4.2. Бюджетная классификация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Основным методологическим документом, на основе которого

составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов

бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих

бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и

утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как

используется:

для составления, утверждения и исполнения бюджета;

контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения

бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По

новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков:

«доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством

РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и

местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и

подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые,

неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных

фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

доходы от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

от нерезидентов;

от бюджетов других уровней;

от государственных внебюджетных фондов;

от государственных организаций;

от наднациональных организаций;

средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие

целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды;

Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд

развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с

преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд

Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия

военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства

водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны

водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа

«налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на

прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических

лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи:

подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и

организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и

налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на

финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного

самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета:

функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную

классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Функциональная

структура

Подстатьи

Предметные

статьи

Ведомственная

структура

Группы

Виды расходов

Категории

расходов

Экономическая

структура

Главные

распорядители

средств

бюджета

Целевые статьи

Подраздел

Раздел

Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех

уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую

структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

государственное управление и местное самоуправление;

судебная власть;

международная деятельность;

национальная оборона;

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

промышленность, энергетика и строительство;

сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная

деятельность» состоит из следующих подразделов: международное

сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация

межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные,

научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь

другим государствам.

Ведомственная классификация – это группировка расходов,

отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям

средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств –

руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять

средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и

получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех

уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых

операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как

внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы

делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре

уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы,

предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных

учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие

группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие

трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В

свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие

предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на

оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг

связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др.

Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее

детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных

расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют

следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание

государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных

активов, капитальные трансферты.

В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений»

включается группа «Предоставление кредитов».

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов

бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых

Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами

местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих

бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального

банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

государственные ценные бумаги;

бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных

фондов;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

прочие источники внутреннего финансирования;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной

и муниципальной собственности;

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных

камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых

Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

кредиты международных финансовых организаций;

кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные

РФ;

изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в

иностранной валюте;

прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ

– это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов

исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных

внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

целевые займы и вклады;

государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;

государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

казначейские обязательства;

государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

ГКО;

ОФЗ-ПК и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ – это

группировка государственных внешних долговых обязательств,

осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ»,

включающая следующие подгруппы:

кредиты, полученные от правительств иностранных государств;

кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

Основным методологическим документом, на основе которого

составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов

бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих

бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и

утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как

используется:

для составления, утверждения и исполнения бюджета;

контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения

бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По

новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков:

«доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством

РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и

местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и

подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые,

неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных

фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

доходы от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных

источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

от нерезидентов;

от бюджетов других уровней;

от государственных внебюджетных фондов;

от государственных организаций;

от наднациональных организаций;

средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие

целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды;

Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд

развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с

преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд

Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия

военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства

водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны

водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа

«налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на

прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических

лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи:

подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и

организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и

налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на

финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного

самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета:

функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную

классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Функциональная

структура

Подстатьи

Предметные

статьи

Ведомственная

структура

Группы

Виды расходов

Категории

расходов

Экономическая

структура

Главные

распорядители

средств

бюджета

Целевые статьи

Подраздел

Раздел

Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех

уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую

структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

государственное управление и местное самоуправление;

судебная власть;

международная деятельность;

национальная оборона;

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

промышленность, энергетика и строительство;

сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная

деятельность» состоит из следующих подразделов: международное

сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация

межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные,

научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь

другим государствам.

Ведомственная классификация – это группировка расходов,

отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям

средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств –

руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять

средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и

получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех

уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых

операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как

внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы

делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре

уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы,

предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных

учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие

группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие

трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В

свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие

предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на

оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг

связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др.

Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее

детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных

расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют

следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание

государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных

активов, капитальные трансферты.

В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений»

включается группа «Предоставление кредитов».

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов

бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых

Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами

местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих

бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального

банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

государственные ценные бумаги;

бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных

фондов;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

прочие источники внутреннего финансирования;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной

и муниципальной собственности;

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных

камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых

Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

кредиты международных финансовых организаций;

кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные

РФ;

изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в

иностранной валюте;

прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ

– это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов

исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных

внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

целевые займы и вклады;

государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;

государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

казначейские обязательства;

государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

ГКО;

ОФЗ-ПК и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ – это

группировка государственных внешних долговых обязательств,

осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ»,

включающая следующие подгруппы:

кредиты, полученные от правительств иностранных государств;

кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

кредиты, полученные от международных финансовых организаций.