4.5.1. Сущность и формы государственного долга
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного
бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение
государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение
этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и
физическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются
дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у
физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства могут существовать в
различных формах:
кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными финансовыми организациями
в пользу указанных кредитов;
государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры
поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
переоформление долговых обязательств третьих лиц в
государственный долг РФ на основе федеральных законов;
соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств РФ прошлых лет.
Государственный долг можно классифицировать по различным
критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний:
рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В
международной практике есть и другое определение внешнего долга:
совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга
резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный
долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате
доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть
краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет),
долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать
срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на
государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и
муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по
долговым обязательствам субъектов РФ.
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в
Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований. Программа входит в число документов,
предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый
год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете
на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта
РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен
Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию
государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный
объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или
муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета
соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать
30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем
году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов
местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и
бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга
субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема
расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то
могут быть применены следующие санкции:
ревизия бюджета субъекта РФ;
передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль
Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа,
исполняющего бюджет субъекта РФ;
иные меры.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации
государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования
регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ,
которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО,
ОФЗ, ОГСЗ и др.);
нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся
задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность
перед ЦБ РФ и др.).
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что
расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения
государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые
позволили снизить эти затраты, а именно:
на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для
покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета
типа «С»);
начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести
внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга
меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае
обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло
свои коррективы в эти планы.
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного
бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение
государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение
этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и
физическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются
дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у
физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства могут существовать в
различных формах:
кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными финансовыми организациями
в пользу указанных кредитов;
государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры
поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
переоформление долговых обязательств третьих лиц в
государственный долг РФ на основе федеральных законов;
соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств РФ прошлых лет.
Государственный долг можно классифицировать по различным
критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний:
рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В
международной практике есть и другое определение внешнего долга:
совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга
резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный
долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате
доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть
краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет),
долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать
срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на
государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и
муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по
долговым обязательствам субъектов РФ.
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в
Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований. Программа входит в число документов,
предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый
год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете
на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта
РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен
Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию
государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный
объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или
муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета
соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать
30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем
году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов
местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и
бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга
субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема
расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то
могут быть применены следующие санкции:
ревизия бюджета субъекта РФ;
передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль
Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа,
исполняющего бюджет субъекта РФ;
иные меры.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации
государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования
регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ,
которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО,
ОФЗ, ОГСЗ и др.);
нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся
задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность
перед ЦБ РФ и др.).
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что
расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения
государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые
позволили снизить эти затраты, а именно:
на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для
покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета
типа «С»);
начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести
внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга
меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае
обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло
свои коррективы в эти планы.