ИЗМЕНЕНИЯ-2012

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

В течение 2011 г. законодатели приняли ряд поправок в Налоговый кодекс. Они были введены Федеральными законами от 18 июля 2011 г. N N 227-ФЗ, 239-ФЗ, 235-ФЗ, 218-ФЗ, от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ, от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ, от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ, от 7 июня 2011 г. N 132-ФЗ, от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ. Часть из них уже вступила в силу - с 1 октября 2011 г. действуют корректировочные счета-фактуры. Другая начнет действовать с 2012 г. С этой даты НК РФ ждут еще более масштабные изменения, такие как новые правила определения рыночных цен в целях налогообложения, учет расходов на НИОКР и другие.

Изменения в части первой НК РФ

Масштабным изменениям часть первая НК РФ обязана Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ. Этот документ наделал много шума в бухгалтерском сообществе. Рассмотрим нововведения.

Общие положения

Минфин России теперь вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налоговым органам (ст. 34.2 НК РФ).

На данный момент Минфин России вправе давать письменные разъяснения только непосредственно налогоплательщикам и налоговым агентам. А ФНС России доводит до нижестоящих инспекций позицию финансистов. Или не доводит. Например, когда имеет свое мнение по этому поводу. Теперь ситуация должна измениться. Минфин России напрямую будет доводить свою точку зрения до инспекторов, а те - ее придерживаться. На наш взгляд, это новшество скажется на ситуации с разъяснениями только лучшим образом. Так как по конкретному вопросу будет единая позиция.

Расширен перечень случаев для взыскания налога в судебном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ). Это будет возможно в случае, когда обязанность по уплате налога возникла по результатам налоговых проверок и связана с полнотой исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. В действующей редакции исключительно судебное взыскание производится в трех случаях: с организаций, которым открыт лицевой счет; с материнских компаний при погашении долгов дочерних и наоборот; с налогоплательщиков при переквалификации налоговиками сделок.

Принципы определения цены

Следующее новшество связано с применением рыночных цен, понятием взаимозависимости и контролем за сделками между такими лицами и т.д. Все вместе это называется трансфертное ценообразование.

Во-первых, п. п. 6 и 7 ст. 38 НК РФ дополнены понятиями идентичных и однородных товаров. В целях налогообложения идентичными признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак. При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

К однородным товарам НК РФ относит товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При этом учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Во-вторых, в Кодексе появятся новые гл. 14.1 - 14.6, посвященные:

- взаимозависимым лицам и порядку определения доли участия одной организации в другой или физического лица в организации;

- общим положениям о ценах и налогообложении, информации, используемой при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;

- методам, используемым при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;

- контролируемым сделкам, подготовке и представлению документации в целях налогового контроля, уведомлению о контролируемых сделках;

- налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

- соглашению о ценообразовании для целей налогообложения.

В действующей редакции определению взаимозависимости отведена одна норма - ст. 20 НК РФ. В ней прописано всего три основания признания лиц взаимозависимыми: участие одной организации в другой с долей более 20%, подчиненность физических лиц по служебному положению, родственные связи согласно Семейному кодексу. По иным основаниям взаимозависимость может установить только суд.

В новой редакции НК РФ взаимозависимыми признаются:

- организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

- организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

- организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

- организации, где единоличные исполнительные органы или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица;

- организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

- организация и директор;

- организации, где учредитель является и директором;

- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

- физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Право суда на установление взаимозависимости законодатели оставили, но с оговоркой. Это возможно, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и результаты сделок между ними.

Принципам определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения в прежней редакции Кодекса посвящена ст. 40 НК РФ, которая имеет ряд проблем и пробелов с точки зрения правоприменительной практики. Законодатели посчитали нужным досконально прописать порядок ценообразования, налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами, особенности признания цен рыночными.

Для этих целей в Кодекс введены такие понятия, как сопоставимость сделок и финансовых условий, а также подробно расписаны методы, которые нужно использовать для определения прибыли для целей налогообложения между взаимозависимыми лицами. К таким методам отнесены:

- финансовые показатели и интервал рентабельности;

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Общие же положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами приведены в ст. 105.3 НК РФ. Они состоят в том, что в случае, если сделка проводится между взаимозависимыми лицами и цена отклоняется от рыночной, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Более того, если по результатам проверки будет выявлено занижение сумм налогов, инспекторы вправе произвести корректировки соответствующих налоговых баз.

Важно. Отметим, что в других нормах НК РФ отсыл к ст. 40 заменили ссылкой на новую ст. 105.3. Что это означает? Во-первых, ст. 40 будет применяться только к правоотношениям, возникшим до 1 января 2012 г. Во-вторых, с указанной даты все цены для целей налогообложения нужно определять с учетом именно этой статьи. Это касается, в частности, ст. 154 НК РФ, которая устанавливает порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг); п. 4 ст. 161 НК РФ, где установлены особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами и др.

Новшеством является и ст. 129.4 НК РФ. Она устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Минимальный штраф за данное правонарушение составит 30 000 руб.

Налог на добавленную стоимость

Изменений, которые произойдут в гл. 21 НК РФ, посвященной налогу на добавленную стоимость, с 2012 г. будет немного.

Во-первых, после этой даты не признается объектом по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Это новшество связано с совершенствованием правового регулирования бюджетных учреждений.

Во-вторых, отменено требование о наличии у банка, предоставляющего банковскую гарантию, зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 млн руб. Установлено, что банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 5 дней с момента подачи декларации. Налоговый орган обязали направлять в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии. Срок - не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, представившему гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений (ст. 176.1 НК РФ).

Акцизы

В связи с внесением изменений в Федеральные законы "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" корректировке подверглась гл. 22 НК РФ, посвященная акцизам. Так, расширен перечень подакцизных виноматериалов. В него включены виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло. Установлено, что подакцизной алкогольной продукцией является алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, игристое вино (шампанское), пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента (п. 1 ст. 181 НК РФ)).

Утратила силу норма, устанавливающая, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Налог на доходы физических лиц

Ощутимые изменения по НДФЛ произошли с 2011 г. Так, были пересмотрены обязанности налоговых агентов, выпущена новая справка 2-НДФЛ, изменен перерасчет налога для иностранцев, приобретающих статус резидента и др. С 2012 г. изменения в гл. 23 Налогового кодекса не носят столь глобальный характер. Но они есть.

Необлагаемые выплаты

Перечень выплат, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. С 1 января 2012 г. в него войдут следующие виды выплат:

- выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности (п. 3.1 ст. 217 НК РФ);

- суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (п. 8.2 ст. 217 НК РФ).

При этом из необлагаемых исключены единовременные выплаты налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями).

Порядок представления 2-НДФЛ

Сведения о доходах физических лиц за 2011 г. нужно представить не позднее 1 апреля 2012 г. по форме 2-НДФЛ. Форма справки утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. Налоговые агенты должны сдать сведения в налоговый орган по месту своего учета.

Сведения о доходах физических лиц - работников обособленного подразделения должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения такого обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 03-04-06/3-229).

С 2012 г. п. 2 ст. 230 НК РФ установлено, что сведения о доходах физических лиц все налоговые агенты представляют в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. На бумажных носителях такие сведения можно представлять, только если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, составляет до 10 человек.

Налог на прибыль

Самыми масштабными изменениями в исчислении налога на прибыль в 2012 г. являются изменения в части учета расходов на НИОКР.

Расходы на НИОКР

С одной стороны, законодатели более детально прописали положения, касающиеся конкретных расходов, которые относятся к затратам на НИОКР, чем, на наш взгляд, убрали почву для споров.

С другой стороны, обязали бухгалтеров вести специальные налоговые регистры для отражения полной информации по расходам на научно-исследовательские работы. Остановимся на них подробнее.

В новой редакции изложена ст. 262 НК РФ. В ее новой редакции 11 пунктов вместо прежних пяти. Норма расширена за счет:

- введения перечня расходов на НИОКР (к ним относятся суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, расходы на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР; некоторые материальные расходы, другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, стоимость работ по определенным видам договоров; отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности);

- установления условий для признания указанных расходов в составе затрат на НИОКР;

- переходных положений для расходов на некоторые виды НИОКР, начатых до 1 января 2012 г.

Введена новая норма, регулирующая порядок формирования резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 267.2 НК РФ).

Решение о создании такого резерва налогоплательщик принимает самостоятельно на основании разработанных и утвержденных им программ проведения НИОКР и закрепляет в учетной политике. Более того, этот резерв можно создавать на срок реализации каждой утвержденной программы. Однако он не может превышать двух лет. Срок создания резерва также нужно закрепить в учетной политике.

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной программы проведения исследований и разработок. В ст. 267.2 НК РФ установлена формула для предельной суммы отчислений в резервы, которую превышать нельзя. Если сумма резерва окажется меньше фактических расходов, разница учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР.

Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20 процентов от суммы доходов отчетного (налогового) периода. При этом если налогоплательщиком резерв сформирован с учетом расходов, планируемых осуществлять по нескольким сметам, то он вправе самостоятельно в налоговом учете распределять сумму отчислений в резерв между этими сметами. Сумму отчислений в резерв бухгалтер должен включить в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не полностью использованный резерв, как и все остальные налоговые резервы, нужно восстановить в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления. С этой целью были внесены изменения в пп. 39.3 п. 1 ст. 264 НК РФ. Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расширен за счет расходов на формирование в порядке, установленном ст. 267.2 НК РФ, резервов предстоящих расходов на НИОКР.

Определены особенности применения нелинейного метода амортизации для объектов, используемых в осуществлении НИОКР. По таким объектам следует формировать подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп вести отдельно.

Бухгалтерам необходимо вести налоговый учет расходов на НИОКР по специально установленным правилам - ст. 332.1 НК РФ. Они состоят в том, что в аналитическом учете сумма расходов формируется с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных затрат. Включая те виды расходов, которые установлены новой редакцией НК РФ. Данные регистров налогового учета должны содержать определенную информацию о суммах расходов:

- с учетом группировки по видам работ (договорам);

- по статьям расходов (амортизация объектов основных средств, амортизация объектов нематериальных активов, оплата труда работников, материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР по каждому виду научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, выполняемых собственными силами);

- в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- за период, погашенных за счет резерва;

- давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода;

- давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода с применением коэффициента 1,5.

Иные изменения

Помимо озвученных выше поправок в гл. 25 НК РФ внесли и иные изменения.

В частности, уточнено, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, определяется при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика не только перед российскими организациями, но и перед иностранными.

Расширен перечень прочих и внереализационных расходов и доходов.

С 2012 г. к прочим относятся также доходы в виде сумм корректировки прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным ст. ст. 105.12 и 105.13 НК РФ.

В прочие расходы включают:

- расходы, связанные с внедрением (а не совершенствованием) технологий производства, а также методов организации производства и управления;

- расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР;

- расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Во внереализационные расходы войдут расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях". А вот отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ, в целях налога на прибыль учитываться не будут (п. 45 ст. 270 НК РФ).

При налогообложении доходов иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, нужно учитывать, что если ее предпринимательская деятельность приводит к возникновению на территории РФ постоянного представительства, то определение его облагаемых доходов производится с учетом выполняемых у нас функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Все это влияет на распределение доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством (ст. 307 НК РФ).

В течение 2011 г. законодатели приняли ряд поправок в Налоговый кодекс. Они были введены Федеральными законами от 18 июля 2011 г. N N 227-ФЗ, 239-ФЗ, 235-ФЗ, 218-ФЗ, от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ, от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ, от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ, от 7 июня 2011 г. N 132-ФЗ, от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ. Часть из них уже вступила в силу - с 1 октября 2011 г. действуют корректировочные счета-фактуры. Другая начнет действовать с 2012 г. С этой даты НК РФ ждут еще более масштабные изменения, такие как новые правила определения рыночных цен в целях налогообложения, учет расходов на НИОКР и другие.

Изменения в части первой НК РФ

Масштабным изменениям часть первая НК РФ обязана Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ. Этот документ наделал много шума в бухгалтерском сообществе. Рассмотрим нововведения.

Общие положения

Минфин России теперь вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налоговым органам (ст. 34.2 НК РФ).

На данный момент Минфин России вправе давать письменные разъяснения только непосредственно налогоплательщикам и налоговым агентам. А ФНС России доводит до нижестоящих инспекций позицию финансистов. Или не доводит. Например, когда имеет свое мнение по этому поводу. Теперь ситуация должна измениться. Минфин России напрямую будет доводить свою точку зрения до инспекторов, а те - ее придерживаться. На наш взгляд, это новшество скажется на ситуации с разъяснениями только лучшим образом. Так как по конкретному вопросу будет единая позиция.

Расширен перечень случаев для взыскания налога в судебном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ). Это будет возможно в случае, когда обязанность по уплате налога возникла по результатам налоговых проверок и связана с полнотой исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. В действующей редакции исключительно судебное взыскание производится в трех случаях: с организаций, которым открыт лицевой счет; с материнских компаний при погашении долгов дочерних и наоборот; с налогоплательщиков при переквалификации налоговиками сделок.

Принципы определения цены

Следующее новшество связано с применением рыночных цен, понятием взаимозависимости и контролем за сделками между такими лицами и т.д. Все вместе это называется трансфертное ценообразование.

Во-первых, п. п. 6 и 7 ст. 38 НК РФ дополнены понятиями идентичных и однородных товаров. В целях налогообложения идентичными признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак. При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

К однородным товарам НК РФ относит товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При этом учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Во-вторых, в Кодексе появятся новые гл. 14.1 - 14.6, посвященные:

- взаимозависимым лицам и порядку определения доли участия одной организации в другой или физического лица в организации;

- общим положениям о ценах и налогообложении, информации, используемой при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;

- методам, используемым при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;

- контролируемым сделкам, подготовке и представлению документации в целях налогового контроля, уведомлению о контролируемых сделках;

- налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

- соглашению о ценообразовании для целей налогообложения.

В действующей редакции определению взаимозависимости отведена одна норма - ст. 20 НК РФ. В ней прописано всего три основания признания лиц взаимозависимыми: участие одной организации в другой с долей более 20%, подчиненность физических лиц по служебному положению, родственные связи согласно Семейному кодексу. По иным основаниям взаимозависимость может установить только суд.

В новой редакции НК РФ взаимозависимыми признаются:

- организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

- организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

- организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

- организации, где единоличные исполнительные органы или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица;

- организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

- организация и директор;

- организации, где учредитель является и директором;

- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

- физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Право суда на установление взаимозависимости законодатели оставили, но с оговоркой. Это возможно, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и результаты сделок между ними.

Принципам определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения в прежней редакции Кодекса посвящена ст. 40 НК РФ, которая имеет ряд проблем и пробелов с точки зрения правоприменительной практики. Законодатели посчитали нужным досконально прописать порядок ценообразования, налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами, особенности признания цен рыночными.

Для этих целей в Кодекс введены такие понятия, как сопоставимость сделок и финансовых условий, а также подробно расписаны методы, которые нужно использовать для определения прибыли для целей налогообложения между взаимозависимыми лицами. К таким методам отнесены:

- финансовые показатели и интервал рентабельности;

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Общие же положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами приведены в ст. 105.3 НК РФ. Они состоят в том, что в случае, если сделка проводится между взаимозависимыми лицами и цена отклоняется от рыночной, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Более того, если по результатам проверки будет выявлено занижение сумм налогов, инспекторы вправе произвести корректировки соответствующих налоговых баз.

Важно. Отметим, что в других нормах НК РФ отсыл к ст. 40 заменили ссылкой на новую ст. 105.3. Что это означает? Во-первых, ст. 40 будет применяться только к правоотношениям, возникшим до 1 января 2012 г. Во-вторых, с указанной даты все цены для целей налогообложения нужно определять с учетом именно этой статьи. Это касается, в частности, ст. 154 НК РФ, которая устанавливает порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг); п. 4 ст. 161 НК РФ, где установлены особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами и др.

Новшеством является и ст. 129.4 НК РФ. Она устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Минимальный штраф за данное правонарушение составит 30 000 руб.

Налог на добавленную стоимость

Изменений, которые произойдут в гл. 21 НК РФ, посвященной налогу на добавленную стоимость, с 2012 г. будет немного.

Во-первых, после этой даты не признается объектом по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Это новшество связано с совершенствованием правового регулирования бюджетных учреждений.

Во-вторых, отменено требование о наличии у банка, предоставляющего банковскую гарантию, зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 млн руб. Установлено, что банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 5 дней с момента подачи декларации. Налоговый орган обязали направлять в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии. Срок - не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, представившему гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений (ст. 176.1 НК РФ).

Акцизы

В связи с внесением изменений в Федеральные законы "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" корректировке подверглась гл. 22 НК РФ, посвященная акцизам. Так, расширен перечень подакцизных виноматериалов. В него включены виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло. Установлено, что подакцизной алкогольной продукцией является алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, игристое вино (шампанское), пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента (п. 1 ст. 181 НК РФ)).

Утратила силу норма, устанавливающая, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Налог на доходы физических лиц

Ощутимые изменения по НДФЛ произошли с 2011 г. Так, были пересмотрены обязанности налоговых агентов, выпущена новая справка 2-НДФЛ, изменен перерасчет налога для иностранцев, приобретающих статус резидента и др. С 2012 г. изменения в гл. 23 Налогового кодекса не носят столь глобальный характер. Но они есть.

Необлагаемые выплаты

Перечень выплат, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. С 1 января 2012 г. в него войдут следующие виды выплат:

- выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности (п. 3.1 ст. 217 НК РФ);

- суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (п. 8.2 ст. 217 НК РФ).

При этом из необлагаемых исключены единовременные выплаты налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями).

Порядок представления 2-НДФЛ

Сведения о доходах физических лиц за 2011 г. нужно представить не позднее 1 апреля 2012 г. по форме 2-НДФЛ. Форма справки утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. Налоговые агенты должны сдать сведения в налоговый орган по месту своего учета.

Сведения о доходах физических лиц - работников обособленного подразделения должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения такого обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 03-04-06/3-229).

С 2012 г. п. 2 ст. 230 НК РФ установлено, что сведения о доходах физических лиц все налоговые агенты представляют в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. На бумажных носителях такие сведения можно представлять, только если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, составляет до 10 человек.

Налог на прибыль

Самыми масштабными изменениями в исчислении налога на прибыль в 2012 г. являются изменения в части учета расходов на НИОКР.

Расходы на НИОКР

С одной стороны, законодатели более детально прописали положения, касающиеся конкретных расходов, которые относятся к затратам на НИОКР, чем, на наш взгляд, убрали почву для споров.

С другой стороны, обязали бухгалтеров вести специальные налоговые регистры для отражения полной информации по расходам на научно-исследовательские работы. Остановимся на них подробнее.

В новой редакции изложена ст. 262 НК РФ. В ее новой редакции 11 пунктов вместо прежних пяти. Норма расширена за счет:

- введения перечня расходов на НИОКР (к ним относятся суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, расходы на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР; некоторые материальные расходы, другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, стоимость работ по определенным видам договоров; отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности);

- установления условий для признания указанных расходов в составе затрат на НИОКР;

- переходных положений для расходов на некоторые виды НИОКР, начатых до 1 января 2012 г.

Введена новая норма, регулирующая порядок формирования резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 267.2 НК РФ).

Решение о создании такого резерва налогоплательщик принимает самостоятельно на основании разработанных и утвержденных им программ проведения НИОКР и закрепляет в учетной политике. Более того, этот резерв можно создавать на срок реализации каждой утвержденной программы. Однако он не может превышать двух лет. Срок создания резерва также нужно закрепить в учетной политике.

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной программы проведения исследований и разработок. В ст. 267.2 НК РФ установлена формула для предельной суммы отчислений в резервы, которую превышать нельзя. Если сумма резерва окажется меньше фактических расходов, разница учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР.

Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20 процентов от суммы доходов отчетного (налогового) периода. При этом если налогоплательщиком резерв сформирован с учетом расходов, планируемых осуществлять по нескольким сметам, то он вправе самостоятельно в налоговом учете распределять сумму отчислений в резерв между этими сметами. Сумму отчислений в резерв бухгалтер должен включить в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не полностью использованный резерв, как и все остальные налоговые резервы, нужно восстановить в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления. С этой целью были внесены изменения в пп. 39.3 п. 1 ст. 264 НК РФ. Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расширен за счет расходов на формирование в порядке, установленном ст. 267.2 НК РФ, резервов предстоящих расходов на НИОКР.

Определены особенности применения нелинейного метода амортизации для объектов, используемых в осуществлении НИОКР. По таким объектам следует формировать подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп вести отдельно.

Бухгалтерам необходимо вести налоговый учет расходов на НИОКР по специально установленным правилам - ст. 332.1 НК РФ. Они состоят в том, что в аналитическом учете сумма расходов формируется с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных затрат. Включая те виды расходов, которые установлены новой редакцией НК РФ. Данные регистров налогового учета должны содержать определенную информацию о суммах расходов:

- с учетом группировки по видам работ (договорам);

- по статьям расходов (амортизация объектов основных средств, амортизация объектов нематериальных активов, оплата труда работников, материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР по каждому виду научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, выполняемых собственными силами);

- в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- за период, погашенных за счет резерва;

- давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода;

- давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода с применением коэффициента 1,5.

Иные изменения

Помимо озвученных выше поправок в гл. 25 НК РФ внесли и иные изменения.

В частности, уточнено, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, определяется при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика не только перед российскими организациями, но и перед иностранными.

Расширен перечень прочих и внереализационных расходов и доходов.

С 2012 г. к прочим относятся также доходы в виде сумм корректировки прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным ст. ст. 105.12 и 105.13 НК РФ.

В прочие расходы включают:

- расходы, связанные с внедрением (а не совершенствованием) технологий производства, а также методов организации производства и управления;

- расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР;

- расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Во внереализационные расходы войдут расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях". А вот отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ, в целях налога на прибыль учитываться не будут (п. 45 ст. 270 НК РФ).

При налогообложении доходов иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, нужно учитывать, что если ее предпринимательская деятельность приводит к возникновению на территории РФ постоянного представительства, то определение его облагаемых доходов производится с учетом выполняемых у нас функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Все это влияет на распределение доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством (ст. 307 НК РФ).