4.5.1. Сущность и формы государственного долга

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного

бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение

государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение

этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и

физическими лицами, иностранными государствами, международными

организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются

дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у

физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в

различных формах:

кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями,

иностранными государствами и международными финансовыми организациями

в пользу указанных кредитов;

государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры

поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

переоформление долговых обязательств третьих лиц в

государственный долг РФ на основе федеральных законов;

соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации

долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным

критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний:

рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В

международной практике есть и другое определение внешнего долга:

совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга

резидентам.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный

долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате

доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные долговые обязательства могут быть

краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет),

долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать

срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится на

государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и

муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по

долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в

Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и

муниципальных образований. Программа входит в число документов,

предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый

год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете

на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта

РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен

Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию

государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный

объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или

муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета

соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать

30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой

помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем

году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов

местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и

бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга

субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема

расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то

могут быть применены следующие санкции:

ревизия бюджета субъекта РФ;

передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль

Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа,

исполняющего бюджет субъекта РФ;

иные меры.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации

государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования

регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ,

которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО,

ОФЗ, ОГСЗ и др.);

нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся

задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность

перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что

расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения

государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые

позволили снизить эти затраты, а именно:

на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для

покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета

типа «С»);

начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;

начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести

внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга

меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае

обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло

свои коррективы в эти планы.

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного

бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение

государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение

этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и

физическими лицами, иностранными государствами, международными

организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются

дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у

физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в

различных формах:

кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями,

иностранными государствами и международными финансовыми организациями

в пользу указанных кредитов;

государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры

поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

переоформление долговых обязательств третьих лиц в

государственный долг РФ на основе федеральных законов;

соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации

долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным

критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний:

рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В

международной практике есть и другое определение внешнего долга:

совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга

резидентам.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный

долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате

доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные долговые обязательства могут быть

краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет),

долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать

срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится на

государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и

муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по

долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в

Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и

муниципальных образований. Программа входит в число документов,

предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый

год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете

на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта

РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен

Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию

государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный

объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или

муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета

соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать

30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой

помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем

году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов

местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и

бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга

субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема

расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то

могут быть применены следующие санкции:

ревизия бюджета субъекта РФ;

передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль

Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа,

исполняющего бюджет субъекта РФ;

иные меры.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации

государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования

регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ,

которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО,

ОФЗ, ОГСЗ и др.);

нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся

задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность

перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что

расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения

государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые

позволили снизить эти затраты, а именно:

на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для

покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета

типа «С»);

начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;

начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести

внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга

меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае

обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло

свои коррективы в эти планы.