Методика "Лесенка Щур"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1520 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(после 4-х лет)
Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации
и оценки детьми других людей.
Методика используется в модифицированном варианте - вместо 10 бе-
рем 5 ступенек.
Ход эксперимента.
Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного
оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предла-
гается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная.
Экспериментатор говорит: "Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка,
и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но
учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые
часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда
совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает де-
тей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя
ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают
очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить се-
бя". Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.
Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню,
на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - вы-
сокий уровень.
Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты ре-
зультата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в пло-
хом настроении или недавно получил очень негативную или очень поло-
жительную оценку со стороны взрослых или детей.
Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу,
других детей, друзей, воспитателей - в зависимости от целей изучения.
Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям.
Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в са-
мооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее
значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на
которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как
правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из зна-
чимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от име-
ни кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отно-
шение взрослого к себе, считает ли себя принятым им.
Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фикси-
руются в протоколе.
Дата проведения ____.
№ Имя Ф. Воз- Оценка с позиции
раст
Ступень
самооценки
Аргументация
высказывания
Оценка
других детей
Аргументация
Мамы
Папы
Бабушки
Воспитателя
Аргументации,
поведенческие
реакции
(после 4-х лет)
Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации
и оценки детьми других людей.
Методика используется в модифицированном варианте - вместо 10 бе-
рем 5 ступенек.
Ход эксперимента.
Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного
оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предла-
гается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная.
Экспериментатор говорит: "Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка,
и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но
учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые
часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда
совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает де-
тей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя
ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают
очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить се-
бя". Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.
Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню,
на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - вы-
сокий уровень.
Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты ре-
зультата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в пло-
хом настроении или недавно получил очень негативную или очень поло-
жительную оценку со стороны взрослых или детей.
Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу,
других детей, друзей, воспитателей - в зависимости от целей изучения.
Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям.
Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в са-
мооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее
значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на
которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как
правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из зна-
чимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от име-
ни кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отно-
шение взрослого к себе, считает ли себя принятым им.
Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фикси-
руются в протоколе.
Дата проведения ____.
№ Имя Ф. Воз- Оценка с позиции
раст
Ступень
самооценки
Аргументация
высказывания
Оценка
других детей
Аргументация
Мамы
Папы
Бабушки
Воспитателя
Аргументации,
поведенческие
реакции