4. Изучение произвольности и контроля у детей

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

 (Ю.А.Афонькина,

Г.А.Урунтаева).

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затрудне-

ния успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятель-

ность.

Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1

парную разрезать на 4 части по диагоналям).

Процедура исследования: проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, переме-

шивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, по-

казывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, спо-

соб действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и пред-

лагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ дейст-

вия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят

собрать из этих частей как можно больше открыток.

Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.

Время выполнения задачи не ограничивается.

Обработка результатов: важно проследить, как испытуемый сохраня-

ет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятель-

ность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: на-

сколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрос-

лого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с

трудностями.

 (Ю.А.Афонькина,

Г.А.Урунтаева).

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затрудне-

ния успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятель-

ность.

Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1

парную разрезать на 4 части по диагоналям).

Процедура исследования: проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, переме-

шивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, по-

казывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, спо-

соб действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и пред-

лагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ дейст-

вия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят

собрать из этих частей как можно больше открыток.

Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.

Время выполнения задачи не ограничивается.

Обработка результатов: важно проследить, как испытуемый сохраня-

ет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятель-

ность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: на-

сколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрос-

лого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с

трудностями.