Тест "Маски"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 20 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(с 5-лет)
Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его
статусного места в группе.
Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бу-
маге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к до-
минированию или подчинению.
Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще
всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого
из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по оче-
реди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показыва-
ет по очереди каждую из масок).
Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком.
После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каж-
дую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так
смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том
числе и отказ отвечать.
Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе про-
является в выборе маски с определенным настроением (хорошим или пло-
хим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были вы-
браны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На
кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен своим ме-
стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает
количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидер-
ства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетво-
ренности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженно-
сти речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверст-
никами дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу от-
того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с
нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контак-
тах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворе-
ны своим положением, если они претендуют на более высокое место в
группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в дру-
гую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выяв-
ляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть
дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к
общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов "доминирование и подчи-
нение" - как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при
последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доми-
нированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их
не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вооб-
ще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких де-
тей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их
игр, а не просто вводить их в группу на любые роли.
Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетво-
рены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме.
Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как
дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто пред-
почитая утверждаться самостоятельно.
Методика одномоментных срезов3
Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрас-
тной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, ко-
торые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее
устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а
также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.
Группа детского сада в период свободного общения детей имеет ту или
иную динамическую структуру. Она отлична от строго упорядоченной
структуры, которая имеет место при совместной деятельности, организуе-
мой взрослым. За кажущейся хаотичностью контактов детей друг с другом
скрываются своеобразные закономерности развития структуры данной
группы.
Допускалось, что существует такой отрезок времени, пусть короткий, в
течение которого структура группы практически не меняется. Если через
определенные промежутки времени фиксировалось состояние структуры
группы, то, проанализировав данные, можно будет получить картину ре-
ального общения детей по выделенным параметрам.
Инструкция. Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается
список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а
последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на про-
тяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повяз-
ки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспе-
риментатор не знаком с детьми).
Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время ут-
ренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в
групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые
5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-
40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том слу-
чае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.
Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъедине-
ния детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе
проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий
срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется
слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически
отражается и в протоколе.
Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Напри-
мер, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала
среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.
время 10.15
время 12.05
И так далее.
Обработка. Сравнить протоколы одномоментных срезов с целью опре-
деления структуры группы и динамики игровых микрообъединений. Оха-
рактеризовать игровые объединения по длительности и половому признаку.
Методика "Выбор в действии"
Цель: изучение межличностных отношений в группе.
Ход выполнения. Исследование проводится в форме игры. Воспитатель
по одному вызывает детей в спальную комнату и предлагает каждому по 3
переводные картинки (открытки, игрушки или тому подобное).
Воспитатель говорит: "Можешь положить эти картинки под подушку
любым трем своим товарищам, выигрывает тот, у кого окажется больше
картинок. Но ты держи в тайне, кому положил".
Когда ребенок положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто
еще не участвовал в эксперименте.
Обработка полученных данных. На основании результатов составляет-
ся матрица, куда заносится список группы, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии детей. В каждой строке против номера
детей, выбранных ребенком, ставятся номера (1, 2 или 3). Если дети вы-
брали друг друга, эти 2 выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор).
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представ-
ляет собой 4 концентрические окружности, в которые заносят номера уча-
стников эксперимента. В первый круг (центральный) помещают тех, кто
набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые
социометрические звезды, которые имеют в два раза больше среднего ко-
личества выборов), во второй круг - предпочитаемых (имеющих среднее
количество выборов), в третий - пренебрегаемых (число выборов меньше
среднего), в четвертый - изолированных (не получивших ни одного выбо-
ра). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответ-
ствующими номерами, не взаимный - сплошной линией со стрелкой (от то-
го, кто выбрал, к тому, кого не выбрал).
(с 5-лет)
Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его
статусного места в группе.
Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бу-
маге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к до-
минированию или подчинению.
Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще
всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого
из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по оче-
реди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показыва-
ет по очереди каждую из масок).
Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком.
После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каж-
дую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так
смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том
числе и отказ отвечать.
Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе про-
является в выборе маски с определенным настроением (хорошим или пло-
хим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были вы-
браны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На
кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен своим ме-
стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает
количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидер-
ства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетво-
ренности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженно-
сти речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверст-
никами дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу от-
того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с
нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контак-
тах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворе-
ны своим положением, если они претендуют на более высокое место в
группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в дру-
гую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выяв-
ляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть
дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к
общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов "доминирование и подчи-
нение" - как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при
последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доми-
нированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их
не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вооб-
ще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких де-
тей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их
игр, а не просто вводить их в группу на любые роли.
Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетво-
рены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме.
Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как
дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто пред-
почитая утверждаться самостоятельно.
Методика одномоментных срезов3
Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрас-
тной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, ко-
торые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее
устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а
также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.
Группа детского сада в период свободного общения детей имеет ту или
иную динамическую структуру. Она отлична от строго упорядоченной
структуры, которая имеет место при совместной деятельности, организуе-
мой взрослым. За кажущейся хаотичностью контактов детей друг с другом
скрываются своеобразные закономерности развития структуры данной
группы.
Допускалось, что существует такой отрезок времени, пусть короткий, в
течение которого структура группы практически не меняется. Если через
определенные промежутки времени фиксировалось состояние структуры
группы, то, проанализировав данные, можно будет получить картину ре-
ального общения детей по выделенным параметрам.
Инструкция. Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается
список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а
последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на про-
тяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повяз-
ки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспе-
риментатор не знаком с детьми).
Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время ут-
ренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в
групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые
5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-
40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том слу-
чае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.
Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъедине-
ния детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе
проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий
срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется
слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически
отражается и в протоколе.
Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Напри-
мер, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала
среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.
время 10.15
время 12.05
И так далее.
Обработка. Сравнить протоколы одномоментных срезов с целью опре-
деления структуры группы и динамики игровых микрообъединений. Оха-
рактеризовать игровые объединения по длительности и половому признаку.
Методика "Выбор в действии"
Цель: изучение межличностных отношений в группе.
Ход выполнения. Исследование проводится в форме игры. Воспитатель
по одному вызывает детей в спальную комнату и предлагает каждому по 3
переводные картинки (открытки, игрушки или тому подобное).
Воспитатель говорит: "Можешь положить эти картинки под подушку
любым трем своим товарищам, выигрывает тот, у кого окажется больше
картинок. Но ты держи в тайне, кому положил".
Когда ребенок положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто
еще не участвовал в эксперименте.
Обработка полученных данных. На основании результатов составляет-
ся матрица, куда заносится список группы, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии детей. В каждой строке против номера
детей, выбранных ребенком, ставятся номера (1, 2 или 3). Если дети вы-
брали друг друга, эти 2 выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор).
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представ-
ляет собой 4 концентрические окружности, в которые заносят номера уча-
стников эксперимента. В первый круг (центральный) помещают тех, кто
набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые
социометрические звезды, которые имеют в два раза больше среднего ко-
личества выборов), во второй круг - предпочитаемых (имеющих среднее
количество выборов), в третий - пренебрегаемых (число выборов меньше
среднего), в четвертый - изолированных (не получивших ни одного выбо-
ра). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответ-
ствующими номерами, не взаимный - сплошной линией со стрелкой (от то-
го, кто выбрал, к тому, кого не выбрал).