Методика "Неоконченные ситуации"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравствен-

ной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и на-

рушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.

Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".

Ситуации.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смот-

рела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы

сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь

вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с

ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже

хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя?

Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Са-

ша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, -

можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...

Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в ко-

робку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если

хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...

Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захо-

телось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил

машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла.

Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький

мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще

маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой

комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка

никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала:

"Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил...

Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который

дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотиви-

ровки ответа.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается ха-

рактер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ре-

бенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им

нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осозна-

нии этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный

социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с по-

зиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий

общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой

герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Шкальная оценка сформированности социальных форм

поведения ребенка (по результатам наблюдения)

(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Возраст ___ Группа ___

Фамилия, имя ребенка ______

Умеет дружно, без конфлик-

тов играть с другими детьми

+ -

10 0 10

Часто ссориться, играя с

другими детьми

Сочувствует другому, ког-

да кто-нибудь огорчен, пы-

тается помочь ему, уте-

шить, пожалеть

+ -

10 0 10

Внешне не выражает сво-

его сочувствия

Доброжелателен по отно-

шению к другим

+ -

10 0 10

Агрессивен (часто обижа-

ет других детей, дерется)

Пытается разрешить кон-

фликты сам

+ -

10 0 10

Часто жалуется взрослым,

когда ссорится с товари-

щами

Оказывает помощь другому + -

10 0 10

Равнодушен к нуждам

других

Согласовывает свои дейст-

вия с действиями других

+ -

10 0 10

Не способен согласовы-

вать свои действия с дей-

ствиями других

Сдерживает свои негатив-

ные проявлении

+ -

10 0 10

Не управляет своими не-

гативными проявлениями

Подчиняет свои интересы

интересам других детей

+ -

10 0 10

Не учитывает интересы

других

Уступает другому

+ -

10 0 10

Настаивает на своем

Принимает социальные

нормы и правила поведе-

ния и следует им

+ -

10 0 10

Не принимает социаль-

ные нормы и правила по-

ведения и не следует им

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя,

родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете от-

мечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует

указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует

10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

10 0 10

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением

также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к при-

меру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со зна-

ком "+".

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания

каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по

каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по

положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач

развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педа-

гогического воздействия.

(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравствен-

ной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и на-

рушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.

Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".

Ситуации.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смот-

рела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы

сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь

вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с

ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже

хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя?

Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Са-

ша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, -

можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...

Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в ко-

робку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если

хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...

Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захо-

телось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил

машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла.

Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький

мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще

маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой

комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка

никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала:

"Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил...

Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который

дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотиви-

ровки ответа.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается ха-

рактер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ре-

бенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им

нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осозна-

нии этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный

социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с по-

зиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий

общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой

герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Шкальная оценка сформированности социальных форм

поведения ребенка (по результатам наблюдения)

(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Возраст ___ Группа ___

Фамилия, имя ребенка ______

Умеет дружно, без конфлик-

тов играть с другими детьми

+ -

10 0 10

Часто ссориться, играя с

другими детьми

Сочувствует другому, ког-

да кто-нибудь огорчен, пы-

тается помочь ему, уте-

шить, пожалеть

+ -

10 0 10

Внешне не выражает сво-

его сочувствия

Доброжелателен по отно-

шению к другим

+ -

10 0 10

Агрессивен (часто обижа-

ет других детей, дерется)

Пытается разрешить кон-

фликты сам

+ -

10 0 10

Часто жалуется взрослым,

когда ссорится с товари-

щами

Оказывает помощь другому + -

10 0 10

Равнодушен к нуждам

других

Согласовывает свои дейст-

вия с действиями других

+ -

10 0 10

Не способен согласовы-

вать свои действия с дей-

ствиями других

Сдерживает свои негатив-

ные проявлении

+ -

10 0 10

Не управляет своими не-

гативными проявлениями

Подчиняет свои интересы

интересам других детей

+ -

10 0 10

Не учитывает интересы

других

Уступает другому

+ -

10 0 10

Настаивает на своем

Принимает социальные

нормы и правила поведе-

ния и следует им

+ -

10 0 10

Не принимает социаль-

ные нормы и правила по-

ведения и не следует им

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя,

родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете от-

мечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует

указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует

10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

10 0 10

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением

также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к при-

меру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со зна-

ком "+".

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания

каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по

каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по

положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач

развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педа-

гогического воздействия.