4.3. Межбюджетные отношения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Межбюджетные отношения – это отношения между органами
государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они
строятся на следующих принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных
отношений;
самостоятельность бюджетов всех уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и доходных
источников между бюджетами всех уровней;
объективное перераспределение средств между бюджетами для
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных
образований;
единство бюджетной системы;
равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование –
это процесс распределения доходов и перераспределения средств между
бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов,
осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных
стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по
бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на
постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
регулирующие доход – федеральные и региональные налоги и
платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в
бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а
также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает
регулирующие доходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой
финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы
оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии,
кредиты, ссуды.
Субвенция – фиксированный объем государственных средств,
выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого
финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-
первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке
субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее
используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях,
когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия
текущих расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов,
которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на
возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому
бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более
6 месяцев в пределах финансового года.
В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных
отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за
счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы
получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты
нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).
Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо
нуждающихся регионов.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами
государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они
строятся на следующих принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных
отношений;
самостоятельность бюджетов всех уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и доходных
источников между бюджетами всех уровней;
объективное перераспределение средств между бюджетами для
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных
образований;
единство бюджетной системы;
равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование –
это процесс распределения доходов и перераспределения средств между
бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов,
осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных
стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по
бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на
постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
регулирующие доход – федеральные и региональные налоги и
платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в
бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а
также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает
регулирующие доходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой
финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы
оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии,
кредиты, ссуды.
Субвенция – фиксированный объем государственных средств,
выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого
финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-
первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке
субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее
используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях,
когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия
текущих расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов,
которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на
возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому
бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более
6 месяцев в пределах финансового года.
В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных
отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за
счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы
получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты
нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).
Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо
нуждающихся регионов.