4.6. Внебюджетные фонды
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Внебюджетные средства – это финансовые ресурсы государства,
имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.
Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов
государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в
специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных
мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды – это способ организации
государственных финансовых ресурсов.
Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в
рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за
конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по
статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в
частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование
финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для
финансирования отдельных общественных потребностей на основе
оперативной самостоятельности.
Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху
феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые
виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из
источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды
имели временный характер, количество их постоянно менялось. С
формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.
Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных
фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:
выделяются из государственных или местных бюджетов;
создаются по особому решению законодательного органа.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и
сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников
определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.
По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными,
муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В
зависимости от целей использования они делятся на экономические и
социальные.
В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право
создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной
власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было
сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых
сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов
приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд
имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность
контроля со стороны правительства за движением денежных средств.
С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды,
доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий,
были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, на
федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных
внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального
страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного
медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные отделения.
Региональные и местные органы государственной власти обладают
полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных
фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:
фонды развития территорий;
фонды природоохранных мероприятий;
фонды социальной поддержки населения;
валютные фонды и др.
В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд:
областные внебюджетные фонды;
территориальные отделения федеральных фондов.
Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы по размерам с
консолидированным бюджетом области.
Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов
являются следующие:
расходы, обусловленные назначением фондов;
расходы на учредительскую деятельность;
инвестиции.
По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются
от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Внебюджетные средства – это финансовые ресурсы государства,
имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.
Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов
государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в
специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных
мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды – это способ организации
государственных финансовых ресурсов.
Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в
рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за
конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по
статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в
частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование
финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для
финансирования отдельных общественных потребностей на основе
оперативной самостоятельности.
Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху
феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые
виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из
источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды
имели временный характер, количество их постоянно менялось. С
формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.
Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных
фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:
выделяются из государственных или местных бюджетов;
создаются по особому решению законодательного органа.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и
сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников
определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.
По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными,
муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В
зависимости от целей использования они делятся на экономические и
социальные.
В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право
создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной
власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было
сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых
сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов
приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд
имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность
контроля со стороны правительства за движением денежных средств.
С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды,
доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий,
были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, на
федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных
внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального
страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного
медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные отделения.
Региональные и местные органы государственной власти обладают
полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных
фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:
фонды развития территорий;
фонды природоохранных мероприятий;
фонды социальной поддержки населения;
валютные фонды и др.
В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд:
областные внебюджетные фонды;
территориальные отделения федеральных фондов.
Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы по размерам с
консолидированным бюджетом области.
Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов
являются следующие:
расходы, обусловленные назначением фондов;
расходы на учредительскую деятельность;
инвестиции.
По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются
от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.