Проективная методика "Неоконченные рассказы"
К оглавлению1 2 3 5 6 7 11 12 13 14 1520 21 22 23 25 26 27 28 29 31 32
(Т.П.Гаврилова)
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расска-
жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испы-
туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою
собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль-
чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,
ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень
ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа-
ли, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска-
зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик
очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну
что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате-
лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере-
стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Про-
стить мне Васю или нет?".
Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в
пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче-
ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об
эгоцентрическом характере эмпатии.
(Т.П.Гаврилова)
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расска-
жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испы-
туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою
собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль-
чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,
ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень
ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа-
ли, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска-
зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик
очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну
что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате-
лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере-
стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Про-
стить мне Васю или нет?".
Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в
пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче-
ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об
эгоцентрическом характере эмпатии.