1.2. Сущность и функция финансов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая
категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые
отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими
экономическими отношениями:
денежные отношения;
распределительные отношения;
связаны с формированием и использованием фондом денежных
средств государства и хозяйствующих субъектов.
Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей
массы экономических отношений.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На
макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые
представляют собой систему денежных отношений между государством, с
одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой. На
микроуровне – это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В
свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный,
добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и
социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся
кредиты и займы, к привлеченным – кредиторская задолженность. Денежные
отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями,
между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.
Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих
формирование и использование фондов денежных средств в процессе их
кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы
выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в
распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через
бюджет перераспределяется более половины национального дохода.
Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами
материального и нематериального производства, между отраслями, регионами
и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например,
промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти
средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение
денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги
московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование
районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств
между регионами страны и т.д.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле
за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов.
Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата
РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства
финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по
налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых
министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм;
ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных
организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.
Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая
категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые
отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими
экономическими отношениями:
денежные отношения;
распределительные отношения;
связаны с формированием и использованием фондом денежных
средств государства и хозяйствующих субъектов.
Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей
массы экономических отношений.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На
макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые
представляют собой систему денежных отношений между государством, с
одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой. На
микроуровне – это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В
свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный,
добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и
социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся
кредиты и займы, к привлеченным – кредиторская задолженность. Денежные
отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями,
между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.
Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих
формирование и использование фондов денежных средств в процессе их
кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы
выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в
распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через
бюджет перераспределяется более половины национального дохода.
Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами
материального и нематериального производства, между отраслями, регионами
и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например,
промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти
средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение
денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги
московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование
районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств
между регионами страны и т.д.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле
за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов.
Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата
РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства
финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по
налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых
министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм;
ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных
организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.