Опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7    11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Щетинина)

№ Проявление эмпатических реакций

и поведения

Часто Иногда Никогда

1 Проявляет интерес к эмоциональному

поведению других.

2 Спокойно издалека смотрит в сторону

ребенка, переживающего какое-либо со-

стояние.

3 Подходит к переживающему ребенку,

спокойно смотрит на него.

4 Пытается привлечь внимание взрослого к

эмоциональному состоянию другого.

5 Ярко, эмоционально реагирует на со-

стояние другого, заражается им.

6 Реагирует на переживания другого, гово-

ря при этом: "А я не плачу", "А у меня

тоже", "А мне тоже...?"

7 "Изображает" сочувствие, глядя при этом

на взрослого, ожидает похвалы, поддерж-

ки.

8 Сообщает взрослому, как он пожалел,

помог другому.

9 Предлагает переживающему эмоцио-

нальное состояние ребенку что-либо (иг-

рушку, конфетку и пр.)

10 Встает рядом с ребенком, беспомощно

смотрит на него, на взрослого.

11 Проявляет сочувствие только по просьбе

взрослого (успокаивает, обнимает, гладит

и пр.).

12 Активно включается в ситуацию, по соб-

ственной инициативе помогает, гладит,

обнимает и пр., т.е. производит успокаи-

вающие действия.

Обработка полученных результатов

Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведе-

нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он

получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то

ему присваивается за каждую по 5 баллов;

- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах

4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;

- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у

ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,

3, 10, 11, то ставится по 2 балла;

- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0

баллов.

Качественная интерпретация данных.

Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио-

нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в

ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети-

роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой)

проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся

те, кто набрал от 20 до 24 баллов.

В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на

себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово-

рит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить по-

хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание

другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен-

трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-

шие от 12 до 16 баллов.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других,

слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-

ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому

уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.

Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв-

ляющим смешанный тип эмпатии.

Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо-

жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.

(А.М.Щетинина)

№ Проявление эмпатических реакций

и поведения

Часто Иногда Никогда

1 Проявляет интерес к эмоциональному

поведению других.

2 Спокойно издалека смотрит в сторону

ребенка, переживающего какое-либо со-

стояние.

3 Подходит к переживающему ребенку,

спокойно смотрит на него.

4 Пытается привлечь внимание взрослого к

эмоциональному состоянию другого.

5 Ярко, эмоционально реагирует на со-

стояние другого, заражается им.

6 Реагирует на переживания другого, гово-

ря при этом: "А я не плачу", "А у меня

тоже", "А мне тоже...?"

7 "Изображает" сочувствие, глядя при этом

на взрослого, ожидает похвалы, поддерж-

ки.

8 Сообщает взрослому, как он пожалел,

помог другому.

9 Предлагает переживающему эмоцио-

нальное состояние ребенку что-либо (иг-

рушку, конфетку и пр.)

10 Встает рядом с ребенком, беспомощно

смотрит на него, на взрослого.

11 Проявляет сочувствие только по просьбе

взрослого (успокаивает, обнимает, гладит

и пр.).

12 Активно включается в ситуацию, по соб-

ственной инициативе помогает, гладит,

обнимает и пр., т.е. производит успокаи-

вающие действия.

Обработка полученных результатов

Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведе-

нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он

получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то

ему присваивается за каждую по 5 баллов;

- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах

4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;

- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у

ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,

3, 10, 11, то ставится по 2 балла;

- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0

баллов.

Качественная интерпретация данных.

Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио-

нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в

ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети-

роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой)

проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся

те, кто набрал от 20 до 24 баллов.

В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на

себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово-

рит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить по-

хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание

другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен-

трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-

шие от 12 до 16 баллов.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других,

слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-

ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому

уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.

Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв-

ляющим смешанный тип эмпатии.

Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо-

жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.