Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Проявления Редко
1 балл
Чаще всего
2 балла
Всегда
5 баллов
1. Коммуникативные качества личности
1.1. Эмпатийность:
- ребенок проявляет эмоциональный отклик
на чувства и переживания партнера по об-
щению;
- идентифицируется с партнером, заражает-
ся его чувствами;
- выражает сочувствие, сопереживание со-
беседнику;
- выражает понимание потребностей, жела-
ний другого (соглашается, заинтересованно
спрашивает, повторяет мимику другого,
стремится помочь).
1.2. Доброжелательность
- ребенок проявляет расположенность слу-
шать партнера;
- старается понять и ответить на вопросы
собеседника;
- выражает симпатию (улыбается, обнима-
ет, чем-то делится с партнером);
- не конфликтует, уходит от конфликта,
предвидя его;
- проявляет выраженный интерес к тому,
что говорит собеседник.
1.3. Непосредственность, аутентичность,
искренность:
- ребенок говорит и действует напрямую,
открыто демонстрируя свое отношение к
людям, проблемам;
- искренен в своих высказываниях, в про-
явлении своих чувств;
- открыто заявляет о своих намерениях
("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя
ударю");
- не "подхалимничает".
1.4. Открытость в общении:
- ребенок открыт к общению, выражает го-
товность к нему (позой, мимикой);
- выражает желание общаться как со взрос-
лыми, так и со сверстниками.
1.5. Конфронтация:
- ребенок смело отстаивает (но бескон-
фликтно) свою позицию;
- доказывает, аргументирует, пытается убе-
дить в своей правоте.
1.6. Инициативность:
- ребенок сам проявляет инициативу в обще-
нии;
- понимает и поддерживает инициативу дру-
гого.
2. Коммуникативные действия и умения
2.1. Организационные:
- ребенок выступает организатором, ини-
циатором игр, общения, взаимодействия;
- является лидером в отдельных видах дея-
тельности;
- владеет организаторскими навыками.
2.2 Перцептивные:
- ребенок стремится понять другого, его
мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");
- наблюдателен, видит и осознает особен-
ности других детей, взрослых.
2.3. Оперативные:
- ребенок в общении экспрессивно вырази-
телен (у него богатая мимика, жесты, позы);
- свободно владеет вербальными средства-
ми общения (язык);
- увлекает партнера по общению своими
действиями;
- умеет продолжительное время поддержи-
вать контакт;
- умеет спровоцировать желаемую реакцию
партнера.
Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям,
дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов -
средний, 29-57 баллов - низкий.
(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Проявления Редко
1 балл
Чаще всего
2 балла
Всегда
5 баллов
1. Коммуникативные качества личности
1.1. Эмпатийность:
- ребенок проявляет эмоциональный отклик
на чувства и переживания партнера по об-
щению;
- идентифицируется с партнером, заражает-
ся его чувствами;
- выражает сочувствие, сопереживание со-
беседнику;
- выражает понимание потребностей, жела-
ний другого (соглашается, заинтересованно
спрашивает, повторяет мимику другого,
стремится помочь).
1.2. Доброжелательность
- ребенок проявляет расположенность слу-
шать партнера;
- старается понять и ответить на вопросы
собеседника;
- выражает симпатию (улыбается, обнима-
ет, чем-то делится с партнером);
- не конфликтует, уходит от конфликта,
предвидя его;
- проявляет выраженный интерес к тому,
что говорит собеседник.
1.3. Непосредственность, аутентичность,
искренность:
- ребенок говорит и действует напрямую,
открыто демонстрируя свое отношение к
людям, проблемам;
- искренен в своих высказываниях, в про-
явлении своих чувств;
- открыто заявляет о своих намерениях
("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя
ударю");
- не "подхалимничает".
1.4. Открытость в общении:
- ребенок открыт к общению, выражает го-
товность к нему (позой, мимикой);
- выражает желание общаться как со взрос-
лыми, так и со сверстниками.
1.5. Конфронтация:
- ребенок смело отстаивает (но бескон-
фликтно) свою позицию;
- доказывает, аргументирует, пытается убе-
дить в своей правоте.
1.6. Инициативность:
- ребенок сам проявляет инициативу в обще-
нии;
- понимает и поддерживает инициативу дру-
гого.
2. Коммуникативные действия и умения
2.1. Организационные:
- ребенок выступает организатором, ини-
циатором игр, общения, взаимодействия;
- является лидером в отдельных видах дея-
тельности;
- владеет организаторскими навыками.
2.2 Перцептивные:
- ребенок стремится понять другого, его
мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");
- наблюдателен, видит и осознает особен-
ности других детей, взрослых.
2.3. Оперативные:
- ребенок в общении экспрессивно вырази-
телен (у него богатая мимика, жесты, позы);
- свободно владеет вербальными средства-
ми общения (язык);
- увлекает партнера по общению своими
действиями;
- умеет продолжительное время поддержи-
вать контакт;
- умеет спровоцировать желаемую реакцию
партнера.
Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям,
дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов -
средний, 29-57 баллов - низкий.