2. Изучение новой внутренней позиции
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
(А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).
Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.
Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме бе-
седы "Об отношении к школе и будущей учебе". Экспериментатор знако-
мится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости
от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое инте-
ресное и привлекательное в школе?
Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие исто-
рии про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло
бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал(а) или ска-
зал(а), если бы такая история произошла с тобой".
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня
маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить
поступление в школу? Что ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в
школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учить-
ся в школе?
4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже
6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спраши-
вает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты
ему ответишь?
5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А"
расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки ма-
тематики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают ред-
ко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой
школе тебе хотелось бы учиться?
6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учи-
тельница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился зани-
маться дома?
7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слу-
шать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на
уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б"
не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с со-
седом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы
учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно рабо-
тал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хоро-
шо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение.
Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хоро-
шую отметку?".
9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в коман-
дировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем
пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам,
чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительни-
цей". Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или
ее заменили мамы?
Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при
переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в
ней как к необходимому событию в жизни;
- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятель-
ности и поведения;
- признание авторитета учителя.
Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.
Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим
образом:
I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:
1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.
2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного
посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.
II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисова-
нию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.
2. Содержательное представление по подготовке к школе.
3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в
которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-
физкультурного цикла).
III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации
деятельности:
1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.
2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дис-
циплины является обязательным.
3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игруш-
кам).
IV. Признание авторитета учителя.
Количественные результаты оформляют в таблицу:
№ Имя,
фамилия
Возраст Элемент внутренней позиции
I II III IV
1 2 1 2 3 1 2 3
(А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).
Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.
Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме бе-
седы "Об отношении к школе и будущей учебе". Экспериментатор знако-
мится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости
от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое инте-
ресное и привлекательное в школе?
Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие исто-
рии про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло
бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал(а) или ска-
зал(а), если бы такая история произошла с тобой".
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня
маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить
поступление в школу? Что ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в
школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учить-
ся в школе?
4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже
6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спраши-
вает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты
ему ответишь?
5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А"
расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки ма-
тематики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают ред-
ко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой
школе тебе хотелось бы учиться?
6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учи-
тельница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился зани-
маться дома?
7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слу-
шать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на
уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б"
не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с со-
седом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы
учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно рабо-
тал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хоро-
шо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение.
Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хоро-
шую отметку?".
9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в коман-
дировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем
пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам,
чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительни-
цей". Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или
ее заменили мамы?
Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при
переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в
ней как к необходимому событию в жизни;
- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятель-
ности и поведения;
- признание авторитета учителя.
Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.
Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим
образом:
I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:
1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.
2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного
посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.
II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисова-
нию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.
2. Содержательное представление по подготовке к школе.
3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в
которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-
физкультурного цикла).
III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации
деятельности:
1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.
2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дис-
циплины является обязательным.
3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игруш-
кам).
IV. Признание авторитета учителя.
Количественные результаты оформляют в таблицу:
№ Имя,
фамилия
Возраст Элемент внутренней позиции
I II III IV
1 2 1 2 3 1 2 3