2. Изучение новой внутренней позиции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

(А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).

Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме бе-

седы "Об отношении к школе и будущей учебе". Экспериментатор знако-

мится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости

от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое инте-

ресное и привлекательное в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие исто-

рии про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло

бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал(а) или ска-

зал(а), если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня

маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить

поступление в школу? Что ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в

школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учить-

ся в школе?

4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже

6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спраши-

вает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты

ему ответишь?

5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А"

расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки ма-

тематики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают ред-

ко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой

школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учи-

тельница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился зани-

маться дома?

7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слу-

шать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на

уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б"

не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с со-

седом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы

учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно рабо-

тал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хоро-

шо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение.

Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хоро-

шую отметку?".

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в коман-

дировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем

пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам,

чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительни-

цей". Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или

ее заменили мамы?

Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при

переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в

ней как к необходимому событию в жизни;

- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятель-

ности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.

Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим

образом:

I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного

посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисова-

нию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.

2. Содержательное представление по подготовке к школе.

3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в

которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-

физкультурного цикла).

III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации

деятельности:

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дис-

циплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игруш-

кам).

IV. Признание авторитета учителя.

Количественные результаты оформляют в таблицу:

№ Имя,

фамилия

Возраст Элемент внутренней позиции

I II III IV

1 2 1 2 3 1 2 3

(А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).

Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме бе-

седы "Об отношении к школе и будущей учебе". Экспериментатор знако-

мится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости

от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое инте-

ресное и привлекательное в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие исто-

рии про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло

бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал(а) или ска-

зал(а), если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня

маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить

поступление в школу? Что ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в

школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учить-

ся в школе?

4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже

6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спраши-

вает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты

ему ответишь?

5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А"

расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки ма-

тематики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают ред-

ко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой

школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учи-

тельница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился зани-

маться дома?

7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слу-

шать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на

уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б"

не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с со-

седом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы

учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно рабо-

тал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хоро-

шо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение.

Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хоро-

шую отметку?".

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в коман-

дировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем

пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам,

чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительни-

цей". Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или

ее заменили мамы?

Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при

переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в

ней как к необходимому событию в жизни;

- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятель-

ности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.

Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим

образом:

I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного

посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисова-

нию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.

2. Содержательное представление по подготовке к школе.

3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в

которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-

физкультурного цикла).

III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации

деятельности:

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дис-

циплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игруш-

кам).

IV. Признание авторитета учителя.

Количественные результаты оформляют в таблицу:

№ Имя,

фамилия

Возраст Элемент внутренней позиции

I II III IV

1 2 1 2 3 1 2 3