4. Изучение произвольности и контроля у детей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
(Ю.А.Афонькина,
Г.А.Урунтаева).
Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затрудне-
ния успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятель-
ность.
Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1
парную разрезать на 4 части по диагоналям).
Процедура исследования: проводится индивидуально и состоит из 4 серий.
1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, переме-
шивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.
2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, по-
казывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, спо-
соб действия не показывают.
3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и пред-
лагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ дейст-
вия не показывают.
4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят
собрать из этих частей как можно больше открыток.
Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.
Время выполнения задачи не ограничивается.
Обработка результатов: важно проследить, как испытуемый сохраня-
ет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятель-
ность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: на-
сколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрос-
лого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с
трудностями.
(Ю.А.Афонькина,
Г.А.Урунтаева).
Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затрудне-
ния успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятель-
ность.
Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1
парную разрезать на 4 части по диагоналям).
Процедура исследования: проводится индивидуально и состоит из 4 серий.
1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, переме-
шивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.
2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, по-
казывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, спо-
соб действия не показывают.
3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и пред-
лагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ дейст-
вия не показывают.
4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят
собрать из этих частей как можно больше открыток.
Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.
Время выполнения задачи не ограничивается.
Обработка результатов: важно проследить, как испытуемый сохраня-
ет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятель-
ность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: на-
сколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрос-
лого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с
трудностями.