Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Щетинина)

В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных

компонента:

1 - способность слушать партнера;

2 - способность договариваться с партнером;

3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. зара-

жение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,

чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по об-

щению и взаимодействию.

Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностя-

ми проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуа-

циях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных

наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три

таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).

Таблица

Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу

Умение слушать Способность договариваться Способность к эмоционально-

экспрессивной пристройке

№ Имя Ф.

ребен-

ка спо-

койно,

терпе-

ливо

слуша-

ет

парт-

нера

ино-

гда

пере-

бива-

ет

не

умеет

слу-

шать

дого-

вари-

вается

легко и

спо-

койно

иногда

спорит,

не со-

глаша-

ется,

раздра-

жается

не

умеет

дого-

вари-

ваться

легко

экспрес-

сивно

пристра-

ивается

к парт-

неру

пристра-

ивается

с трудом

(с по-

мощью

взрос-

лых)

совсем не

может

эмоцион.-

экспр.

при-

страивать

ся

На основании данных таблицы можно установить уровень развития у

ребенка способности к партнерскому диалогу.

Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, лег-

ко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:

а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает спо-

собности эмоционально пристраиваться к партнеру;

в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения

при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и

затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способно-

сти к партнерскому диалогу.

(А.М.Щетинина)

В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных

компонента:

1 - способность слушать партнера;

2 - способность договариваться с партнером;

3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. зара-

жение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,

чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по об-

щению и взаимодействию.

Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностя-

ми проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуа-

циях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных

наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три

таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).

Таблица

Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу

Умение слушать Способность договариваться Способность к эмоционально-

экспрессивной пристройке

№ Имя Ф.

ребен-

ка спо-

койно,

терпе-

ливо

слуша-

ет

парт-

нера

ино-

гда

пере-

бива-

ет

не

умеет

слу-

шать

дого-

вари-

вается

легко и

спо-

койно

иногда

спорит,

не со-

глаша-

ется,

раздра-

жается

не

умеет

дого-

вари-

ваться

легко

экспрес-

сивно

пристра-

ивается

к парт-

неру

пристра-

ивается

с трудом

(с по-

мощью

взрос-

лых)

совсем не

может

эмоцион.-

экспр.

при-

страивать

ся

На основании данных таблицы можно установить уровень развития у

ребенка способности к партнерскому диалогу.

Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, лег-

ко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:

а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает спо-

собности эмоционально пристраиваться к партнеру;

в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения

при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и

затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способно-

сти к партнерскому диалогу.