4.6. Внебюджетные фонды

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Внебюджетные средства – это финансовые ресурсы государства,

имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов

государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в

специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных

мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды – это способ организации

государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в

рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за

конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по

статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в

частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование

финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для

финансирования отдельных общественных потребностей на основе

оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху

феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые

виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из

источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды

имели временный характер, количество их постоянно менялось. С

формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.

Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных

фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

выделяются из государственных или местных бюджетов;

создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и

сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников

определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными,

муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В

зависимости от целей использования они делятся на экономические и

социальные.

В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право

создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной

власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было

сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых

сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов

приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд

имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность

контроля со стороны правительства за движением денежных средств.

С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды,

доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий,

были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, на

федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных

внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального

страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного

медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные отделения.

Региональные и местные органы государственной власти обладают

полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных

фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:

фонды развития территорий;

фонды природоохранных мероприятий;

фонды социальной поддержки населения;

валютные фонды и др.

В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд:

областные внебюджетные фонды;

территориальные отделения федеральных фондов.

Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы по размерам с

консолидированным бюджетом области.

Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов

являются следующие:

расходы, обусловленные назначением фондов;

расходы на учредительскую деятельность;

инвестиции.

По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются

от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Внебюджетные средства – это финансовые ресурсы государства,

имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов

государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в

специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных

мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды – это способ организации

государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в

рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за

конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по

статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в

частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование

финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для

финансирования отдельных общественных потребностей на основе

оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху

феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые

виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из

источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды

имели временный характер, количество их постоянно менялось. С

формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.

Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных

фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

выделяются из государственных или местных бюджетов;

создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и

сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников

определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными,

муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В

зависимости от целей использования они делятся на экономические и

социальные.

В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право

создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной

власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было

сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых

сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов

приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд

имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность

контроля со стороны правительства за движением денежных средств.

С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды,

доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий,

были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, на

федеральном уровне, как самостоятельные, существуют четыре социальных

внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального

страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного

медицинского страхования. Данные фонды имеют территориальные отделения.

Региональные и местные органы государственной власти обладают

полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных

фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:

фонды развития территорий;

фонды природоохранных мероприятий;

фонды социальной поддержки населения;

валютные фонды и др.

В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд:

областные внебюджетные фонды;

территориальные отделения федеральных фондов.

Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы по размерам с

консолидированным бюджетом области.

Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов

являются следующие:

расходы, обусловленные назначением фондов;

расходы на учредительскую деятельность;

инвестиции.

По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются

от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.