8.2. Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые

организации – это институты, созданные на основе межгосударственных

соглашений с целью регулирования международных экономических, в том

числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям

относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки

развития.

Банк международных расчетов (БМР) – первый межгосударственный

банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк

центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,

Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков

во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным

платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству

центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию

координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до

сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом

европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами –

участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария

Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по

поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции,

куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет

межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-

кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения

ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в

Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г.

Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже.

Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии,

Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию

международной торговли и валютного сотрудничества путем установления

норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением,

многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

предоставление государствам – членам фонда средств в иностранной валюте

для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 – 1969гг. была внесена первая

серия поправок, вызванная СДР, и в 1976 – 1978гг. – вторая серия поправок,

которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской

валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в

соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой

зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой

капиталистической экономике и международной торговле. В 1947г. в МВФ

входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня

1991г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996г. – 181 страна,

капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой

суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США –

1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в

руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами

плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов

принадлежит США и странам ЕС, 34% – развивающимся.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который

собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц.

Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов,

назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является

Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры

финансов 22 стран.

В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной

системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля

1978г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947 – 1987гг. с 36,2 до

20,1% в общем количестве голосов – с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили

право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный

вес голосов и квот развивающихся стран – экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в

МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить

кредит в фонде – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком

до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем -

посредством покупки через определенный срок национальной валюты на

свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без

ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,

предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются

после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения

страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение

внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к

снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с

национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать

на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании

валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению

валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости

паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не

имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при

проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. -

свыше ± 2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства – члены фонда должны были

на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по

текущим операциям и проводить политику, направленную на полное

устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли

быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были

отменены лишь 60 странами – членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву

основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к

сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973г. были

отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим

«плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены

Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978г.

Страны – члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об

официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики,

платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д.

Эти данные используются частными банками для определения

платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным

условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития,

а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации –

Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) –

специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный

институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями

международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г.

Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально

вступило в силу в 1945г., но банк начал функционировать с 1946г.

Местонахождение МБРР – Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-

членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных

займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР

был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств

капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов

стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика

которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы

стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала

ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования

развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат

как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,

представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из

министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз

в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса

также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя

членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит

семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются

размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке,

и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения

производственных мощностей стран – членов банка, которые выдаются под

гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по

долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного

предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика,

кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь

30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в

отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг.

МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в

здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%

кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования

внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так

называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные

кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного

баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991г. в состав

членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования

банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245

млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с

целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до

50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5

млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе

США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность

развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным

частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства.

Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.

Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию

проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)

осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай

экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ

создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и

президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является

ведущей в сфере международного кредита. С 1992г. Россия является членом

МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в

1949г. – Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27

участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;

в 1964г. – Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран

региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966г. – Азиатский банк

развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14.

Общими чертами региональных банков являются цели и методы

финансирования, а объектами кредитования – отрасли инфраструктуры:

строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и

т. д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития – совершенствование

экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран,

преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных

организациях Европейского союза.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958г. с целью

предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов,

осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой

структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в .1973г. в

рамках Европейской валютной системы, с 1994г. – Европейский валютный

институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного

баланса стран – членов ЕВС при условии выполнения ими программ

стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-

расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в

соответствии с подписанным 29 мая 1990г. в Париже соглашением для оказания

содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с

переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.

Учредителями банка являются 40 стран – все страны Европы, кроме Албании, а

также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,

Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации -

Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка

принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская

Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в размере 70

млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит

Комиссии европейских сообществ и 12% – странам ЕС; 11,3% – другим

европейским странам; 24% – неевропейским государствам, в том числе: США –

10% капитала, Японии – 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы –

13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации – 6%.

Цель ЕБРР – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения

капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.

Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на

необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать

скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической

стабильности и введению конвертируемости своих валют.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые

организации – это институты, созданные на основе межгосударственных

соглашений с целью регулирования международных экономических, в том

числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям

относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки

развития.

Банк международных расчетов (БМР) – первый межгосударственный

банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк

центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,

Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков

во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным

платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству

центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию

координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до

сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом

европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами –

участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария

Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по

поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции,

куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет

межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-

кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения

ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в

Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г.

Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже.

Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии,

Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию

международной торговли и валютного сотрудничества путем установления

норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением,

многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

предоставление государствам – членам фонда средств в иностранной валюте

для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 – 1969гг. была внесена первая

серия поправок, вызванная СДР, и в 1976 – 1978гг. – вторая серия поправок,

которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской

валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в

соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой

зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой

капиталистической экономике и международной торговле. В 1947г. в МВФ

входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня

1991г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996г. – 181 страна,

капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой

суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США –

1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в

руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами

плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов

принадлежит США и странам ЕС, 34% – развивающимся.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который

собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц.

Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов,

назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является

Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры

финансов 22 стран.

В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной

системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля

1978г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947 – 1987гг. с 36,2 до

20,1% в общем количестве голосов – с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили

право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный

вес голосов и квот развивающихся стран – экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в

МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить

кредит в фонде – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком

до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем -

посредством покупки через определенный срок национальной валюты на

свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без

ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,

предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются

после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения

страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение

внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к

снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с

национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать

на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании

валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению

валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости

паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не

имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при

проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. -

свыше ± 2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства – члены фонда должны были

на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по

текущим операциям и проводить политику, направленную на полное

устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли

быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были

отменены лишь 60 странами – членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву

основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к

сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973г. были

отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим

«плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены

Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978г.

Страны – члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об

официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики,

платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д.

Эти данные используются частными банками для определения

платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным

условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития,

а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации –

Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) –

специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный

институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями

международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г.

Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально

вступило в силу в 1945г., но банк начал функционировать с 1946г.

Местонахождение МБРР – Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-

членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных

займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР

был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств

капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов

стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика

которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы

стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала

ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования

развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат

как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,

представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из

министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз

в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса

также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя

членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит

семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются

размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке,

и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения

производственных мощностей стран – членов банка, которые выдаются под

гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по

долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного

предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика,

кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь

30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в

отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг.

МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в

здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%

кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования

внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так

называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные

кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного

баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991г. в состав

членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования

банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245

млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с

целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до

50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5

млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе

США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность

развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным

частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства.

Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.

Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию

проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)

осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай

экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ

создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и

президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является

ведущей в сфере международного кредита. С 1992г. Россия является членом

МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в

1949г. – Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27

участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;

в 1964г. – Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран

региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966г. – Азиатский банк

развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14.

Общими чертами региональных банков являются цели и методы

финансирования, а объектами кредитования – отрасли инфраструктуры:

строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и

т. д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития – совершенствование

экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран,

преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных

организациях Европейского союза.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958г. с целью

предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов,

осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой

структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в .1973г. в

рамках Европейской валютной системы, с 1994г. – Европейский валютный

институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного

баланса стран – членов ЕВС при условии выполнения ими программ

стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-

расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в

соответствии с подписанным 29 мая 1990г. в Париже соглашением для оказания

содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с

переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.

Учредителями банка являются 40 стран – все страны Европы, кроме Албании, а

также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,

Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации -

Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка

принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская

Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в размере 70

млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит

Комиссии европейских сообществ и 12% – странам ЕС; 11,3% – другим

европейским странам; 24% – неевропейским государствам, в том числе: США –

10% капитала, Японии – 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы –

13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации – 6%.

Цель ЕБРР – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения

капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.

Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на

необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать

скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической

стабильности и введению конвертируемости своих валют.