НДФЛ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Изменения, внесенные в 2011 г. в НК РФ, коснулись и налога на доходы физических лиц. Отметим наиболее важные из них.

Начиная с 2011 г., налоговые агенты должны самостоятельно разрабатывать формы регистров по налоговому учету, а также порядок отражения в них сведений о выплаченных доходах физическим лицам. Ранее формы и порядок их заполнения разрабатывались Минфином России.

Определены порядок и сроки возврата налога, излишне удержанного агентом. При этом отметим, что НДФЛ, излишне удержанный в связи с приобретением работником статуса налогового резидента, возвращается только налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года.

Уточнен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Также установлен порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2011 г. не облагаются НДФЛ использованные по целевому назначению субсидии на развитие личного подсобного хозяйства, оплаченные путевки, лечение и лекарственные средства за счет средств религиозных, благотворительных и иных некоммерческих организаций. Также не облагаются НДФЛ доходы от реализации акций или долей участия в уставном капитале российских организаций при условии, что они принадлежали владельцу более пяти лет.

В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, по ставке НДФЛ 13% облагаются доходы, полученные участниками этой программы, а также членами их семей, независимо от наличия статуса налогового резидента.

Страховые взносы

В 2011 г. общий размер страховых взносов во внебюджетные фонды вырос и составляет 34%:

- 26% в Пенсионный фонд РФ (с распределением взносов между страховой и накопительной частями трудовой пенсии);

- 2,9% в Фонд социального страхования РФ;

- 2,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 3% процента в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (с 2012 г. все 5,1% "медицинских" взносов нужно перечислять в ФФОМС).

Однако вместе с увеличением размера страховых взносов законодатели расширили перечень плательщиков, которые имеют право применять пониженные тарифы. Так, например, в ближайшие годы действуют пониженные тарифы для организаций, работающих в сфере высоких технологий, в области СМИ, в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг. В частности, резиденты технико-внедренческих ОЭЗ, IT-компании и организации, созданные бюджетными научными учреждениями в 2011 - 2017 гг., будут платить страховые взносы по общей ставке 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%.

Для применения пониженных тарифов к плательщикам страховых взносов установлены жесткие требования. К примеру, у IT-компаний доля доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять не менее 90%. А среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 50 человек. Если установленные требования не выполняются, то организация-плательщик теряет право на пониженный тариф и должна перейти на уплату страховых взносов по общему тарифу 34%.

Предельный заработок одного работника, с которого уплачиваются страховые взносы, в 2010 г. составлял 415 000 руб. В 2011 г. он был проиндексирован и по-прежнему рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода. Размер индексации зависит от роста средней заработной платы и определяется одновременно с конкретным размером предельной величины для начисления страховых взносов Правительством РФ. Полученное значение округляется до полных тысяч рублей. Так, на 2011 г. установлены:

- коэффициент индексации в размере 1,1164;

- предельный заработок для начисления страховых взносов в размере 463 000 руб. (415 000 руб. x 1,1164 = 463 306 руб.; 306 руб. отбрасываются для округления).

Формы отчетности об уплате и исчислении страховых взносов в 2011 г. были изменены, но сдавать их по-прежнему нужно в два внебюджетных фонда - ПФР и ФСС. Отчетность в ПФР в 2011 г. нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). То есть отчетность за 2011 г. должна быть сдана не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г. соответственно. Отчетность в ФСС в 2011 г. нужно сдавать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. То есть не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 г. и 16 января 2012 г. соответственно.

Если среднесписочная численность физических лиц в организации превышает 50 человек, то представлять отчетность в фонды нужно в электронном виде с электронной цифровой подписью. В 2010 г. электронная сдача отчетности касалась меньшего числа плательщиков страховых взносов - со среднесписочной численностью более 100 человек.

Важным новшеством является и то, что вместе с отчетностью в ПФР в 2011 г. организации должны ежеквартально представлять данные персонифицированного учета. В прошлом году плательщикам страховых взносов приходилось это делать в два раза реже.

Изменения, внесенные в 2011 г. в НК РФ, коснулись и налога на доходы физических лиц. Отметим наиболее важные из них.

Начиная с 2011 г., налоговые агенты должны самостоятельно разрабатывать формы регистров по налоговому учету, а также порядок отражения в них сведений о выплаченных доходах физическим лицам. Ранее формы и порядок их заполнения разрабатывались Минфином России.

Определены порядок и сроки возврата налога, излишне удержанного агентом. При этом отметим, что НДФЛ, излишне удержанный в связи с приобретением работником статуса налогового резидента, возвращается только налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года.

Уточнен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Также установлен порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2011 г. не облагаются НДФЛ использованные по целевому назначению субсидии на развитие личного подсобного хозяйства, оплаченные путевки, лечение и лекарственные средства за счет средств религиозных, благотворительных и иных некоммерческих организаций. Также не облагаются НДФЛ доходы от реализации акций или долей участия в уставном капитале российских организаций при условии, что они принадлежали владельцу более пяти лет.

В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, по ставке НДФЛ 13% облагаются доходы, полученные участниками этой программы, а также членами их семей, независимо от наличия статуса налогового резидента.

Страховые взносы

В 2011 г. общий размер страховых взносов во внебюджетные фонды вырос и составляет 34%:

- 26% в Пенсионный фонд РФ (с распределением взносов между страховой и накопительной частями трудовой пенсии);

- 2,9% в Фонд социального страхования РФ;

- 2,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 3% процента в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (с 2012 г. все 5,1% "медицинских" взносов нужно перечислять в ФФОМС).

Однако вместе с увеличением размера страховых взносов законодатели расширили перечень плательщиков, которые имеют право применять пониженные тарифы. Так, например, в ближайшие годы действуют пониженные тарифы для организаций, работающих в сфере высоких технологий, в области СМИ, в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг. В частности, резиденты технико-внедренческих ОЭЗ, IT-компании и организации, созданные бюджетными научными учреждениями в 2011 - 2017 гг., будут платить страховые взносы по общей ставке 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%.

Для применения пониженных тарифов к плательщикам страховых взносов установлены жесткие требования. К примеру, у IT-компаний доля доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять не менее 90%. А среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 50 человек. Если установленные требования не выполняются, то организация-плательщик теряет право на пониженный тариф и должна перейти на уплату страховых взносов по общему тарифу 34%.

Предельный заработок одного работника, с которого уплачиваются страховые взносы, в 2010 г. составлял 415 000 руб. В 2011 г. он был проиндексирован и по-прежнему рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода. Размер индексации зависит от роста средней заработной платы и определяется одновременно с конкретным размером предельной величины для начисления страховых взносов Правительством РФ. Полученное значение округляется до полных тысяч рублей. Так, на 2011 г. установлены:

- коэффициент индексации в размере 1,1164;

- предельный заработок для начисления страховых взносов в размере 463 000 руб. (415 000 руб. x 1,1164 = 463 306 руб.; 306 руб. отбрасываются для округления).

Формы отчетности об уплате и исчислении страховых взносов в 2011 г. были изменены, но сдавать их по-прежнему нужно в два внебюджетных фонда - ПФР и ФСС. Отчетность в ПФР в 2011 г. нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). То есть отчетность за 2011 г. должна быть сдана не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г. соответственно. Отчетность в ФСС в 2011 г. нужно сдавать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. То есть не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 г. и 16 января 2012 г. соответственно.

Если среднесписочная численность физических лиц в организации превышает 50 человек, то представлять отчетность в фонды нужно в электронном виде с электронной цифровой подписью. В 2010 г. электронная сдача отчетности касалась меньшего числа плательщиков страховых взносов - со среднесписочной численностью более 100 человек.

Важным новшеством является и то, что вместе с отчетностью в ПФР в 2011 г. организации должны ежеквартально представлять данные персонифицированного учета. В прошлом году плательщикам страховых взносов приходилось это делать в два раза реже.