4.3. Межбюджетные отношения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Межбюджетные отношения – это отношения между органами

государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они

строятся на следующих принципах:

сбалансированность интересов всех участников межбюджетных

отношений;

самостоятельность бюджетов всех уровней;

законодательное разграничение расходных полномочий и доходных

источников между бюджетами всех уровней;

объективное перераспределение средств между бюджетами для

выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных

образований;

единство бюджетной системы;

равенство всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование –

это процесс распределения доходов и перераспределения средств между

бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов,

осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных

стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по

бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на

постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

регулирующие доход – федеральные и региональные налоги и

платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в

бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а

также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы

отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает

регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой

финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы

оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии,

кредиты, ссуды.

Субвенция – фиксированный объем государственных средств,

выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого

финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-

первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке

субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее

используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях,

когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия

текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого

уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого

финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов,

которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на

возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому

бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более

6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных

отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за

счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы

получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты

нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо

нуждающихся регионов.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами

государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они

строятся на следующих принципах:

сбалансированность интересов всех участников межбюджетных

отношений;

самостоятельность бюджетов всех уровней;

законодательное разграничение расходных полномочий и доходных

источников между бюджетами всех уровней;

объективное перераспределение средств между бюджетами для

выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных

образований;

единство бюджетной системы;

равенство всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование –

это процесс распределения доходов и перераспределения средств между

бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов,

осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных

стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по

бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на

постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

регулирующие доход – федеральные и региональные налоги и

платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в

бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а

также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы

отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает

регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой

финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы

оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии,

кредиты, ссуды.

Субвенция – фиксированный объем государственных средств,

выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого

финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-

первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке

субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее

используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях,

когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия

текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого

уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого

финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов,

которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на

возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому

бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более

6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных

отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за

счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы

получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты

нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо

нуждающихся регионов.