Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Прихожан, З.Василяускайте)

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к

себе у детей 5-9 лет.

Материал: для выполнения методики ребенку дают 6 цветных каран-

дашей - синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. При этом

желательно использовать карандаши "Полицвет" для того, чтобы в воз-

можной степени смягчить фактор индивидуального предпочтения и влия-

ния цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (кни-

жечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница

книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы психолог запи-

сывает необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой

страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху

большими буквами написано название каждого рисунка, соответственно:

"Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший

мальчик/девочка", "Я".

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, по-

этому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению сле-

дующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Примерная инструкция и ход эксперимента.

"Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуйте плохого мальчика или

плохую девочку. Будете рисовать 3 карандашами. Выберите эти каранда-

ши и покажите их мне, а оставшиеся 3 уберите. (Необходимо убедиться,

что все дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано

"Плохой мальчик/девочка". Все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать".

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инст-

рукция: "А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возь-

мите 3 оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все де-

ти поняли и выполнили инструкцию). Этими карандашами вы нарисуйте

хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой

сверху написано "Хороший мальчик/девочка" все нашли? (Проверяет). На-

чинаем рисовать".

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: "На оставшемся листке

(на нем сверху написано "Я") каждый из вас нарисует себя. Себя вы може-

те рисовать всеми 6 карандашами. Возьмите все карандаши в руки и пока-

жите мне. (Проверяет). А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с

секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего

мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цве-

тов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захо-

чется нарисовать себя похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но поста-

райтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого психо-

лог кратко повторяет инструкцию и отвечает на вопросы). Найдите стра-

ницу, вверху которой написано "Я" (проверяет) и начинайте работать".

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую

инструкцию, ответить на все вопросы до того, как они начнут рисовать.

Работают дети самостоятельно. Психолог вмешивается только в том слу-

чае, если нарушается инструкция. Ценную информацию дают наблюдения

за поведением детей во время выполнения ими заданий, фиксирования

психологом слишком быстрого или слишком медленного их выполнения.

Обычно на выполнение всей методики при фронтальном проведении ухо-

дит около 40 минут.

Индивидуальное проведение требует меньше времени (в среднем около

30 минут) и в целом предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать

порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов,

спонтанные высказывания ребенка, его мимику, жесты, время, затрачивае-

мое им на каждый из рисунков, а также побеседовать с ним сразу после то-

го, как он закончит выполнение задания.

Беседа содержит вопросы о том, 1 - какой из рисунков больше всего

понравилось рисовать, а какой - меньше всего и почему; 2 - какой рисунок,

по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже; 3 - почему на

одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом - хороший; что

можно рассказать о каждом из них? Кто - хороший или плохой мальчик

(девочка) - ему больше нравится; 4 - кого бы он выбрал себе в друзья? По-

чему? Особое внимание следует обратить на случаи, когда ребенок пред-

почитает плохого ребенка; 5 - каким ребенок хотел нарисовать себя? Что

он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что

он хотел бы в себе изменить; 6 - что он лучше всего умеет, а что он не уме-

ет; 7 - чему бы хотел научиться? Как он думает, сможет ли этому научить-

ся?; 8 - что для этого потребуется и др. Естественно, здесь приводится

лишь примерный перечень вопросов, который психолог может дополнять

и изменять в зависимости от конкретного случая.

Обработка и интерпретация результатов.

Прежде чем представить схему обработки и интерпретации, напомним,

что диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они

включают, как в данном случае, человеческую фигуру, предполагает три

основных уровня анализа.

Первый уровень - проявление в рисунке показателей органического по-

ражения ЦНС: наклон фигуры больше 95 или 85 градусов, двойные или

прерывистые линии, "трясущиеся" линии, дрожание, неприсоединенные

линии. Если подобные признаки обнаруживаются, то к интерпретации на последующих этапах анализа рисунков следует подходить с особой осто-

рожностью.

Второй уровень предполагает анализ рисунка с точки зрения соответ-

ствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевоз-

растной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных

деталей с отставанием в развитии, что позволяет получить ценные диагно-

стические данные об общем развитии ребенка; или это связано с опреде-

ленными проблемами, страхами, конфликтами, например, отсутствие кис-

тей рук может свидетельствовать как о недостаточном развитии, так и о

низком уровне контактности, нарушениях общения.

Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уро-

вень интерпретации - собственно проективный - следует проводить с осо-

бой осторожностью. Ряд авторов полагают, что при получении на первом и

втором уровне показателей, свидетельствующих об органических наруше-

ниях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы показывает, что и

такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, уста-

новок, мотивов. Поэтому, с нашей точки зрения, и в этих случаях может

быть применен анализ третьего уровня, однако делать это следует пре-

дельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки

и обращая внимание на то, не связано ли появление того или иного показа-

теля, например, с общим недоразвитием.

1. Анализ "автопортрета" (рисунок "Я"): наличие всех основных дета-

лей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщатель-

ность их прорисовки, степень украшенности "автопортрета", статичность

рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в ка-

кой-либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие до-

полнительных деталей - подробная прорисовка, "разукрашивание" - свиде-

тельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив,

неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрица-

тельное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображе-

ние в движении, включение в сюжет свидетельствует об активном, творче-

ском отношении к действительности.

2. Анализ других проективных показателей по "автопортрету", в том

числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая

проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей

рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страни-

цы, может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него

комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является "авто-

портрет", нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу стра-

ницы, особенно в левом.

3. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунками "хорошего" и

"плохого" сверстников по следующим параметрам: а - цвета, использованные в "автопортрете", их соответствие цветам "хорошего" и "плохого" ре-

бенка, каких цветов больше; б - размер "автопортрета" по сравнению с

размерами двух других рисунков; в - повторение в "автопортрете" деталей

из рисунков "хорошего" и "плохого" ребенка (одежда, головной убор, иг-

рушка, рогатка, пистолет и т.п.); г - наличие в "автопортрете" новых дета-

лей и их характер; д - общее впечатление о похожести "автопортрета" на

рисунок "хорошего" и "плохого" сверстника.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без сущест-

венного улучшения качества рисунка): их выраженность свидетельствует о

конфликтности, тревожности ребенка.

5. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка, а

при индивидуальном проведении - характера спонтанных высказываний,

порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот

или иной рисунок. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа

от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного от-

ношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопос-

тавления качественных характеристик рисунка и беседы. При этом важно

иметь в виду, что речь идет не о верификации критериев оценки рисунка

по данным беседы, а именно об учете обеих групп данных в окончатель-

ном заключении психолога.

Изучение самооценки и оценки

личностных качеств детей группы2

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с

детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из

которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимаю-

щиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая

сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно иг-

рать, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до

конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку ус-

пех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкаль-

ной, конструктивной и т.п.

Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей

группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.

Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "са-

мых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами,

дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают

друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку - фотографии детей "не

очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими

игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают

добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию

ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки,

данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фото-

графии три раза

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушеч-

ном домике После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все

фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя

по выделенным качествам заносят в таблицу.

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выра-

женные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям,

которых он наделял отрицательными качествами, - -1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок

остальным членам группы, является личностной характеристикой его са-

мого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к

сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме по-

ложительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок от-

дельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением,

детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных

оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооцен-

ках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности

симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

(А.М.Прихожан, З.Василяускайте)

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к

себе у детей 5-9 лет.

Материал: для выполнения методики ребенку дают 6 цветных каран-

дашей - синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. При этом

желательно использовать карандаши "Полицвет" для того, чтобы в воз-

можной степени смягчить фактор индивидуального предпочтения и влия-

ния цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (кни-

жечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница

книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы психолог запи-

сывает необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой

страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху

большими буквами написано название каждого рисунка, соответственно:

"Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший

мальчик/девочка", "Я".

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, по-

этому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению сле-

дующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Примерная инструкция и ход эксперимента.

"Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуйте плохого мальчика или

плохую девочку. Будете рисовать 3 карандашами. Выберите эти каранда-

ши и покажите их мне, а оставшиеся 3 уберите. (Необходимо убедиться,

что все дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано

"Плохой мальчик/девочка". Все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать".

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инст-

рукция: "А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возь-

мите 3 оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все де-

ти поняли и выполнили инструкцию). Этими карандашами вы нарисуйте

хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой

сверху написано "Хороший мальчик/девочка" все нашли? (Проверяет). На-

чинаем рисовать".

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: "На оставшемся листке

(на нем сверху написано "Я") каждый из вас нарисует себя. Себя вы може-

те рисовать всеми 6 карандашами. Возьмите все карандаши в руки и пока-

жите мне. (Проверяет). А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с

секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего

мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цве-

тов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захо-

чется нарисовать себя похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но поста-

райтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого психо-

лог кратко повторяет инструкцию и отвечает на вопросы). Найдите стра-

ницу, вверху которой написано "Я" (проверяет) и начинайте работать".

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую

инструкцию, ответить на все вопросы до того, как они начнут рисовать.

Работают дети самостоятельно. Психолог вмешивается только в том слу-

чае, если нарушается инструкция. Ценную информацию дают наблюдения

за поведением детей во время выполнения ими заданий, фиксирования

психологом слишком быстрого или слишком медленного их выполнения.

Обычно на выполнение всей методики при фронтальном проведении ухо-

дит около 40 минут.

Индивидуальное проведение требует меньше времени (в среднем около

30 минут) и в целом предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать

порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов,

спонтанные высказывания ребенка, его мимику, жесты, время, затрачивае-

мое им на каждый из рисунков, а также побеседовать с ним сразу после то-

го, как он закончит выполнение задания.

Беседа содержит вопросы о том, 1 - какой из рисунков больше всего

понравилось рисовать, а какой - меньше всего и почему; 2 - какой рисунок,

по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже; 3 - почему на

одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом - хороший; что

можно рассказать о каждом из них? Кто - хороший или плохой мальчик

(девочка) - ему больше нравится; 4 - кого бы он выбрал себе в друзья? По-

чему? Особое внимание следует обратить на случаи, когда ребенок пред-

почитает плохого ребенка; 5 - каким ребенок хотел нарисовать себя? Что

он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что

он хотел бы в себе изменить; 6 - что он лучше всего умеет, а что он не уме-

ет; 7 - чему бы хотел научиться? Как он думает, сможет ли этому научить-

ся?; 8 - что для этого потребуется и др. Естественно, здесь приводится

лишь примерный перечень вопросов, который психолог может дополнять

и изменять в зависимости от конкретного случая.

Обработка и интерпретация результатов.

Прежде чем представить схему обработки и интерпретации, напомним,

что диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они

включают, как в данном случае, человеческую фигуру, предполагает три

основных уровня анализа.

Первый уровень - проявление в рисунке показателей органического по-

ражения ЦНС: наклон фигуры больше 95 или 85 градусов, двойные или

прерывистые линии, "трясущиеся" линии, дрожание, неприсоединенные

линии. Если подобные признаки обнаруживаются, то к интерпретации на последующих этапах анализа рисунков следует подходить с особой осто-

рожностью.

Второй уровень предполагает анализ рисунка с точки зрения соответ-

ствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевоз-

растной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных

деталей с отставанием в развитии, что позволяет получить ценные диагно-

стические данные об общем развитии ребенка; или это связано с опреде-

ленными проблемами, страхами, конфликтами, например, отсутствие кис-

тей рук может свидетельствовать как о недостаточном развитии, так и о

низком уровне контактности, нарушениях общения.

Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уро-

вень интерпретации - собственно проективный - следует проводить с осо-

бой осторожностью. Ряд авторов полагают, что при получении на первом и

втором уровне показателей, свидетельствующих об органических наруше-

ниях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы показывает, что и

такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, уста-

новок, мотивов. Поэтому, с нашей точки зрения, и в этих случаях может

быть применен анализ третьего уровня, однако делать это следует пре-

дельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки

и обращая внимание на то, не связано ли появление того или иного показа-

теля, например, с общим недоразвитием.

1. Анализ "автопортрета" (рисунок "Я"): наличие всех основных дета-

лей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщатель-

ность их прорисовки, степень украшенности "автопортрета", статичность

рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в ка-

кой-либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие до-

полнительных деталей - подробная прорисовка, "разукрашивание" - свиде-

тельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив,

неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрица-

тельное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображе-

ние в движении, включение в сюжет свидетельствует об активном, творче-

ском отношении к действительности.

2. Анализ других проективных показателей по "автопортрету", в том

числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая

проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей

рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страни-

цы, может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него

комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является "авто-

портрет", нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу стра-

ницы, особенно в левом.

3. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунками "хорошего" и

"плохого" сверстников по следующим параметрам: а - цвета, использованные в "автопортрете", их соответствие цветам "хорошего" и "плохого" ре-

бенка, каких цветов больше; б - размер "автопортрета" по сравнению с

размерами двух других рисунков; в - повторение в "автопортрете" деталей

из рисунков "хорошего" и "плохого" ребенка (одежда, головной убор, иг-

рушка, рогатка, пистолет и т.п.); г - наличие в "автопортрете" новых дета-

лей и их характер; д - общее впечатление о похожести "автопортрета" на

рисунок "хорошего" и "плохого" сверстника.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без сущест-

венного улучшения качества рисунка): их выраженность свидетельствует о

конфликтности, тревожности ребенка.

5. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка, а

при индивидуальном проведении - характера спонтанных высказываний,

порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот

или иной рисунок. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа

от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного от-

ношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопос-

тавления качественных характеристик рисунка и беседы. При этом важно

иметь в виду, что речь идет не о верификации критериев оценки рисунка

по данным беседы, а именно об учете обеих групп данных в окончатель-

ном заключении психолога.

Изучение самооценки и оценки

личностных качеств детей группы2

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с

детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из

которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимаю-

щиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая

сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно иг-

рать, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до

конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку ус-

пех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкаль-

ной, конструктивной и т.п.

Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей

группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.

Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "са-

мых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами,

дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают

друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку - фотографии детей "не

очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими

игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают

добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию

ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки,

данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фото-

графии три раза

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушеч-

ном домике После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все

фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя

по выделенным качествам заносят в таблицу.

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выра-

женные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям,

которых он наделял отрицательными качествами, - -1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок

остальным членам группы, является личностной характеристикой его са-

мого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к

сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме по-

ложительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок от-

дельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением,

детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных

оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооцен-

ках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности

симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.