Методика "Неоконченные ситуации"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравствен-
ной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и на-
рушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.
Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смот-
рела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы
сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь
вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с
ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже
хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя?
Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Са-
ша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, -
можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...
Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в ко-
робку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если
хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...
Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захо-
телось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил
машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла.
Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький
мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще
маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой
комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка
никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала:
"Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил...
Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который
дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотиви-
ровки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается ха-
рактер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ре-
бенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им
нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осозна-
нии этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный
социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с по-
зиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий
общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой
герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Шкальная оценка сформированности социальных форм
поведения ребенка (по результатам наблюдения)
(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Возраст ___ Группа ___
Фамилия, имя ребенка ______
Умеет дружно, без конфлик-
тов играть с другими детьми
+ -
10 0 10
Часто ссориться, играя с
другими детьми
Сочувствует другому, ког-
да кто-нибудь огорчен, пы-
тается помочь ему, уте-
шить, пожалеть
+ -
10 0 10
Внешне не выражает сво-
его сочувствия
Доброжелателен по отно-
шению к другим
+ -
10 0 10
Агрессивен (часто обижа-
ет других детей, дерется)
Пытается разрешить кон-
фликты сам
+ -
10 0 10
Часто жалуется взрослым,
когда ссорится с товари-
щами
Оказывает помощь другому + -
10 0 10
Равнодушен к нуждам
других
Согласовывает свои дейст-
вия с действиями других
+ -
10 0 10
Не способен согласовы-
вать свои действия с дей-
ствиями других
Сдерживает свои негатив-
ные проявлении
+ -
10 0 10
Не управляет своими не-
гативными проявлениями
Подчиняет свои интересы
интересам других детей
+ -
10 0 10
Не учитывает интересы
других
Уступает другому
+ -
10 0 10
Настаивает на своем
Принимает социальные
нормы и правила поведе-
ния и следует им
+ -
10 0 10
Не принимает социаль-
ные нормы и правила по-
ведения и не следует им
Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя,
родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете от-
мечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует
указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует
10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
10 0 10
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением
также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к при-
меру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со зна-
ком "+".
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания
каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по
каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по
положительным формам поведения и по отрицательным.
На основании полученных результатов можно определить ряд задач
развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педа-
гогического воздействия.
(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравствен-
ной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и на-
рушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.
Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смот-
рела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы
сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь
вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с
ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже
хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя?
Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Са-
ша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, -
можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...
Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в ко-
робку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если
хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...
Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захо-
телось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил
машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла.
Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький
мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще
маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой
комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка
никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала:
"Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил...
Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который
дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотиви-
ровки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается ха-
рактер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ре-
бенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им
нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осозна-
нии этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный
социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с по-
зиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий
общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой
герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Шкальная оценка сформированности социальных форм
поведения ребенка (по результатам наблюдения)
(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Возраст ___ Группа ___
Фамилия, имя ребенка ______
Умеет дружно, без конфлик-
тов играть с другими детьми
+ -
10 0 10
Часто ссориться, играя с
другими детьми
Сочувствует другому, ког-
да кто-нибудь огорчен, пы-
тается помочь ему, уте-
шить, пожалеть
+ -
10 0 10
Внешне не выражает сво-
его сочувствия
Доброжелателен по отно-
шению к другим
+ -
10 0 10
Агрессивен (часто обижа-
ет других детей, дерется)
Пытается разрешить кон-
фликты сам
+ -
10 0 10
Часто жалуется взрослым,
когда ссорится с товари-
щами
Оказывает помощь другому + -
10 0 10
Равнодушен к нуждам
других
Согласовывает свои дейст-
вия с действиями других
+ -
10 0 10
Не способен согласовы-
вать свои действия с дей-
ствиями других
Сдерживает свои негатив-
ные проявлении
+ -
10 0 10
Не управляет своими не-
гативными проявлениями
Подчиняет свои интересы
интересам других детей
+ -
10 0 10
Не учитывает интересы
других
Уступает другому
+ -
10 0 10
Настаивает на своем
Принимает социальные
нормы и правила поведе-
ния и следует им
+ -
10 0 10
Не принимает социаль-
ные нормы и правила по-
ведения и не следует им
Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя,
родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете от-
мечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует
указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует
10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
10 0 10
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением
также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к при-
меру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со зна-
ком "+".
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания
каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по
каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по
положительным формам поведения и по отрицательным.
На основании полученных результатов можно определить ряд задач
развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педа-
гогического воздействия.