Проективная методика "Неоконченные рассказы"

К оглавлению1 2 3  5 6 7    11 12 13 14 15  
   20 21 22 23  25 26 27 28 29  31 32 

(Т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расска-

жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испы-

туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою

собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль-

чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,

ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень

ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа-

ли, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска-

зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик

очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну

что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".

Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате-

лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере-

стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Про-

стить мне Васю или нет?".

Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в

пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче-

ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об

эгоцентрическом характере эмпатии.

(Т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расска-

жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испы-

туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою

собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль-

чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,

ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень

ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа-

ли, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска-

зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик

очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну

что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".

Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате-

лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере-

стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Про-

стить мне Васю или нет?".

Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в

пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче-

ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об

эгоцентрическом характере эмпатии.