2.4. Механизм наличного и безналичного денежного обращения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Расчеты – это система организации и регулирования платежей по

денежным требованиям и обязательствам. Они делятся на наличные и

безналичные. Организация наличного денежного обращения регламентируется

Положением о правилах организации наличного денежного обращения на

территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 19 декабря

1997 г. № 47. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные

средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое

предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных

денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным

применением контрольно-кассовых машин. Расчеты между юридическими

лицами осуществляются в безналичном порядке через учреждения банков.

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими

лицами в РФ установлен с 7 октября 1998 г. в сумме 10 тыс. руб. по одному

платежу за один кассовый день. По Указу Президента РФ от 8 августа 1996 г.

№ 1212 предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или

других кредитных учреждениях только с расчетного (текущего) или

бюджетного счетов. Предприятие имеет право получать наличные деньги на

оплату труда, хозяйственные нужды, командировочные расходы, выдавать

наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные нужды.

Предприятия в своих кассах могут иметь наличные деньги в пределах

лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями

предприятий, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх

установленных лимитов в сроки, согласованные с учреждением банка.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх

установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по

социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех

рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. За

нарушение порядка работы с денежной наличностью на предприятия могут

быть наложены финансовые санкции.

Основными формами наличных расчетов являются налично-денежные

расчеты, расчеты кредитными и дебетными карточками. Первая универсальная

кредитная карточка появилась в США в 1949 г., в России – в 1969 г. Кредитная

карточка – это платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим

вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представляет

собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владельца, образец его

подписи, шифр и срок действия карточки. Кредитная карточка – инструмент

отлаженной системы расчетов.

Платежная система состоит из банков – эмитентов карт, банков-

эквайреров (владельцев коммерческой сети магазинов и других точек),

расчетных банков, процессинговых компаний, пользователей карточек.

Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит. Магазин передает

счет в свой банк и получает по нему деньги. Банк магазина получает эту сумму

через расчетный банк от банка-эмитента, а последний взыскивает сумму со

счета клиента.

Процессинговая компания получает информацию от банка магазина,

расчетного банка и банка-эмитента (рис. 2.2). Крупные банки имеют

собственные процессинговые центры (например, Сбербанк России), мелкие

банки объединяются для их создания, что сокращает расходы по обслуживанию

кредитных карточек.

Процессинговая компания

Магазин Банк

магазина

Счет

клиента

Банк -

эмитент

Держатель

карточки

Расчетный

банк

Для получения кредитной карточки ее будущему владельцу открывается

карточный счет, вносится страховой депозит, по которому начисляются

проценты. Кредитная схема предусматривает нулевой остаток на карточном

счете. Все операции с карточкой записываются на кредит. Банк устанавливает

ежемесячный кредитный лимит, размер которого зависит от состоятельности

клиента и размеров его доходов. Для предотвращения попыток клиентов

платить сумму большую, чем открытый для них банком кредит, используется

авторизация. Это разрешение, которое должен получить у эмитента сотрудник

магазина во время оформления операции. Магазин делает запрос в

авторизационном центре, который подтверждает возможность или

невозможность оплаты запрошенной суммы. Клиенту направляется выписка с

карточного счета, в течение определенного времени (например, 25 дней)

процент за кредит не начисляется, но необходимо обязательно оплатить часть

долга. По прошествии установленного времени начисляется процент. За право

пользования карточкой взимается определенная плата. Кредитная карточка дает

возможность получать наличные деньги через банкоматы; за каждое получение

наличными банк взимает комиссионные.

Дебетная карточка имеет магнитную полосу, на которой закодирован

счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебетную карточку только при

условии депонирования средств на счете владельца. В 1993г. начали

осуществляться национальные программы пластиковых платежей и

наибольшее распространение получили пластиковые карточки «Юнион-кард»,  «SТВ-саrd». Эмблемой пластиковой карточки «Юнион-кард» является журавль

с буквой «С» в клюве. Карточка выдается физическому лицу, подписавшему

соглашение с банком-эмитентом. Владельцу карточки открывается карточный

счет, который имеет статус лицевого вклада до востребования. На этот счет

вносится установленная сумма в рублях или иностранной валюте, часть

которой блокируется в виде неснимаемого остатка и называется платежным

лимитом. Вклады с карточных счетов выдаются в пределах этого лимита по

первому требованию владельца карточки. Вместе с карточкой владелец счета

получает персональный идентификационный номер. Счетом распоряжается

только владелец карточки. При потере карточки и уведомлении банка об этом

факте счет блокируется. Дебетной карточкой можно расплатиться и в рублях, и

в валюте.

Сегодня в России, как и во всем мире, наибольшей популярностью

пользуются чиповые карты, или смарт-карты. Это «умная» карточка. Благодаря

встроенному микропроцессору, она может обмениваться информацией с

центральным компьютером, хранить информацию о предыдущих сделках,

производить платеж на ограниченную сумму без связи с эмитентом.

Принципиальное отличие смарт-карты от магнитной заключается в том, что

смарт-карта – это устройство не только хранения, но и обработки информации.

Все большее распространение в России получают дисконтные карты,

которые дают скидки привилегированным группам покупателей. Критериями

отбора покупателей могут быть объем и частота покупок, возраст (студенты и

пожилые люди) и др. Примером может служить дисконтная программа «Каунт

Даун». Физическое лицо покупает карту со сроком действия 12 месяцев или

туристическую карту со сроком действия от 3 до 6 месяцев. Стоимость

членской карты – 40 – 80 долл., стоимость туристической карты – 20 – 35 долл.

Владельцы карты получают скидки со стоимости услуг в размере 25 – 50% в

отелях и гостиницах, 10 – 50% – в ресторане, до 25% – в магазинах, до 50% – в

музеях, театрах и т. п., до 10 – 20% – в ночных клубах. Карточки именные.

Существуют также клубные, магазинные карточки, карточки

авиакомпаний.

Пластиковые и электронные карточки обладают целым рядом

преимуществ: увеличивают скорость обращения денег, способствуют

установлению централизованного контроля над денежным обращением,

появлению новых источников свободных денежных средств, снижают риск

неплатежей и т. д.

Порядок безналичных расчетов определен Положением о безналичных

расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14. Платежи между

юридическими лицами в подавляющем большинстве случаев осуществляются

безналично. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные

средства на счетах в банке. Расчеты осуществляются только через банк.

Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо

вслед за ней.

Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты.

Поручение на зачисление и списание средств называется авизо. Оно бывает

кредитовое (зачисление средств) и дебетовое (списание средств).

Юридические лица для расчетов открывают расчетные, текущие,

депозитные и валютные счета. Организации заключают с банком договор

банковского счета. Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет

денежные средства, перечислять и выдавать суммы со счета, проводить другие

операции по счету.

На оплату счета требуется согласие клиента – акцепт. Акцепт бывает

положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и

частичный.

Оплата счетов производилась в следующей очередности:

платежи по решениям суда;

заработная плата;

платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

остальные платежи, которые осуществлялись в порядке календарной

очередности поступления в банк платежных документов.

Конституционный суд РФ принял решение об изменении очередности

платежей: сначала должны быть уплачены налоги в бюджет и внебюджетные

фонды, а потом – заработная плата.

В случае если банк списал денежные средства со счета клиента, но оплату

не произвел, коммерческий банк обязан уплатить клиенту проценты за кредит в

размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным

кредитам +10%. Кроме того, коммерческий банк платит штраф в процентах от

несвоевременно или неправильно зачисленной суммы за каждый день

задержки.

Стратегия развития платежной системы Российской Федерации включает

в себя:

создание автоматической системы расчетов, работающей в режиме

реального времени, т.е. момент списания средств должен совпадать с моментом

зачисления средств;

совершенствование безналичных расчетов;

развитие расчетов пластиковыми картами, развитие технологии

электронных расчетов, передачи и обработки информации;

платность всех услуг.

Предусматривается также создание системы расчетов вне Банка России в

виде:

негосударственных расчетных и клиринговых систем (только по

лицензии Банка России);

корреспондентских счетов типа «лоро» и «ностро» между

коммерческими банками;

расчетов через третий банк – расчетный банк (по разрешению Банка

России и под его контролем).

В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые

предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными

поручениями, платежными требованиями – поручениями, аккредитивами,

чеками и векселями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это

поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с

его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.

При предварительной оплате товаров расчеты совершаются по

следующей схеме: покупатель представляет в свой банк платежное поручение,

банк списывает деньги со счета покупателя и направляет их в банк продавца.

Банк продавца зачисляет деньги на счет продавца, сообщает ему об этом,

поставщик отгружает товары.

При последующей оплате товаров схема расчетов выглядит иначе.

Поставщик поставляет товар, передает платежное требование в банк

покупателя, средства списываются со счета покупателя, переводятся в банк

поставщика и зачисляются на счет последнего. Банк поставщика извещает его о

зачислении денег на его счет.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки

(день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком

только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями

используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при

авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода

денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т. п.),

по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т.

п.) и др.

Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное

требование - поручение – это расчетный документ, содержащий требование

продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров

на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов. Схема

расчетов следующая. Продавец отгружает товары и передает документы в банк

покупателя. Банк покупателя передает документы покупателю, который их

акцептует и возвращает в банк. Банк покупателя списывает деньги со счета

покупателя, переводит их в банк поставщика. Банк поставщика зачисляет

средства на его счет и сообщает ему об этом.

Недостатки этой формы расчетов заключаются в длительном

документообороте и возможности возникновения неплатежей.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив – условное денежное

обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу

продавца, по которому банк-эмитент может произвести платеж продавцу при

выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и

денежные. Денежный аккредитив – именной документ, адресованный банком-

эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в

определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчетов за

товары.

Схема расчетов аккредитивами с предварительным депонированием

средств. Покупатель передает в свой банк заявление о выставлении

аккредитива и платежное поручение о депонировании средств, банк списывает

средства со счета покупателя, переводит их в банк поставщика, средства

зачисляются на счет «Аккредитивы». Банк поставщика сообщает своему

клиенту об открытии аккредитива, поставщик отгружает товары, передает счета

и отгрузочные документы в свой банк, банк поставщика списывает средства со

счета «Аккредитивы» и зачисляет на счет поставщика. Банк поставщика

сообщает банку покупателя, а тот, в свою очередь, – покупателю об

использовании аккредитива. Аккредитив используется для расчетов только с

одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива

наличных денег не разрешается.

Аккредитив может быть выставлен с предоставлением банком

покупателя гарантии платежа. В этом случае расчеты осуществляются по

следующей схеме. Покупатель передает в банк заявление на открытие

аккредитива под гарантию банка, открытие аккредитива отражается по

внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка». Банк покупателя

сообщает банку поставщика об открытии аккредитива под гарантию банка,

который в свою очередь извещает об этом поставщика. Последний отгружает

товар и передает отгрузочные и расчетные документы в свой банк, который

зачисляет деньги на счет поставщика. Дебетовое авизо направляется в банк

покупателя, который списывает деньги со счета покупателя. При отсутствии

денег на счете покупателю выдается кредит. Банк покупателя извещает своего

клиента о списании денег с его счета.

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные, покрытые и непокрытые,

переводные или трансферабельные, револьверные, или возобновляемые.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-

эмитентом в любой момент без предварительного уведомления продавца.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без

предварительного согласия бенефициара. Переводной аккредитив позволяет

торговому посреднику передать свое право на получение средств с аккредитива

клиента какому-либо поставщику, не раскрывая при этом названия

фактического покупателя. Аккредитив может быть переведен только один раз.

Револьверный аккредитив выпускается на сумму, которая остается неизменной

в течение оговоренного времени. При списании такой суммы ее полный объем

восстанавливается немедленно. Покрытый, или депонированный, аккредитив –

это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент депонирует собственные

средства плательщика или предоставленный ему кредит на отдельном счете.

Непокрытый аккредитив (гарантированный) не сопровождается

депонированием средств на отдельном счете, но имеет гарантию платежа.

В России могут открываться покрытые или непокрытые, отзывные или

безотзывные аккредитивы. Остальные виды аккредитивов используются при

международных расчетах.

Главное преимущество расчетов аккредитивами – гарантия платежа. Эта

форма расчетов используется в том случае, если поставщик не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток такой формы расчетов –

отвлечение денежных средств из оборота покупателя.

Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном

Постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. Расчетный чек –

это документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в

нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Он

является ценной бумагой и должен иметь следующие реквизиты:

наименование «Чек»;

поручение плательщику выплатить определенную сумму;

наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть

произведен платеж;

указание валюты платежа;

указание даты и места составления чека;

подпись лица, выписавшего чек.

Отсутствие в чеке хотя бы одного из указанных реквизитов лишает его

силы.

Расчеты чеками осуществляются по следующей схеме: для получения

чековой книжки предприятие представляет в свой банк заявление и платежное

поручение на сумму лимита чековой книжки. Банк списывает эту сумму с

расчетного счета предприятия и депонирует ее на отдельном счете, с которого

оплачиваются чеки. Банк выдает предприятию чековую книжку с указанием

депонированной им суммы. В пределах этой суммы предприятие может

выписывать чеки. Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную

карточку, в которой содержатся образец подписи, паспортные данные

чекодателя, номер его счета, наименование юридического лица. При покупке

товаров или оплате услуг покупатель расплачивается чеком.

Расчеты чеками выгодны поставщику, так как они гарантируют платеж,

но не выгодны покупателю, так как средства отвлекаются из его оборота на

длительный срок.

Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. Чек,

выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории

России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств –

членов СНГ – в течение 20 дней.

Чеки бывают именные, предъявительские и ордерные. Ордерный чек

означает, что чекодержатель может передать его новому владельцу с помощью

индоссамента (передаточная надпись на обороте чека) или на присоединенном

листе (аллонже). Поручительство за оплату чека, закрепленное гарантийной

надписью, называется авалем. Гарантийная надпись делается на лицевой

стороне чека. Гарантия платежа посредством аваля может быть полной или

частичной. Авалем по чеку может выступить любое лицо, кроме плательщика.

Аваль выражается словами «считать за аваль» и содержит указание кем и за

кого он дан. Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства

(для физического лица) или места его нахождения (для юридического лица) и

даты совершения аваля.

Для получения платежа чек предъявляется банку-плательщику или банку,

обслуживающему чекодателя на инкассо. После оплаты чека плательщик

вправе потребовать передачи ему чека с распиской о получении платежа.

Если банк отказывается оплатить чек, оформляется протест по поводу

неоплаты по чеку, который заверяется нотариусом. Протест должен быть

совершен до истечения срока для предъявления чека к оплате. За отказ

плательщика от оплаты чека отвечают все солидарно ответственные лица

(чекодатель, индоссанты, авалисты). Чекодержатель вправе по своему выбору

предъявить иск одному, нескольким или всем обязанным по чеку.

Чекодержатель вправе требовать оплаты чека, возмещения своих издержек на

получение платежа уплаты процентов за неисполнение денежного

обязательства в срок. Для требований по поводу неоплаты чека установлен

сокращенный срок исковой давности – 6 месяцев со дня окончания срока

предъявления чека к оплате.

Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются

Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением

ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом

векселе» от 7 августа 1937 г. № 104/1341 и Федеральным законом «0

переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. № 4143.

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное

обязательство векселедателя выплатить векселедержателю обусловленную

сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.

Обязательные реквизиты векселя:

наименование «Вексель»;

безусловное обещание оплатить указанную в векселе сумму;

наименование лица, которому или по приказу которого платеж должен

быть совершен;

дата и место составления векселя;

место платежа;

наименование плательщика (только для переводного векселя);

подпись векселедателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных реквизитов лишает

документ вексельной силы.

Векселя бывают простые и переводные. При оформлении сделки с

помощью простого векселя участвуют два лица – векселедатель и

векселеполучатель. Векселеполучатель отгружает товар или оказывает услугу,

векселедатель выписывает вексель. При наступлении срока оплаты

векселеполучатель предъявляет вексель к оплате. При оформлении сделки с

помощью переводного векселя участвуют три лица – векселедатель,

векселеполучатель и плательщик. Векселедатель – трассант. Плательщик –

трассат. Векселедержатель – ремитент. Векселеполучатель отгружает товар или

оказывает услугу, векселедатель выписывает вексель, векселеполучатель

передает вексель плательщику для акцепта, при наступлении срока платежа

акцептованный вексель предъявляется к оплате. Акцепт – подпись плательщика на переводном векселе, подтверждающая его согласие совершить платеж.

Акцептом считается любая подпись, поставленная плательщиком на векселе.

Последний может быть акцептован на часть суммы.

Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в

иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.

На векселе проставляется аваль – вексельное поручительство. Аваль

может быть дан в части вексельной суммы. Авалист входит в число солидарно

ответственных лиц.

Индоссант – прежний владелец векселя, индоссат – новый владелец

векселя. Лицо, получившее вексель посредством индоссамента, включается в

круг солидарно ответственных лиц.

В случае отказа в акцепте или платеже составляется протест, который

должен быть нотариально заверен, после чего вексель может быть предъявлен

любому из солидарно ответственных лиц.

Расчеты – это система организации и регулирования платежей по

денежным требованиям и обязательствам. Они делятся на наличные и

безналичные. Организация наличного денежного обращения регламентируется

Положением о правилах организации наличного денежного обращения на

территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 19 декабря

1997 г. № 47. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные

средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое

предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных

денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным

применением контрольно-кассовых машин. Расчеты между юридическими

лицами осуществляются в безналичном порядке через учреждения банков.

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими

лицами в РФ установлен с 7 октября 1998 г. в сумме 10 тыс. руб. по одному

платежу за один кассовый день. По Указу Президента РФ от 8 августа 1996 г.

№ 1212 предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или

других кредитных учреждениях только с расчетного (текущего) или

бюджетного счетов. Предприятие имеет право получать наличные деньги на

оплату труда, хозяйственные нужды, командировочные расходы, выдавать

наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные нужды.

Предприятия в своих кассах могут иметь наличные деньги в пределах

лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями

предприятий, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх

установленных лимитов в сроки, согласованные с учреждением банка.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх

установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по

социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех

рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. За

нарушение порядка работы с денежной наличностью на предприятия могут

быть наложены финансовые санкции.

Основными формами наличных расчетов являются налично-денежные

расчеты, расчеты кредитными и дебетными карточками. Первая универсальная

кредитная карточка появилась в США в 1949 г., в России – в 1969 г. Кредитная

карточка – это платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим

вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представляет

собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владельца, образец его

подписи, шифр и срок действия карточки. Кредитная карточка – инструмент

отлаженной системы расчетов.

Платежная система состоит из банков – эмитентов карт, банков-

эквайреров (владельцев коммерческой сети магазинов и других точек),

расчетных банков, процессинговых компаний, пользователей карточек.

Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит. Магазин передает

счет в свой банк и получает по нему деньги. Банк магазина получает эту сумму

через расчетный банк от банка-эмитента, а последний взыскивает сумму со

счета клиента.

Процессинговая компания получает информацию от банка магазина,

расчетного банка и банка-эмитента (рис. 2.2). Крупные банки имеют

собственные процессинговые центры (например, Сбербанк России), мелкие

банки объединяются для их создания, что сокращает расходы по обслуживанию

кредитных карточек.

Процессинговая компания

Магазин Банк

магазина

Счет

клиента

Банк -

эмитент

Держатель

карточки

Расчетный

банк

Для получения кредитной карточки ее будущему владельцу открывается

карточный счет, вносится страховой депозит, по которому начисляются

проценты. Кредитная схема предусматривает нулевой остаток на карточном

счете. Все операции с карточкой записываются на кредит. Банк устанавливает

ежемесячный кредитный лимит, размер которого зависит от состоятельности

клиента и размеров его доходов. Для предотвращения попыток клиентов

платить сумму большую, чем открытый для них банком кредит, используется

авторизация. Это разрешение, которое должен получить у эмитента сотрудник

магазина во время оформления операции. Магазин делает запрос в

авторизационном центре, который подтверждает возможность или

невозможность оплаты запрошенной суммы. Клиенту направляется выписка с

карточного счета, в течение определенного времени (например, 25 дней)

процент за кредит не начисляется, но необходимо обязательно оплатить часть

долга. По прошествии установленного времени начисляется процент. За право

пользования карточкой взимается определенная плата. Кредитная карточка дает

возможность получать наличные деньги через банкоматы; за каждое получение

наличными банк взимает комиссионные.

Дебетная карточка имеет магнитную полосу, на которой закодирован

счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебетную карточку только при

условии депонирования средств на счете владельца. В 1993г. начали

осуществляться национальные программы пластиковых платежей и

наибольшее распространение получили пластиковые карточки «Юнион-кард»,  «SТВ-саrd». Эмблемой пластиковой карточки «Юнион-кард» является журавль

с буквой «С» в клюве. Карточка выдается физическому лицу, подписавшему

соглашение с банком-эмитентом. Владельцу карточки открывается карточный

счет, который имеет статус лицевого вклада до востребования. На этот счет

вносится установленная сумма в рублях или иностранной валюте, часть

которой блокируется в виде неснимаемого остатка и называется платежным

лимитом. Вклады с карточных счетов выдаются в пределах этого лимита по

первому требованию владельца карточки. Вместе с карточкой владелец счета

получает персональный идентификационный номер. Счетом распоряжается

только владелец карточки. При потере карточки и уведомлении банка об этом

факте счет блокируется. Дебетной карточкой можно расплатиться и в рублях, и

в валюте.

Сегодня в России, как и во всем мире, наибольшей популярностью

пользуются чиповые карты, или смарт-карты. Это «умная» карточка. Благодаря

встроенному микропроцессору, она может обмениваться информацией с

центральным компьютером, хранить информацию о предыдущих сделках,

производить платеж на ограниченную сумму без связи с эмитентом.

Принципиальное отличие смарт-карты от магнитной заключается в том, что

смарт-карта – это устройство не только хранения, но и обработки информации.

Все большее распространение в России получают дисконтные карты,

которые дают скидки привилегированным группам покупателей. Критериями

отбора покупателей могут быть объем и частота покупок, возраст (студенты и

пожилые люди) и др. Примером может служить дисконтная программа «Каунт

Даун». Физическое лицо покупает карту со сроком действия 12 месяцев или

туристическую карту со сроком действия от 3 до 6 месяцев. Стоимость

членской карты – 40 – 80 долл., стоимость туристической карты – 20 – 35 долл.

Владельцы карты получают скидки со стоимости услуг в размере 25 – 50% в

отелях и гостиницах, 10 – 50% – в ресторане, до 25% – в магазинах, до 50% – в

музеях, театрах и т. п., до 10 – 20% – в ночных клубах. Карточки именные.

Существуют также клубные, магазинные карточки, карточки

авиакомпаний.

Пластиковые и электронные карточки обладают целым рядом

преимуществ: увеличивают скорость обращения денег, способствуют

установлению централизованного контроля над денежным обращением,

появлению новых источников свободных денежных средств, снижают риск

неплатежей и т. д.

Порядок безналичных расчетов определен Положением о безналичных

расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14. Платежи между

юридическими лицами в подавляющем большинстве случаев осуществляются

безналично. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные

средства на счетах в банке. Расчеты осуществляются только через банк.

Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо

вслед за ней.

Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты.

Поручение на зачисление и списание средств называется авизо. Оно бывает

кредитовое (зачисление средств) и дебетовое (списание средств).

Юридические лица для расчетов открывают расчетные, текущие,

депозитные и валютные счета. Организации заключают с банком договор

банковского счета. Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет

денежные средства, перечислять и выдавать суммы со счета, проводить другие

операции по счету.

На оплату счета требуется согласие клиента – акцепт. Акцепт бывает

положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и

частичный.

Оплата счетов производилась в следующей очередности:

платежи по решениям суда;

заработная плата;

платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

остальные платежи, которые осуществлялись в порядке календарной

очередности поступления в банк платежных документов.

Конституционный суд РФ принял решение об изменении очередности

платежей: сначала должны быть уплачены налоги в бюджет и внебюджетные

фонды, а потом – заработная плата.

В случае если банк списал денежные средства со счета клиента, но оплату

не произвел, коммерческий банк обязан уплатить клиенту проценты за кредит в

размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным

кредитам +10%. Кроме того, коммерческий банк платит штраф в процентах от

несвоевременно или неправильно зачисленной суммы за каждый день

задержки.

Стратегия развития платежной системы Российской Федерации включает

в себя:

создание автоматической системы расчетов, работающей в режиме

реального времени, т.е. момент списания средств должен совпадать с моментом

зачисления средств;

совершенствование безналичных расчетов;

развитие расчетов пластиковыми картами, развитие технологии

электронных расчетов, передачи и обработки информации;

платность всех услуг.

Предусматривается также создание системы расчетов вне Банка России в

виде:

негосударственных расчетных и клиринговых систем (только по

лицензии Банка России);

корреспондентских счетов типа «лоро» и «ностро» между

коммерческими банками;

расчетов через третий банк – расчетный банк (по разрешению Банка

России и под его контролем).

В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые

предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными

поручениями, платежными требованиями – поручениями, аккредитивами,

чеками и векселями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это

поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с

его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.

При предварительной оплате товаров расчеты совершаются по

следующей схеме: покупатель представляет в свой банк платежное поручение,

банк списывает деньги со счета покупателя и направляет их в банк продавца.

Банк продавца зачисляет деньги на счет продавца, сообщает ему об этом,

поставщик отгружает товары.

При последующей оплате товаров схема расчетов выглядит иначе.

Поставщик поставляет товар, передает платежное требование в банк

покупателя, средства списываются со счета покупателя, переводятся в банк

поставщика и зачисляются на счет последнего. Банк поставщика извещает его о

зачислении денег на его счет.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки

(день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком

только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями

используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при

авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода

денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т. п.),

по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т.

п.) и др.

Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное

требование - поручение – это расчетный документ, содержащий требование

продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров

на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов. Схема

расчетов следующая. Продавец отгружает товары и передает документы в банк

покупателя. Банк покупателя передает документы покупателю, который их

акцептует и возвращает в банк. Банк покупателя списывает деньги со счета

покупателя, переводит их в банк поставщика. Банк поставщика зачисляет

средства на его счет и сообщает ему об этом.

Недостатки этой формы расчетов заключаются в длительном

документообороте и возможности возникновения неплатежей.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив – условное денежное

обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу

продавца, по которому банк-эмитент может произвести платеж продавцу при

выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и

денежные. Денежный аккредитив – именной документ, адресованный банком-

эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в

определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчетов за

товары.

Схема расчетов аккредитивами с предварительным депонированием

средств. Покупатель передает в свой банк заявление о выставлении

аккредитива и платежное поручение о депонировании средств, банк списывает

средства со счета покупателя, переводит их в банк поставщика, средства

зачисляются на счет «Аккредитивы». Банк поставщика сообщает своему

клиенту об открытии аккредитива, поставщик отгружает товары, передает счета

и отгрузочные документы в свой банк, банк поставщика списывает средства со

счета «Аккредитивы» и зачисляет на счет поставщика. Банк поставщика

сообщает банку покупателя, а тот, в свою очередь, – покупателю об

использовании аккредитива. Аккредитив используется для расчетов только с

одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива

наличных денег не разрешается.

Аккредитив может быть выставлен с предоставлением банком

покупателя гарантии платежа. В этом случае расчеты осуществляются по

следующей схеме. Покупатель передает в банк заявление на открытие

аккредитива под гарантию банка, открытие аккредитива отражается по

внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка». Банк покупателя

сообщает банку поставщика об открытии аккредитива под гарантию банка,

который в свою очередь извещает об этом поставщика. Последний отгружает

товар и передает отгрузочные и расчетные документы в свой банк, который

зачисляет деньги на счет поставщика. Дебетовое авизо направляется в банк

покупателя, который списывает деньги со счета покупателя. При отсутствии

денег на счете покупателю выдается кредит. Банк покупателя извещает своего

клиента о списании денег с его счета.

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные, покрытые и непокрытые,

переводные или трансферабельные, револьверные, или возобновляемые.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-

эмитентом в любой момент без предварительного уведомления продавца.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без

предварительного согласия бенефициара. Переводной аккредитив позволяет

торговому посреднику передать свое право на получение средств с аккредитива

клиента какому-либо поставщику, не раскрывая при этом названия

фактического покупателя. Аккредитив может быть переведен только один раз.

Револьверный аккредитив выпускается на сумму, которая остается неизменной

в течение оговоренного времени. При списании такой суммы ее полный объем

восстанавливается немедленно. Покрытый, или депонированный, аккредитив –

это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент депонирует собственные

средства плательщика или предоставленный ему кредит на отдельном счете.

Непокрытый аккредитив (гарантированный) не сопровождается

депонированием средств на отдельном счете, но имеет гарантию платежа.

В России могут открываться покрытые или непокрытые, отзывные или

безотзывные аккредитивы. Остальные виды аккредитивов используются при

международных расчетах.

Главное преимущество расчетов аккредитивами – гарантия платежа. Эта

форма расчетов используется в том случае, если поставщик не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток такой формы расчетов –

отвлечение денежных средств из оборота покупателя.

Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном

Постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. Расчетный чек –

это документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в

нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Он

является ценной бумагой и должен иметь следующие реквизиты:

наименование «Чек»;

поручение плательщику выплатить определенную сумму;

наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть

произведен платеж;

указание валюты платежа;

указание даты и места составления чека;

подпись лица, выписавшего чек.

Отсутствие в чеке хотя бы одного из указанных реквизитов лишает его

силы.

Расчеты чеками осуществляются по следующей схеме: для получения

чековой книжки предприятие представляет в свой банк заявление и платежное

поручение на сумму лимита чековой книжки. Банк списывает эту сумму с

расчетного счета предприятия и депонирует ее на отдельном счете, с которого

оплачиваются чеки. Банк выдает предприятию чековую книжку с указанием

депонированной им суммы. В пределах этой суммы предприятие может

выписывать чеки. Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную

карточку, в которой содержатся образец подписи, паспортные данные

чекодателя, номер его счета, наименование юридического лица. При покупке

товаров или оплате услуг покупатель расплачивается чеком.

Расчеты чеками выгодны поставщику, так как они гарантируют платеж,

но не выгодны покупателю, так как средства отвлекаются из его оборота на

длительный срок.

Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. Чек,

выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории

России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств –

членов СНГ – в течение 20 дней.

Чеки бывают именные, предъявительские и ордерные. Ордерный чек

означает, что чекодержатель может передать его новому владельцу с помощью

индоссамента (передаточная надпись на обороте чека) или на присоединенном

листе (аллонже). Поручительство за оплату чека, закрепленное гарантийной

надписью, называется авалем. Гарантийная надпись делается на лицевой

стороне чека. Гарантия платежа посредством аваля может быть полной или

частичной. Авалем по чеку может выступить любое лицо, кроме плательщика.

Аваль выражается словами «считать за аваль» и содержит указание кем и за

кого он дан. Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства

(для физического лица) или места его нахождения (для юридического лица) и

даты совершения аваля.

Для получения платежа чек предъявляется банку-плательщику или банку,

обслуживающему чекодателя на инкассо. После оплаты чека плательщик

вправе потребовать передачи ему чека с распиской о получении платежа.

Если банк отказывается оплатить чек, оформляется протест по поводу

неоплаты по чеку, который заверяется нотариусом. Протест должен быть

совершен до истечения срока для предъявления чека к оплате. За отказ

плательщика от оплаты чека отвечают все солидарно ответственные лица

(чекодатель, индоссанты, авалисты). Чекодержатель вправе по своему выбору

предъявить иск одному, нескольким или всем обязанным по чеку.

Чекодержатель вправе требовать оплаты чека, возмещения своих издержек на

получение платежа уплаты процентов за неисполнение денежного

обязательства в срок. Для требований по поводу неоплаты чека установлен

сокращенный срок исковой давности – 6 месяцев со дня окончания срока

предъявления чека к оплате.

Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются

Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением

ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом

векселе» от 7 августа 1937 г. № 104/1341 и Федеральным законом «0

переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. № 4143.

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное

обязательство векселедателя выплатить векселедержателю обусловленную

сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.

Обязательные реквизиты векселя:

наименование «Вексель»;

безусловное обещание оплатить указанную в векселе сумму;

наименование лица, которому или по приказу которого платеж должен

быть совершен;

дата и место составления векселя;

место платежа;

наименование плательщика (только для переводного векселя);

подпись векселедателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных реквизитов лишает

документ вексельной силы.

Векселя бывают простые и переводные. При оформлении сделки с

помощью простого векселя участвуют два лица – векселедатель и

векселеполучатель. Векселеполучатель отгружает товар или оказывает услугу,

векселедатель выписывает вексель. При наступлении срока оплаты

векселеполучатель предъявляет вексель к оплате. При оформлении сделки с

помощью переводного векселя участвуют три лица – векселедатель,

векселеполучатель и плательщик. Векселедатель – трассант. Плательщик –

трассат. Векселедержатель – ремитент. Векселеполучатель отгружает товар или

оказывает услугу, векселедатель выписывает вексель, векселеполучатель

передает вексель плательщику для акцепта, при наступлении срока платежа

акцептованный вексель предъявляется к оплате. Акцепт – подпись плательщика на переводном векселе, подтверждающая его согласие совершить платеж.

Акцептом считается любая подпись, поставленная плательщиком на векселе.

Последний может быть акцептован на часть суммы.

Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в

иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.

На векселе проставляется аваль – вексельное поручительство. Аваль

может быть дан в части вексельной суммы. Авалист входит в число солидарно

ответственных лиц.

Индоссант – прежний владелец векселя, индоссат – новый владелец

векселя. Лицо, получившее вексель посредством индоссамента, включается в

круг солидарно ответственных лиц.

В случае отказа в акцепте или платеже составляется протест, который

должен быть нотариально заверен, после чего вексель может быть предъявлен

любому из солидарно ответственных лиц.