Тест "Маски"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(с 5-лет)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его

статусного места в группе.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бу-

маге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к до-

минированию или подчинению.

Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще

всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого

из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по оче-

реди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показыва-

ет по очереди каждую из масок).

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком.

После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каж-

дую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так

смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том

числе и отказ отвечать.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе про-

является в выборе маски с определенным настроением (хорошим или пло-

хим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были вы-

браны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На

кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен своим ме-

стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает

количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидер-

ства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетво-

ренности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженно-

сти речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверст-

никами дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу от-

того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с

нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контак-

тах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворе-

ны своим положением, если они претендуют на более высокое место в

группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в дру-

гую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выяв-

ляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть

дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к

общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов "доминирование и подчи-

нение" - как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при

последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доми-

нированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их

не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вооб-

ще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких де-

тей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их

игр, а не просто вводить их в группу на любые роли.

Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетво-

рены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме.

Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как

дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто пред-

почитая утверждаться самостоятельно.

Методика одномоментных срезов3

Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрас-

тной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, ко-

торые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее

устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а

также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.

Группа детского сада в период свободного общения детей имеет ту или

иную динамическую структуру. Она отлична от строго упорядоченной

структуры, которая имеет место при совместной деятельности, организуе-

мой взрослым. За кажущейся хаотичностью контактов детей друг с другом

скрываются своеобразные закономерности развития структуры данной

группы.

Допускалось, что существует такой отрезок времени, пусть короткий, в

течение которого структура группы практически не меняется. Если через

определенные промежутки времени фиксировалось состояние структуры

группы, то, проанализировав данные, можно будет получить картину ре-

ального общения детей по выделенным параметрам.

Инструкция. Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается

список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а

последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на про-

тяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повяз-

ки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспе-

риментатор не знаком с детьми).

Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время ут-

ренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в

групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые

5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-

40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том слу-

чае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъедине-

ния детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе

проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий

срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется

слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически

отражается и в протоколе.

Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Напри-

мер, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала

среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.

время 10.15

время 12.05

И так далее.

Обработка. Сравнить протоколы одномоментных срезов с целью опре-

деления структуры группы и динамики игровых микрообъединений. Оха-

рактеризовать игровые объединения по длительности и половому признаку.

Методика "Выбор в действии"

Цель: изучение межличностных отношений в группе.

Ход выполнения. Исследование проводится в форме игры. Воспитатель

по одному вызывает детей в спальную комнату и предлагает каждому по 3

переводные картинки (открытки, игрушки или тому подобное).

Воспитатель говорит: "Можешь положить эти картинки под подушку

любым трем своим товарищам, выигрывает тот, у кого окажется больше

картинок. Но ты держи в тайне, кому положил".

Когда ребенок положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто

еще не участвовал в эксперименте.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляет-

ся матрица, куда заносится список группы, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии детей. В каждой строке против номера

детей, выбранных ребенком, ставятся номера (1, 2 или 3). Если дети вы-

брали друг друга, эти 2 выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор).

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представ-

ляет собой 4 концентрические окружности, в которые заносят номера уча-

стников эксперимента. В первый круг (центральный) помещают тех, кто

набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые

социометрические звезды, которые имеют в два раза больше среднего ко-

личества выборов), во второй круг - предпочитаемых (имеющих среднее

количество выборов), в третий - пренебрегаемых (число выборов меньше

среднего), в четвертый - изолированных (не получивших ни одного выбо-

ра). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответ-

ствующими номерами, не взаимный - сплошной линией со стрелкой (от то-

го, кто выбрал, к тому, кого не выбрал).

(с 5-лет)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его

статусного места в группе.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бу-

маге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к до-

минированию или подчинению.

Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще

всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого

из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по оче-

реди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показыва-

ет по очереди каждую из масок).

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком.

После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каж-

дую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так

смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том

числе и отказ отвечать.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе про-

является в выборе маски с определенным настроением (хорошим или пло-

хим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были вы-

браны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На

кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен своим ме-

стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает

количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидер-

ства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетво-

ренности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженно-

сти речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверст-

никами дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу от-

того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с

нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контак-

тах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворе-

ны своим положением, если они претендуют на более высокое место в

группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в дру-

гую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выяв-

ляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть

дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к

общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов "доминирование и подчи-

нение" - как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при

последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доми-

нированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их

не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вооб-

ще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких де-

тей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их

игр, а не просто вводить их в группу на любые роли.

Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетво-

рены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме.

Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как

дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто пред-

почитая утверждаться самостоятельно.

Методика одномоментных срезов3

Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрас-

тной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, ко-

торые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее

устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а

также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.

Группа детского сада в период свободного общения детей имеет ту или

иную динамическую структуру. Она отлична от строго упорядоченной

структуры, которая имеет место при совместной деятельности, организуе-

мой взрослым. За кажущейся хаотичностью контактов детей друг с другом

скрываются своеобразные закономерности развития структуры данной

группы.

Допускалось, что существует такой отрезок времени, пусть короткий, в

течение которого структура группы практически не меняется. Если через

определенные промежутки времени фиксировалось состояние структуры

группы, то, проанализировав данные, можно будет получить картину ре-

ального общения детей по выделенным параметрам.

Инструкция. Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается

список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а

последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на про-

тяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повяз-

ки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспе-

риментатор не знаком с детьми).

Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время ут-

ренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в

групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые

5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-

40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том слу-

чае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъедине-

ния детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе

проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий

срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется

слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически

отражается и в протоколе.

Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Напри-

мер, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала

среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.

время 10.15

время 12.05

И так далее.

Обработка. Сравнить протоколы одномоментных срезов с целью опре-

деления структуры группы и динамики игровых микрообъединений. Оха-

рактеризовать игровые объединения по длительности и половому признаку.

Методика "Выбор в действии"

Цель: изучение межличностных отношений в группе.

Ход выполнения. Исследование проводится в форме игры. Воспитатель

по одному вызывает детей в спальную комнату и предлагает каждому по 3

переводные картинки (открытки, игрушки или тому подобное).

Воспитатель говорит: "Можешь положить эти картинки под подушку

любым трем своим товарищам, выигрывает тот, у кого окажется больше

картинок. Но ты держи в тайне, кому положил".

Когда ребенок положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто

еще не участвовал в эксперименте.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляет-

ся матрица, куда заносится список группы, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии детей. В каждой строке против номера

детей, выбранных ребенком, ставятся номера (1, 2 или 3). Если дети вы-

брали друг друга, эти 2 выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор).

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представ-

ляет собой 4 концентрические окружности, в которые заносят номера уча-

стников эксперимента. В первый круг (центральный) помещают тех, кто

набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые

социометрические звезды, которые имеют в два раза больше среднего ко-

личества выборов), во второй круг - предпочитаемых (имеющих среднее

количество выборов), в третий - пренебрегаемых (число выборов меньше

среднего), в четвертый - изолированных (не получивших ни одного выбо-

ра). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответ-

ствующими номерами, не взаимный - сплошной линией со стрелкой (от то-

го, кто выбрал, к тому, кого не выбрал).