4.2. Бюджетная классификация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Основным методологическим документом, на основе которого
составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов
бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих
бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и
утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как
используется:
для составления, утверждения и исполнения бюджета;
контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения
бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По
новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков:
«доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».
Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и
местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и
подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые,
неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных
фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
от нерезидентов;
от бюджетов других уровней;
от государственных внебюджетных фондов;
от государственных организаций;
от наднациональных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие
целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды;
Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд
развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с
преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд
Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия
военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны
водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа
«налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на
прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических
лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи:
подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и
организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и
налог на игорный бизнес.
Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного
самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета:
функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную
классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)
Функциональная
структура
Подстатьи
Предметные
статьи
Ведомственная
структура
Группы
Виды расходов
Категории
расходов
Экономическая
структура
Главные
распорядители
средств
бюджета
Целевые статьи
Подраздел
Раздел
Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех
уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение
основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую
структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
промышленность, энергетика и строительство;
сельское хозяйство, рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная
деятельность» состоит из следующих подразделов: международное
сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация
межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные,
научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь
другим государствам.
Ведомственная классификация – это группировка расходов,
отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям
средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств –
руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять
средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и
получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех
уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых
операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как
внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы
делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре
уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы,
предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных
учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие
группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие
трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В
свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие
предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на
оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг
связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др.
Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее
детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных
расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют
следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание
государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных
активов, капитальные трансферты.
В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений»
включается группа «Предоставление кредитов».
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых
Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального
банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
государственные ценные бумаги;
бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных
фондов;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
прочие источники внутреннего финансирования;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных
камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых
Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
кредиты международных финансовых организаций;
кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные
РФ;
изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в
иностранной валюте;
прочее внешнее финансирование.
Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ
– это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов
исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных
внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
целевые займы и вклады;
государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
казначейские обязательства;
государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
ГКО;
ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ – это
группировка государственных внешних долговых обязательств,
осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ»,
включающая следующие подгруппы:
кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
Основным методологическим документом, на основе которого
составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов
бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих
бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и
утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как
используется:
для составления, утверждения и исполнения бюджета;
контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения
бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По
новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков:
«доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».
Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и
местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и
подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые,
неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных
фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
от нерезидентов;
от бюджетов других уровней;
от государственных внебюджетных фондов;
от государственных организаций;
от наднациональных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие
целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды;
Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд
развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с
преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд
Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия
военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны
водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа
«налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на
прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических
лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи:
подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и
организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и
налог на игорный бизнес.
Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного
самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета:
функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную
классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)
Функциональная
структура
Подстатьи
Предметные
статьи
Ведомственная
структура
Группы
Виды расходов
Категории
расходов
Экономическая
структура
Главные
распорядители
средств
бюджета
Целевые статьи
Подраздел
Раздел
Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех
уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение
основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую
структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
промышленность, энергетика и строительство;
сельское хозяйство, рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная
деятельность» состоит из следующих подразделов: международное
сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация
межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные,
научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь
другим государствам.
Ведомственная классификация – это группировка расходов,
отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям
средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств –
руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять
средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и
получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех
уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых
операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как
внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы
делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре
уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы,
предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных
учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие
группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие
трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В
свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие
предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на
оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг
связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др.
Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее
детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных
расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют
следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание
государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных
активов, капитальные трансферты.
В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений»
включается группа «Предоставление кредитов».
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых
Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального
банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
государственные ценные бумаги;
бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных
фондов;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
прочие источники внутреннего финансирования;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных
камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых
Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
кредиты международных финансовых организаций;
кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные
РФ;
изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в
иностранной валюте;
прочее внешнее финансирование.
Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ
– это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов
исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных
внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
целевые займы и вклады;
государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
казначейские обязательства;
государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
ГКО;
ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ – это
группировка государственных внешних долговых обязательств,
осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ»,
включающая следующие подгруппы:
кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
кредиты, полученные от международных финансовых организаций.