Беседа "Расскажи о себе"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(А.М.Щетинина)

Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой

группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых

решаются свои диагностические цели.

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа

"Я", степени осознания своих особенностей.

Содержание и ход беседы.

1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе

все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о

себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает

вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-

подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если бесе-

да проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):

- Опиши свою внешность.

- Как ты думаешь - ты красивый?

- Почему ты так считаешь?

- Кто еще считает тебя красивым?

- Ты сильный, ловкий?

- Как бы ты хотел выглядеть?

- На кого ты хотел бы быть похожим?

Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка об-

раз его Я-физического.

- А какой ты человек - хороший или плохой?

- Почему ты так думаешь?

- За что тебя можно назвать хорошим?

- Кто еще считает тебя хорошим (плохим) человеком?

- Почему он так считает?

- А каким человеком ты хотел бы стать? (Я-идеальное).

Приведенные выше вопросы направлены на определение особенностей

осознания ребенком своих личностных качеств.

- Назови все, что ты умеешь делать.

- Чему бы ты хотел еще научиться? (Я-деятельностное ребенка).

- Что бы ты еще хотел про себя рассказать?

2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка

о себе как друге (подруге):

- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?

- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?

- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?

- А бывает, что вы ссоритесь?

- Почему это происходит?

- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?

- Каким другом ты бы хотел стать?

3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о маль-

чике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим во-

просам:

- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?

- Откуда ты знаешь это?

- Чем мальчик отличается от девочки?

Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролево-

го поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает

ставить вопросы:

- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?

- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?

- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?

- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?

- Каким мужчиной ты хотел бы стать?

- Кто ты маме, папе, бабушке с дедушкой?

- Расскажи, какой ты сын?

- Тебе приятно быть сыном? Почему?

- Тебе нравится быть внуком? Почему?

- Мама (папа, бабушка) считает тебя хорошим сыном?

- Почему ты так думаешь?

- Каким бы ты хотел стать сыном (внуком)?

Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно

записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.

Уровень самооценки, самопринятия.

Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ре-

бенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает

себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его ка-

честв взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа

"Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в

себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретиро-

вать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопри-

нятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в

основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собст-

венной позиции, так и с позиций других людей.

Характер самооценки.

Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и от-

носительной (по классификации Е.И.Савонько, Р.Б.Стеркиной). Общая са-

мооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к лю-

бимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкрет-

ная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частно-

го, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооцен-

ка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей.

Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и

Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница").

Характеризуя самооценку ребенка, очень важно обращать внимание не

столько на ее уровень (высокий - низкий), сколько на ее качество (положи-

тельная, отрицательная, абсолютная, конкретная и пр.). Кроме того, выде-

ляют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя

сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Уровень осознания своего "Я".

Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на

вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с не-

значительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне

развития образа "Я". Аргументации носят развернутый, объяснительный

характер ("Потому что я забочусь о маме, помогаю все делать"). Если же

ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует

лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень

осознания "Я". Характер аргументаций конкретно-ситуативный ("Потому

что дал конфетку Кате"). Низкий уровень развития образа "Я" ребенка

проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь еди-

ничные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация

повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").

Анализ по выделенным направлениям проводится как каждой отдель-

ной составляющей "Я", так и в целом образа "Я" ребенка. На основе анали-

за может быть составлена индивидуальная карта образа "Я" ребенка.

Изучение сформированности образа "Я" и самооценки1

Подготовка исследования.

Приготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к

привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим

качествам человека, в отношении к себе, например.

1 Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел

бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это чело-

век? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни

за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим.

Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел

быть похожим?

3 Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с

делениями от -10 до +10 (центр обозначен "О"), подобрать фишку.

Проведение исследования.

Исследование проводится в начале и в конце года индивидуально с

детьми 6-7 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Беседа по вопросам (см. выше).

Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, назван-

ными детьми в ответах на вопросы, и стандартный набор антонимов ("хо-

роший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "смелый - трусли-

вый", "сильный - слабый" и т.д.). Экспериментатор дает следующую инст-

рукцию: "На '20
 этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых

(показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху

находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, по-

середине - средние. Где находишься ты среди всех этих людей? Отметь

свое место фишкой". После того как ребенок сделал выбор, его спрашива-

ют: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты

на самом деле и каким бы хотел быть". И так по всем парам качеств.

Идеальная и реальная самооценки производятся по различным индиви-

дуально-психологическим качествам несколько раз.

Обработка результатов

По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребен-

ка о себе, его ценностные суждения и пристрастия.

По результатам, полученным во второй серии эксперимента, сравнива-

ют, сколько детей обладает максимально высокой самооценкой, сколько

дифференцированной (различение оценок в идеальном и реальном плане) в

начале и конце учебного года; результаты оформляют в таблицу.

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выясняют сформиро-

ванность у испытуемых образа "Я" (высокий уровень характеризуется со-

четанием дифференцированной самооценки при различении реального и

идеального планов с содержательным рассказом о себе).

Таблица

Особенности образа "Я"

Содержание Время представления ребенка о себе Отказ

проведения

эксперимента

"Я-хороший" "Самокритичный" Содержательное

представление о себе

Начало года

Конец года

Методика "Два дома"

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его

самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из

которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривле-

кательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы)

или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, эксперимента-

тор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно по-

играем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, до-

мике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся

тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают

нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок

берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а

экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот

домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем

анализируются:

- с кем поместил себя,

- почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлека-

тельный,

- характер, особенности мотиваций.

Интерпретация.

Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то

можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и дру-

гим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей

или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма

избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщи-

тельные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать

методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим

положением в группе и выявить стремление к доминированию.

В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно

предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное не-

принятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми

(но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте).

Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам,

можно определить степень осознанности его отношений, а также особен-

ности нравственного сознания дошкольника.

(А.М.Щетинина)

Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой

группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых

решаются свои диагностические цели.

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа

"Я", степени осознания своих особенностей.

Содержание и ход беседы.

1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе

все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о

себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает

вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-

подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если бесе-

да проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):

- Опиши свою внешность.

- Как ты думаешь - ты красивый?

- Почему ты так считаешь?

- Кто еще считает тебя красивым?

- Ты сильный, ловкий?

- Как бы ты хотел выглядеть?

- На кого ты хотел бы быть похожим?

Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка об-

раз его Я-физического.

- А какой ты человек - хороший или плохой?

- Почему ты так думаешь?

- За что тебя можно назвать хорошим?

- Кто еще считает тебя хорошим (плохим) человеком?

- Почему он так считает?

- А каким человеком ты хотел бы стать? (Я-идеальное).

Приведенные выше вопросы направлены на определение особенностей

осознания ребенком своих личностных качеств.

- Назови все, что ты умеешь делать.

- Чему бы ты хотел еще научиться? (Я-деятельностное ребенка).

- Что бы ты еще хотел про себя рассказать?

2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка

о себе как друге (подруге):

- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?

- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?

- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?

- А бывает, что вы ссоритесь?

- Почему это происходит?

- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?

- Каким другом ты бы хотел стать?

3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о маль-

чике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим во-

просам:

- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?

- Откуда ты знаешь это?

- Чем мальчик отличается от девочки?

Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролево-

го поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает

ставить вопросы:

- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?

- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?

- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?

- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?

- Каким мужчиной ты хотел бы стать?

- Кто ты маме, папе, бабушке с дедушкой?

- Расскажи, какой ты сын?

- Тебе приятно быть сыном? Почему?

- Тебе нравится быть внуком? Почему?

- Мама (папа, бабушка) считает тебя хорошим сыном?

- Почему ты так думаешь?

- Каким бы ты хотел стать сыном (внуком)?

Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно

записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.

Уровень самооценки, самопринятия.

Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ре-

бенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает

себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его ка-

честв взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа

"Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в

себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретиро-

вать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопри-

нятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в

основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собст-

венной позиции, так и с позиций других людей.

Характер самооценки.

Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и от-

носительной (по классификации Е.И.Савонько, Р.Б.Стеркиной). Общая са-

мооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к лю-

бимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкрет-

ная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частно-

го, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооцен-

ка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей.

Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и

Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница").

Характеризуя самооценку ребенка, очень важно обращать внимание не

столько на ее уровень (высокий - низкий), сколько на ее качество (положи-

тельная, отрицательная, абсолютная, конкретная и пр.). Кроме того, выде-

ляют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя

сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Уровень осознания своего "Я".

Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на

вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с не-

значительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне

развития образа "Я". Аргументации носят развернутый, объяснительный

характер ("Потому что я забочусь о маме, помогаю все делать"). Если же

ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует

лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень

осознания "Я". Характер аргументаций конкретно-ситуативный ("Потому

что дал конфетку Кате"). Низкий уровень развития образа "Я" ребенка

проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь еди-

ничные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация

повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").

Анализ по выделенным направлениям проводится как каждой отдель-

ной составляющей "Я", так и в целом образа "Я" ребенка. На основе анали-

за может быть составлена индивидуальная карта образа "Я" ребенка.

Изучение сформированности образа "Я" и самооценки1

Подготовка исследования.

Приготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к

привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим

качествам человека, в отношении к себе, например.

1 Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел

бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это чело-

век? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни

за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим.

Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел

быть похожим?

3 Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с

делениями от -10 до +10 (центр обозначен "О"), подобрать фишку.

Проведение исследования.

Исследование проводится в начале и в конце года индивидуально с

детьми 6-7 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Беседа по вопросам (см. выше).

Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, назван-

ными детьми в ответах на вопросы, и стандартный набор антонимов ("хо-

роший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "смелый - трусли-

вый", "сильный - слабый" и т.д.). Экспериментатор дает следующую инст-

рукцию: "На '20
 этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых

(показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху

находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, по-

середине - средние. Где находишься ты среди всех этих людей? Отметь

свое место фишкой". После того как ребенок сделал выбор, его спрашива-

ют: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты

на самом деле и каким бы хотел быть". И так по всем парам качеств.

Идеальная и реальная самооценки производятся по различным индиви-

дуально-психологическим качествам несколько раз.

Обработка результатов

По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребен-

ка о себе, его ценностные суждения и пристрастия.

По результатам, полученным во второй серии эксперимента, сравнива-

ют, сколько детей обладает максимально высокой самооценкой, сколько

дифференцированной (различение оценок в идеальном и реальном плане) в

начале и конце учебного года; результаты оформляют в таблицу.

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выясняют сформиро-

ванность у испытуемых образа "Я" (высокий уровень характеризуется со-

четанием дифференцированной самооценки при различении реального и

идеального планов с содержательным рассказом о себе).

Таблица

Особенности образа "Я"

Содержание Время представления ребенка о себе Отказ

проведения

эксперимента

"Я-хороший" "Самокритичный" Содержательное

представление о себе

Начало года

Конец года

Методика "Два дома"

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его

самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из

которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривле-

кательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы)

или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, эксперимента-

тор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно по-

играем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, до-

мике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся

тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают

нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок

берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а

экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот

домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем

анализируются:

- с кем поместил себя,

- почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлека-

тельный,

- характер, особенности мотиваций.

Интерпретация.

Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то

можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и дру-

гим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей

или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма

избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщи-

тельные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать

методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим

положением в группе и выявить стремление к доминированию.

В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно

предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное не-

принятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми

(но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте).

Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам,

можно определить степень осознанности его отношений, а также особен-

ности нравственного сознания дошкольника.