Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(А.М.Щетинина)
В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных
компонента:
1 - способность слушать партнера;
2 - способность договариваться с партнером;
3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. зара-
жение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,
чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по об-
щению и взаимодействию.
Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностя-
ми проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуа-
циях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных
наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три
таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).
Таблица
Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу
Умение слушать Способность договариваться Способность к эмоционально-
экспрессивной пристройке
№ Имя Ф.
ребен-
ка спо-
койно,
терпе-
ливо
слуша-
ет
парт-
нера
ино-
гда
пере-
бива-
ет
не
умеет
слу-
шать
дого-
вари-
вается
легко и
спо-
койно
иногда
спорит,
не со-
глаша-
ется,
раздра-
жается
не
умеет
дого-
вари-
ваться
легко
экспрес-
сивно
пристра-
ивается
к парт-
неру
пристра-
ивается
с трудом
(с по-
мощью
взрос-
лых)
совсем не
может
эмоцион.-
экспр.
при-
страивать
ся
На основании данных таблицы можно установить уровень развития у
ребенка способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, лег-
ко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает спо-
собности эмоционально пристраиваться к партнеру;
в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения
при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и
затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.
Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способно-
сти к партнерскому диалогу.
(А.М.Щетинина)
В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных
компонента:
1 - способность слушать партнера;
2 - способность договариваться с партнером;
3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. зара-
жение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,
чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по об-
щению и взаимодействию.
Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностя-
ми проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуа-
циях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных
наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три
таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).
Таблица
Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу
Умение слушать Способность договариваться Способность к эмоционально-
экспрессивной пристройке
№ Имя Ф.
ребен-
ка спо-
койно,
терпе-
ливо
слуша-
ет
парт-
нера
ино-
гда
пере-
бива-
ет
не
умеет
слу-
шать
дого-
вари-
вается
легко и
спо-
койно
иногда
спорит,
не со-
глаша-
ется,
раздра-
жается
не
умеет
дого-
вари-
ваться
легко
экспрес-
сивно
пристра-
ивается
к парт-
неру
пристра-
ивается
с трудом
(с по-
мощью
взрос-
лых)
совсем не
может
эмоцион.-
экспр.
при-
страивать
ся
На основании данных таблицы можно установить уровень развития у
ребенка способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, лег-
ко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает спо-
собности эмоционально пристраиваться к партнеру;
в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения
при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и
затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.
Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способно-
сти к партнерскому диалогу.