Опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 11 12 13 14 1520 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(А.М.Щетинина)
№ Проявление эмпатических реакций
и поведения
Часто Иногда Никогда
1 Проявляет интерес к эмоциональному
поведению других.
2 Спокойно издалека смотрит в сторону
ребенка, переживающего какое-либо со-
стояние.
3 Подходит к переживающему ребенку,
спокойно смотрит на него.
4 Пытается привлечь внимание взрослого к
эмоциональному состоянию другого.
5 Ярко, эмоционально реагирует на со-
стояние другого, заражается им.
6 Реагирует на переживания другого, гово-
ря при этом: "А я не плачу", "А у меня
тоже", "А мне тоже...?"
7 "Изображает" сочувствие, глядя при этом
на взрослого, ожидает похвалы, поддерж-
ки.
8 Сообщает взрослому, как он пожалел,
помог другому.
9 Предлагает переживающему эмоцио-
нальное состояние ребенку что-либо (иг-
рушку, конфетку и пр.)
10 Встает рядом с ребенком, беспомощно
смотрит на него, на взрослого.
11 Проявляет сочувствие только по просьбе
взрослого (успокаивает, обнимает, гладит
и пр.).
12 Активно включается в ситуацию, по соб-
ственной инициативе помогает, гладит,
обнимает и пр., т.е. производит успокаи-
вающие действия.
Обработка полученных результатов
Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведе-
нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он
получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;
- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то
ему присваивается за каждую по 5 баллов;
- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах
4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у
ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,
3, 10, 11, то ставится по 2 балла;
- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0
баллов.
Качественная интерпретация данных.
Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио-
нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в
ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети-
роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой)
проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся
те, кто набрал от 20 до 24 баллов.
В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на
себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово-
рит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить по-
хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание
другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен-
трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-
шие от 12 до 16 баллов.
Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других,
слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-
ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому
уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.
Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв-
ляющим смешанный тип эмпатии.
Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо-
жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.
(А.М.Щетинина)
№ Проявление эмпатических реакций
и поведения
Часто Иногда Никогда
1 Проявляет интерес к эмоциональному
поведению других.
2 Спокойно издалека смотрит в сторону
ребенка, переживающего какое-либо со-
стояние.
3 Подходит к переживающему ребенку,
спокойно смотрит на него.
4 Пытается привлечь внимание взрослого к
эмоциональному состоянию другого.
5 Ярко, эмоционально реагирует на со-
стояние другого, заражается им.
6 Реагирует на переживания другого, гово-
ря при этом: "А я не плачу", "А у меня
тоже", "А мне тоже...?"
7 "Изображает" сочувствие, глядя при этом
на взрослого, ожидает похвалы, поддерж-
ки.
8 Сообщает взрослому, как он пожалел,
помог другому.
9 Предлагает переживающему эмоцио-
нальное состояние ребенку что-либо (иг-
рушку, конфетку и пр.)
10 Встает рядом с ребенком, беспомощно
смотрит на него, на взрослого.
11 Проявляет сочувствие только по просьбе
взрослого (успокаивает, обнимает, гладит
и пр.).
12 Активно включается в ситуацию, по соб-
ственной инициативе помогает, гладит,
обнимает и пр., т.е. производит успокаи-
вающие действия.
Обработка полученных результатов
Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведе-
нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он
получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;
- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то
ему присваивается за каждую по 5 баллов;
- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах
4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у
ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,
3, 10, 11, то ставится по 2 балла;
- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0
баллов.
Качественная интерпретация данных.
Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио-
нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в
ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети-
роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой)
проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся
те, кто набрал от 20 до 24 баллов.
В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на
себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово-
рит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь получить по-
хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание
другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен-
трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-
шие от 12 до 16 баллов.
Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других,
слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-
ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому
уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.
Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв-
ляющим смешанный тип эмпатии.
Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо-
жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.