АННОТАЦИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

"Бератор", 2011

"Эксмо", 2011

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011 - Мещерякова В.И.

В создании книги "Годовой отчет - 2011" принимали участие:

Цивилева Е.Б., Бартнева Т.С., Диркова Е.Ю., Бондарчук А.А.,

Ким В., Косульникова М.Л., Куликова Г.Г., Лоскутова М.Ю.,

Новиков С.В., Пименова Ю.А., Рудик В.А., Рябинина Л.С.,

Сейтбекова Е.В., Ульянова Э.Б., Черевадская О.Е.

Редакция выражает благодарность Минфину России, ФНС России, Банку России, Федеральной таможенной службе, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ за неоценимую помощь в подготовке книги "Годовой отчет - 2011".

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет - 2011", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия".

Перед тем как начать работу над книгой, эксперты собрались в редакции журнала "Практическая бухгалтерия" за круглым столом, где провели экспертизу всех изменений и определили, о чем нельзя забыть в новой книге. Руководил заседанием этого круглого стола Владимир Иванович Мещеряков. О чем шел разговор?

- Эксперт: В этом году отчетность для бухгалтеров будет сложной. Изменились не только отчетные формы, но и правила формирования многих отчетных показателей. Без корректировок в учете не обойтись. На что бухгалтерам нужно обратить особое внимание?

- Мещеряков В.И.: Привычные подходы к порядку формирования отдельных статей бухгалтерского баланса больше применять нельзя. Это означает, что перед составлением отчета некоторые счета нужно "почистить". Например, счет 97 "Расходы будущих периодов". С отчетности за 2011 г. в бухгалтерском балансе строки для отражения расходов будущих периодов больше нет. Не секрет, что этот счет использовался бессистемно и порой на нем учитывались существенные суммы. А если сумма существенная, она в балансе не должна быть "безликой". Нужно помочь бухгалтерам разобраться, что можно отражать на 97-м счете, а что нельзя. То есть нужно, как говорится, поднять всю аналитику и навести в ней порядок, учитывая, что упоминание о расходах будущих периодов осталось лишь в нескольких нормативных документах. А это значит, что придется вносить изменения в учетную политику, причем действовать эти изменения должны с 1 января 2011 г. - с вступлением в силу минфиновского Приказа N 186н.

- Э.: Не секрет, что многие не очень дружат с таким понятием, как "оценочные обязательства". Можно ли их не формировать в учете?

- М.: Нет, нельзя. ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" права выбора, формировать или не формировать оценочные обязательства, не дает. Более того, оценочные обязательства должны быть сформированы как на 31 декабря 2011 г., так и на 31 декабря 2010 г. Бухгалтер должен представлять, что это те деньги, которые компания будет обязана выплатить третьим лицам при наступлении некоторых обстоятельств. Это, к примеру, гарантии, выдаваемые компанией, ожидаемые результаты судебных разбирательств. Их рассчитывают по определенной методике. Так, суммы гарантийных обязательств - исходя из объемов, частоты и существенности брака, допускаемого при выпуске тех или иных изделий, по которым фирма предоставляет гарантию покупателям. Что касается судов, то по конкретному делу юридические службы должны представить прогнозируемый исход, размеры возможных санкций. Например, компании грозит штраф в размере 100 000 руб. При этом вероятность того, что дело будет проиграно, высокая. Поэтому оценочное обязательство можно сформировать на полную сумму. Если исход "пятьдесят на пятьдесят" - то на половину.

- Э.: Еще одно нововведение, которое прибавило хлопот бухгалтеру. Это резервы сомнительных долгов. Теперь это не право, а обязанность каждой организации, кроме малых. Каждый долг нужно анализировать и по каждому принимать отдельное решение - создавать под него резерв или нет. При этом нужно исходить из того, что сомнительная задолженность - это та, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в установленный договором срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Считаю, что на практике все не так страшно. Если должник - давний постоянный покупатель и есть уверенность в том, что он свою задолженность погасит, хоть и с просрочкой, резерв можно не начислять. То же и в случае, когда по должнику есть кредиторская задолженность, в счет которой можно провести зачет. Главное - систематически инвентаризировать все задолженности.

Еще в этом году повысили до 40 000 руб. лимит отнесения имущества к амортизируемому. Нет ли и здесь подводных камней?

- М.: Есть. Дело в том, что в налоговом учете применять новый лимит можно было с 1 января этого года. В бухучете - тоже, но известно об этом стало только в конце марта, после опубликования упомянутого Приказа. Из-за этого и возникли проблемы. В течение первого квартала новый лимит применять было нельзя, то есть объекты стоимостью дороже 20 000, но дешевле 40 000 руб., приобретенные с января по март 2011 г., нужно было принимать в состав основных средств, а в налоговом учете - при вводе в эксплуатацию списывать в состав материальных расходов. Результат - налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, списываемые по мере начисления амортизации. После обнародования Приказа многим компаниям придется менять учетную политику и корректировать учет.

- Э.: Еще вопрос по основным средствам - по тем, которые требуют государственной регистрации. Если объект продан, передан по акту покупателю, но не прошел регистрацию, нужно ли продолжать учитывать его на балансе или объект можно списать?

- М.: Здесь важно учесть разницу между "списать с баланса" и "исключить из состава основных средств". Это не одно и то же. Исключить из состава основных средств такой объект можно, но списать с баланса, пока право собственности покупателя еще не зарегистрировано, нельзя. Самое правильное будет перевести имущество на отдельный субсчет счета 45 "Товары отгруженные". Нельзя забыть и об объектах, по которым документы на регистрацию еще не поданы, но они уже эксплуатируются. Начиная с отчетности 2011 г. объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, нужно отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию не поданы. Если они числились на счете 08, их следует перевести на счет 01, субсчет "Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы".

- Э.: Некоторые бухгалтеры иногда испытывают затруднения с учетом нематериальных активов. Их разновидностей много, а идентификация требует хорошего знания гражданского законодательства. И если с компьютерными программами и орграсходами уже более-менее разобрались, то осознать, что же такое, например, "деловая репутация", пока еще сложновато...

- М.: Нематериальный актив - это специфический объект, у него нет материальной формы. Руками можно потрогать диск или книгу, но это не нематериальные активы. К нематериальным активам относят исключительные права на интеллектуальную собственность - на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, например товарный знак. Такие права должны быть подтверждены документами. Что же касается деловой репутации, то в качестве НМА может быть признана только положительная деловая репутация - положительная разница между покупной ценой приобретенного предприятия и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки. А под предприятием подразумевается не юридическое лицо, а такой объект гражданских прав, как имущественный комплекс. Продавец имущественного комплекса свою юридическую самостоятельность не утрачивает. Он всего лишь списывает активы и обязательства, относящиеся к передаваемому комплексу, со своего баланса. Отрицательная деловая репутация единовременно относится на расходы.

- Э.: Нельзя забыть и об исправлении ошибок в учете и отчетности - по правилам ПБУ 22/2010. В некоторых случаях теперь требуется представлять и баланс-"уточненку". Это зависит от того, когда ошибку выявили. Если это произошло между датой подписания и датой утверждения годовой отчетности, ошибку сначала нужно исправить, причем записями по соответствующим бухгалтерским счетам за декабрь отчетного года. Затем нужно заменить уже представленную отчетность по всем адресам, куда ее представили, и не забыть обосновать причину пересмотра.

- М.: Важно не запутаться с датами. Дата подписания - это дата, соответствующая 90-му дню по окончании отчетного года. Дата утверждения - это дата, принятая порядком утверждения отчетности согласно учредительным документам компании.

Если же ошибка выявлена уже после утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год, уточненный баланс делать не нужно. Ошибку нужно исправить в текущем отчетном периоде, также по соответствующим бухгалтерским счетам, но в корреспонденции с 84-м счетом - для существенных ошибок или 91-м - для несущественных. Но об этом уже придется писать в пояснительной записке в следующем отчетном году... Ну а в этом году - работаем над заполнением новых бухгалтерских форм, описываем новые подходы к формированию показателей. За работу, друзья!

"Бератор", 2011

"Эксмо", 2011

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2011 - Мещерякова В.И.

В создании книги "Годовой отчет - 2011" принимали участие:

Цивилева Е.Б., Бартнева Т.С., Диркова Е.Ю., Бондарчук А.А.,

Ким В., Косульникова М.Л., Куликова Г.Г., Лоскутова М.Ю.,

Новиков С.В., Пименова Ю.А., Рудик В.А., Рябинина Л.С.,

Сейтбекова Е.В., Ульянова Э.Б., Черевадская О.Е.

Редакция выражает благодарность Минфину России, ФНС России, Банку России, Федеральной таможенной службе, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ за неоценимую помощь в подготовке книги "Годовой отчет - 2011".

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет - 2011", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия".

Перед тем как начать работу над книгой, эксперты собрались в редакции журнала "Практическая бухгалтерия" за круглым столом, где провели экспертизу всех изменений и определили, о чем нельзя забыть в новой книге. Руководил заседанием этого круглого стола Владимир Иванович Мещеряков. О чем шел разговор?

- Эксперт: В этом году отчетность для бухгалтеров будет сложной. Изменились не только отчетные формы, но и правила формирования многих отчетных показателей. Без корректировок в учете не обойтись. На что бухгалтерам нужно обратить особое внимание?

- Мещеряков В.И.: Привычные подходы к порядку формирования отдельных статей бухгалтерского баланса больше применять нельзя. Это означает, что перед составлением отчета некоторые счета нужно "почистить". Например, счет 97 "Расходы будущих периодов". С отчетности за 2011 г. в бухгалтерском балансе строки для отражения расходов будущих периодов больше нет. Не секрет, что этот счет использовался бессистемно и порой на нем учитывались существенные суммы. А если сумма существенная, она в балансе не должна быть "безликой". Нужно помочь бухгалтерам разобраться, что можно отражать на 97-м счете, а что нельзя. То есть нужно, как говорится, поднять всю аналитику и навести в ней порядок, учитывая, что упоминание о расходах будущих периодов осталось лишь в нескольких нормативных документах. А это значит, что придется вносить изменения в учетную политику, причем действовать эти изменения должны с 1 января 2011 г. - с вступлением в силу минфиновского Приказа N 186н.

- Э.: Не секрет, что многие не очень дружат с таким понятием, как "оценочные обязательства". Можно ли их не формировать в учете?

- М.: Нет, нельзя. ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" права выбора, формировать или не формировать оценочные обязательства, не дает. Более того, оценочные обязательства должны быть сформированы как на 31 декабря 2011 г., так и на 31 декабря 2010 г. Бухгалтер должен представлять, что это те деньги, которые компания будет обязана выплатить третьим лицам при наступлении некоторых обстоятельств. Это, к примеру, гарантии, выдаваемые компанией, ожидаемые результаты судебных разбирательств. Их рассчитывают по определенной методике. Так, суммы гарантийных обязательств - исходя из объемов, частоты и существенности брака, допускаемого при выпуске тех или иных изделий, по которым фирма предоставляет гарантию покупателям. Что касается судов, то по конкретному делу юридические службы должны представить прогнозируемый исход, размеры возможных санкций. Например, компании грозит штраф в размере 100 000 руб. При этом вероятность того, что дело будет проиграно, высокая. Поэтому оценочное обязательство можно сформировать на полную сумму. Если исход "пятьдесят на пятьдесят" - то на половину.

- Э.: Еще одно нововведение, которое прибавило хлопот бухгалтеру. Это резервы сомнительных долгов. Теперь это не право, а обязанность каждой организации, кроме малых. Каждый долг нужно анализировать и по каждому принимать отдельное решение - создавать под него резерв или нет. При этом нужно исходить из того, что сомнительная задолженность - это та, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в установленный договором срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Считаю, что на практике все не так страшно. Если должник - давний постоянный покупатель и есть уверенность в том, что он свою задолженность погасит, хоть и с просрочкой, резерв можно не начислять. То же и в случае, когда по должнику есть кредиторская задолженность, в счет которой можно провести зачет. Главное - систематически инвентаризировать все задолженности.

Еще в этом году повысили до 40 000 руб. лимит отнесения имущества к амортизируемому. Нет ли и здесь подводных камней?

- М.: Есть. Дело в том, что в налоговом учете применять новый лимит можно было с 1 января этого года. В бухучете - тоже, но известно об этом стало только в конце марта, после опубликования упомянутого Приказа. Из-за этого и возникли проблемы. В течение первого квартала новый лимит применять было нельзя, то есть объекты стоимостью дороже 20 000, но дешевле 40 000 руб., приобретенные с января по март 2011 г., нужно было принимать в состав основных средств, а в налоговом учете - при вводе в эксплуатацию списывать в состав материальных расходов. Результат - налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, списываемые по мере начисления амортизации. После обнародования Приказа многим компаниям придется менять учетную политику и корректировать учет.

- Э.: Еще вопрос по основным средствам - по тем, которые требуют государственной регистрации. Если объект продан, передан по акту покупателю, но не прошел регистрацию, нужно ли продолжать учитывать его на балансе или объект можно списать?

- М.: Здесь важно учесть разницу между "списать с баланса" и "исключить из состава основных средств". Это не одно и то же. Исключить из состава основных средств такой объект можно, но списать с баланса, пока право собственности покупателя еще не зарегистрировано, нельзя. Самое правильное будет перевести имущество на отдельный субсчет счета 45 "Товары отгруженные". Нельзя забыть и об объектах, по которым документы на регистрацию еще не поданы, но они уже эксплуатируются. Начиная с отчетности 2011 г. объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, нужно отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию не поданы. Если они числились на счете 08, их следует перевести на счет 01, субсчет "Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы".

- Э.: Некоторые бухгалтеры иногда испытывают затруднения с учетом нематериальных активов. Их разновидностей много, а идентификация требует хорошего знания гражданского законодательства. И если с компьютерными программами и орграсходами уже более-менее разобрались, то осознать, что же такое, например, "деловая репутация", пока еще сложновато...

- М.: Нематериальный актив - это специфический объект, у него нет материальной формы. Руками можно потрогать диск или книгу, но это не нематериальные активы. К нематериальным активам относят исключительные права на интеллектуальную собственность - на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, например товарный знак. Такие права должны быть подтверждены документами. Что же касается деловой репутации, то в качестве НМА может быть признана только положительная деловая репутация - положительная разница между покупной ценой приобретенного предприятия и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки. А под предприятием подразумевается не юридическое лицо, а такой объект гражданских прав, как имущественный комплекс. Продавец имущественного комплекса свою юридическую самостоятельность не утрачивает. Он всего лишь списывает активы и обязательства, относящиеся к передаваемому комплексу, со своего баланса. Отрицательная деловая репутация единовременно относится на расходы.

- Э.: Нельзя забыть и об исправлении ошибок в учете и отчетности - по правилам ПБУ 22/2010. В некоторых случаях теперь требуется представлять и баланс-"уточненку". Это зависит от того, когда ошибку выявили. Если это произошло между датой подписания и датой утверждения годовой отчетности, ошибку сначала нужно исправить, причем записями по соответствующим бухгалтерским счетам за декабрь отчетного года. Затем нужно заменить уже представленную отчетность по всем адресам, куда ее представили, и не забыть обосновать причину пересмотра.

- М.: Важно не запутаться с датами. Дата подписания - это дата, соответствующая 90-му дню по окончании отчетного года. Дата утверждения - это дата, принятая порядком утверждения отчетности согласно учредительным документам компании.

Если же ошибка выявлена уже после утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год, уточненный баланс делать не нужно. Ошибку нужно исправить в текущем отчетном периоде, также по соответствующим бухгалтерским счетам, но в корреспонденции с 84-м счетом - для существенных ошибок или 91-м - для несущественных. Но об этом уже придется писать в пояснительной записке в следующем отчетном году... Ну а в этом году - работаем над заполнением новых бухгалтерских форм, описываем новые подходы к формированию показателей. За работу, друзья!