Расстроенная сестра - брату:

- У тебя замечательная машина!

- Идем смотреть мультфильмы!

- Ты разбил мою самую любимую чашку!

6. Радостный мальчик говорит другу:

- Как ты мог обидеть эту малышку!

- Ура! Мы идем в цирк.

- Я не буду с тобой дружить.

Субтест № 4. "Истории с дополнением"

В данном субтесте появляются персонажи комикса, включенные в се-

мейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из 4 кар-

тинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять

логику развития, сюжет истории и среди двух других картинок, предла-

гаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, т.е. способность

понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения

людей в этих ситуациях.

Инструкция к субтесту № 4.

Перед тобой лежат два ряда картинок (в верхнем - 4, в нижнем - 2). На

четырех верхних картинках изображена определенная история. Одна из

этих картинок всегда пропущена. Тебе необходимо выбрать из двух рисун-

ков нижнего ряда тот, который подходит по смыслу и поставить его на ме-

сто пустого квадрата сверху.

Все слова экспериментатора сопровождаются показом соответствующих

картинок.

Обработка тестовых данных

Ответы испытуемых обрабатываются с помощью специальных ключей.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 бал-

лов. Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в

целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития

одной или нескольких способностей фактора познания поведения. Резуль-

тат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий

уровень развития социального интеллекта.

Подсчитанные с помощью ключа "сырые" баллы переводятся в стан-

дартные с использованием нормативной таблицы. Например, испытуемый

получил за первый субтест "Истории с завершением" 4 "сырых" балла. Из

таблицы видно, что четырем "сырым" баллам по первому субтесту соот-

ветствует стандартная оценка "3".

Композитная оценка представляет собой сумму "сырых" оценок по ка-

ждому субтесту. Полученная сумма также переводится в стандартное зна-

чение.

Нормативная таблица для определения стандартных значений

по отдельным субтестам и тесту в целом

Стандартные Субтесты

значения 1 2 3 4

Композитная

оценка

1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-8

2 3 3-4 3-4 3 9-15

3 4-5 5-6 5-6 4-5 16-22

Субтест №1 - "Истории с завершением",

Субтест № 2 - "Группы экспрессии",

Субтест № 3 - "Вербальная экспрессия",

Субтест № 4 - "Истории с дополнением".

Интерпретация результатов тестирования.

При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность

выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, об-

разовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.

После завершения процедуры обработки результатов экспериментатор

имеет стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень раз-

вития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом

общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом.

1 - низкие способности к познанию поведения, т.е. низкий уровень со-

циального интеллекта;

2 - средние способности к познанию поведения, т.е. сформированности

социального поведения;

3 - высокие способности к познанию поведения, т.е. высокий уровень

развития социального интеллекта.

Интерпретация отдельных субтестов

Субтест № 1. "История с завершением".

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия

поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на

основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, друже-

ского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыс-

лей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться

ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожи-

данным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стра-

тегию собственного поведения для достижения поставленной цели.

Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться

в невербальных реакциях участников взаимодействия и знания нормо-

ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между

поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать

ошибки, попадать в конфликтные, а возможно и в опасные ситуации пото-

му, что неверно представляют себе результаты своих действий или по-

ступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах

поведения.

Субтест № 2. "Группы экспрессии".

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать

состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям:

мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое зна-

чение невербальному общению, обращают много внимания на невербаль-

ные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной

экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Спо-

собность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и

сравнивать с вербальными, по мнению А.Пиза, лежит в основе "шестого

чувства" - интуиции.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодви-

жений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ори-

ентируются на вербальное сообщений. Они могут часто ошибаться в по-

нимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают

неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.

Субтест № 3. "Вербальная экспрессия".

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувстви-

тельностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что

помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг дру-

гу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определен-

ных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют боль-

шой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту не умеют находить нужную вер-

бальную реакцию в зависимости от характера взаимоотношений людей и

контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и

ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Субтест № 4. "Истории с дополнением".

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать струк-

туру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать

сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития,

чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию

различных участников. Путем логических умозаключений они могут дост-

раивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий,

предсказывать, как поведет себя человек в дальнейшем, находить причины

определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать

успешность построения следователями целостной картины преступления

на основе неполных данных.

Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в ана-

лизе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо

адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми

(семейным, деловым, дружеским и др.).

(Дж.Гилфорд, М.Салливен)

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:

субтест № 1 - "История с завершением", субтест № 2 - "Группы экспрес-

сии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "История с до-

полнением". Три субтеста составлены на невербальном стимульном мате-

риале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре спо-

собности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем,

преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представ-

ляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит

12-15 заданий. В настоящем исследовании использовались 5-6 заданий для

каждого субтеста, а не 12-15 как предполагается в методике. Использова-

ние именно такого количества заданий связано с тем, проведенное пробное

исследование по заданной методике показало недоступность пониманию

детей дошкольного возраста всех предложенных заданий. Были отобраны

лишь 5-6 заданий для каждого субтеста, которые дети могли так или иначе

интерпретировать. Поведенное пробное исследование показало также не-

возможность выполнения детьми двух субтестов - № 2 и № 3, поэтому

данные субтесты были изменены и упрощены, при этом сущность изме-

ряемых способностей не изменилась. Субтесты, адаптированные в процес-

се исследования и предлагаемые детям, были следующими.

Субтест № 1. "История с завершением"

В субтестах используются сцены с персонажем комиксов Борисом и

его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на

первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной си-

туации. Испытуемый должен найти среди двух других картинок ту, кото-

рая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на

первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую-

щих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т.е. способ-

ность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си-

туации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Инструкция к субтесту № 1.

Пред тобой лежат три картинки. На картинке слева изображена опреде-

ленная ситуация. Рассмотри лица и позы людей, попробуй определить, что

они чувствуют. Подумай и среди двух рисунков справа выбери тот, кото-

рый показывает наиболее правильное продолжение той ситуации, которая

изображена на картинке слева. Все слова экспериментатора сопровождают-

ся показом соответствующих картинок.

Субтест № 2. "Группы экспрессии"

Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изобра-

жающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты.

На картинке, расположенной слева, изображен человек или животное в

определенном эмоциональном состоянии. Испытуемый должен среди трех

картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же

чувства, мысли, состояния человека или животного, что и картинка слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, спо-

собность к логическому обобщению, выделению общих существенных

признаков в различных невербальных реакциях человека или животного.

Инструкция к субтесту № 2.

Перед тобой лежат четыре картинки. На картинке вверху (показываю)

изображен человек (рыба, птица) в определенном настроении. Среди трех

картинок внизу найди картинку с таким же настроением. Все слова экспе-

риментатора сопровождаются показом соответствующих картинок.

1)

71

2)

3)

4)

5)

6)

Субтест № 3. "Вербальная экспрессия"

В каждом задании субтеста предлагается определенная ситуация обще-

ния, в которой один человек что-то говорит другому, также даются три

возможных варианта ответа, в данном случае ими являются фразы или ре-

плики, которые мог бы сказать один человек другому. Испытуемый дол-

жен выбрать одну фразу из трех предложенных, учитывая настроение и

эмоциональное состояние ее говорящего.

Субтест измеряет способность находить нужную вербальную реакцию

в зависимости от контекста ситуации.

Инструкция к субтесту № 3.

Сейчас я предложу тебе несколько ситуаций, в которых один человек

что-то говорит другому, и три варианта ответа. А ты подумай и выбери

один ответ из предложенных, который тебе кажется наиболее правильным.

1. Мать говорит ребенку:

- Успокойся, сынок, не надо расстраиваться.

- Что тебя так развеселило?

- Ну, иди поиграй.

2. Довольный продавец - покупателю:

- Ну, решайте скорее, что вы будете покупать!

- Что желаете купить? Могу предложить вам вот эти туфли.

- Магазин закрывается.

3. Рассерженный отец говорит сыну:

- Как тебе не стыдно! Обижать маленьких!

- Какой ты умница!

- Возьми конфету.

4. Довольный читатель - библиотекарю:

- Эта книга просто ужасна!

- Лучше б я остался дома!

- Спасибо вам за интересную книгу.

5. Расстроенная сестра - брату:

- У тебя замечательная машина!

- Идем смотреть мультфильмы!

- Ты разбил мою самую любимую чашку!

6. Радостный мальчик говорит другу:

- Как ты мог обидеть эту малышку!

- Ура! Мы идем в цирк.

- Я не буду с тобой дружить.

Субтест № 4. "Истории с дополнением"

В данном субтесте появляются персонажи комикса, включенные в се-

мейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из 4 кар-

тинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять

логику развития, сюжет истории и среди двух других картинок, предла-

гаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, т.е. способность

понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения

людей в этих ситуациях.

Инструкция к субтесту № 4.

Перед тобой лежат два ряда картинок (в верхнем - 4, в нижнем - 2). На

четырех верхних картинках изображена определенная история. Одна из

этих картинок всегда пропущена. Тебе необходимо выбрать из двух рисун-

ков нижнего ряда тот, который подходит по смыслу и поставить его на ме-

сто пустого квадрата сверху.

Все слова экспериментатора сопровождаются показом соответствующих

картинок.

Обработка тестовых данных

Ответы испытуемых обрабатываются с помощью специальных ключей.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 бал-

лов. Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в

целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития

одной или нескольких способностей фактора познания поведения. Резуль-

тат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий

уровень развития социального интеллекта.

Подсчитанные с помощью ключа "сырые" баллы переводятся в стан-

дартные с использованием нормативной таблицы. Например, испытуемый

получил за первый субтест "Истории с завершением" 4 "сырых" балла. Из

таблицы видно, что четырем "сырым" баллам по первому субтесту соот-

ветствует стандартная оценка "3".

Композитная оценка представляет собой сумму "сырых" оценок по ка-

ждому субтесту. Полученная сумма также переводится в стандартное зна-

чение.

Нормативная таблица для определения стандартных значений

по отдельным субтестам и тесту в целом

Стандартные Субтесты

значения 1 2 3 4

Композитная

оценка

1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-8

2 3 3-4 3-4 3 9-15

3 4-5 5-6 5-6 4-5 16-22

Субтест №1 - "Истории с завершением",

Субтест № 2 - "Группы экспрессии",

Субтест № 3 - "Вербальная экспрессия",

Субтест № 4 - "Истории с дополнением".

Интерпретация результатов тестирования.

При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность

выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, об-

разовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.

После завершения процедуры обработки результатов экспериментатор

имеет стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень раз-

вития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом

общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом.

1 - низкие способности к познанию поведения, т.е. низкий уровень со-

циального интеллекта;

2 - средние способности к познанию поведения, т.е. сформированности

социального поведения;

3 - высокие способности к познанию поведения, т.е. высокий уровень

развития социального интеллекта.

Интерпретация отдельных субтестов

Субтест № 1. "История с завершением".

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия

поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на

основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, друже-

ского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыс-

лей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться

ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожи-

данным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стра-

тегию собственного поведения для достижения поставленной цели.

Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться

в невербальных реакциях участников взаимодействия и знания нормо-

ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между

поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать

ошибки, попадать в конфликтные, а возможно и в опасные ситуации пото-

му, что неверно представляют себе результаты своих действий или по-

ступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах

поведения.

Субтест № 2. "Группы экспрессии".

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать

состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям:

мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое зна-

чение невербальному общению, обращают много внимания на невербаль-

ные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной

экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Спо-

собность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и

сравнивать с вербальными, по мнению А.Пиза, лежит в основе "шестого

чувства" - интуиции.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодви-

жений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ори-

ентируются на вербальное сообщений. Они могут часто ошибаться в по-

нимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают

неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.

Субтест № 3. "Вербальная экспрессия".

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувстви-

тельностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что

помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг дру-

гу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определен-

ных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют боль-

шой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту не умеют находить нужную вер-

бальную реакцию в зависимости от характера взаимоотношений людей и

контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и

ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Субтест № 4. "Истории с дополнением".

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать струк-

туру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать

сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития,

чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию

различных участников. Путем логических умозаключений они могут дост-

раивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий,

предсказывать, как поведет себя человек в дальнейшем, находить причины

определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать

успешность построения следователями целостной картины преступления

на основе неполных данных.

Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в ана-

лизе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо

адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми

(семейным, деловым, дружеским и др.).