ГЛАВА 2.4. ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.4.1. ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В единую систему федеральной таможенной службы Российской Федерации помимо таможенных органов входят также предприятия, организации и учреждения таможенной службы, основное назначение которых — создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них задач и функций. Все они объединяются единым понятием — организации таможенной службы.
Правовую основу для создания и деятельности организаций таможенной службы составляет Таможенный кодекс РФ, в ст. 9 сказано, что для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ГТК России создает таможенные лаборатории; в целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования, а также — вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению стоящих перед таможенными органами задач. ГТК России совместно с другими компетентными таможенными органами принимают решения о создании, реорганизации или ликвидации тех или иных организаций таможенной службы, определяют профиль их деятельности, утверждают уставы и положения о них, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей и осуществляют общее и оперативное управление их деятельностью.
Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях с системе таможенной службы действует целый ряд таможенных лабораторий во главе с Центральной таможенной лабораторией (ЦТЛ).
ЦТЛ является головной экспертно-исследовательской организацией таможенной службы, непосредственно подчиняется ГТК России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразделениями.
Основными задачами ЦТЛ являются: организация и совершенствование экспертного обеспечения в сфере таможенного дела; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью таможенных лабораторий; совершенствование правового регулирования и методического обеспечения деятельности таможенных лабораторий; обеспечение таможенных лабораторий лабораторным химико-аналитическим оборудованием; организация и проведение прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.
В соответствии с возложенными на нее задачами ЦТЛ выполняет следующие основные функции:
• проводит по решениям таможенных органов экспертизы и исследования товаров, по результатам которых дает заключения (справки), а также оказывает таможенным органам помощь в организации экспертиз, взятии проб и образцов товаров, других действиях, связанных с производством ими исследований и экспертиз;
• обеспечивает проведение таможенными лабораториями экспертиз и исследований товаров в таможенных целях;
• совместно со структурными подразделениями ГТК России разрабатывает и внедряет технологии взятия проб и образцов товаров, осуществляет мероприятия по организации и совершенствованию взаимодействия таможенных лабораторий с таможенными органами;
• анализирует и обобщает формы и методы проведения экспертиз и исследований товаров таможенными органами, а также результаты проведенных экспертиз и исследований;
• готовит проекты нормативных актов ГТК России по вопросам деятельности таможенных лабораторий, порядка их взаимодействия с таможенными органами, а также по вопросам организации и проведения экспертиз и исследований товаров;
• проводит экспертизы и исследования сильнодействующих, ядовитых веществ, наркотических средств, лекарств, биологического и химического сырья, используемых для производства наркотиков, участвуя в работе таможенных органов по борьбе с их незаконным оборотом;
• осуществляет в порядке, определяемом ГТК России, информирование и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию ЦТЛ, а также выполняет ряд иных функций.
ЦТЛ вправе привлекать к проведению экспертиз товаров ведущих специалистов других министерств и ведомств, а на базе их специализированных лабораторий — организовывать исследований различных характеристик веществ и материалов. Результаты исследований и экспертиз, проведенных ЦТЛ, являются окончательными для всех таможенных органов Российской Федерации.
ЦТЛ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и иных кредитных организациях. Имущество, находящееся в оперативном управлении ЦТЛ, является федеральной собственностью.
Помимо ЦТЛ в таможенной системе действует также целый ряд региональных таможенных лабораторий (например, Южная (бывшая Северо-Кавказская) таможенная лаборатория в г. Ростове-на-Дону и др.), которые как и ЦТЛ являются экспертно-исследовательскими организациями ГТК России. Таможенные лаборатории обладают статусом юридического лица, имеют самостоятельный баланс, печати, а также текущие счета по федеральному бюджету и спецсредствам. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенных лабораторий осуществляет ГТК России по представлению начальника ЦТЛ, согласованному с управлением, в регионе деятельности которого таможенная лаборатория расположена.
Задачами таможенных лабораторий являются: организация экспертного обеспечения таможенных органов, в регионе деятельности которых они расположены; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; методическая помощь подразделениям таможенных органов в вопросах использования методов и средств экспертного обеспечения; участие в проведении прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.
Функции таможенных лабораторий производны от функций ЦТЛ и направлены на решение стоящих перед ними задач. Стоит лишь отметить, что наряду со своей основной деятельностью, заключающейся в производстве всевозможных экспертиз по поручениям и постановлениям таможенных органов, таможенные лаборатории в соответствии с утвержденным Приказом ГТК России от 10 июля 1996 г. № 426 Положением о таможенной лаборатории вправе также производить по договорам подряда экспертизы по поручениям и постановлением иных правоохранительных и судебных органов по уголовным, гражданским и административным делам, а также — по обращения других государственных органов, организаций, предпринимателей и граждан. Вместе с тем, использование такой работы допускается лишь в тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве экспертиз, назначаемых таможенными органами.
Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и повышения эффективности работы таможенных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в структуре ГТК России создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) — государственное учреждение, действующее на основе устава о нем, утвержденного Председателем ГТК. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения и вычислительного центра.
Основными задачами и функциями ГНИВЦ являются: создание, внедрение и эксплуатация ЕАИС таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности, в частности, сбор и автоматизированная обработка исходной информации ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; внедрение и машинное ведение системы классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых классификаторов. Кроме того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за ходом проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов, предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических средств таможенного контроля, а также совместно с учебными заведениями ГТК России проводит обучение специалистов таможенных органов по работе на автоматизированных рабочих местах и компонентах ЕАИС, на средствах вычислительной техники и аппаратуре передачи данных.
Находясь в непосредственном подчинении ГТК России, ГНИВЦ обладает значительной хозяйственной самостоятельностью, а именно: обладает правами юридического лица со всеми присущими ему атрибутами (самостоятельный баланс, гербовая печать, расчетный счет и пр.), не отвечает по обязательствам ГТК России (как, впрочем, и наоборот), действует на основе хозрасчета и самофинансирования и обладает правом полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом.
Вот уже более пяти лет в системе ГТК России действует специализированное учебное заведение — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», а также три ее филиала: в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону и во Владивостоке.
Российская таможенная академия (РТА) является ведущим в России учебно-методическим, научным и информационно-аналитическим центром по решению проблем, связанных с деятельностью таможенной системы. Ее создание имеет свою историю. Так, еще 10 января 1989 г. решением Совета Министров СССР в системе таможенных органов был создан Институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников таможенных учреждений Главного управления государственного таможенного контроля СССР, в котором только в год его открытия прошло обучение около трех тысяч слушателей.
Время шло. Союз ССР распался. С распадом Союза, образованием на его месте ряда независимых государств, появлением у России на месте бывших административных границ с другими республиками СССР границ государственных, переходом экономики обновленной России на условия рыночных отношений, последовавшей за этим либерализацией внешнеэкономической деятельности и рядом иных факторов в середине 90-х годов в стране назрела объективная необходимость в подготовке таможенников-профессионалов, способных оперативно и грамотно решать задачи по наполнению государственного бюджета в период становления рыночных отношений, по обеспечению экономической безопасности государства, по осуществлению возложенных на таможенные органы правоохранительных функций, а также осуществлять иные меры по реализации таможенной политики Российской Федерации. В этой связи в целях подготовки высококвалифицированных специалистов таможенных органов Российской Федерации и проведения научных исследований в области таможенного дела Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 940 была создана Российская таможенная академия.
ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» действует на основе утвержденного Приказом ГТК России от 14 апреля 1994 г. Устава таможенной академии, в котором, в частности сказано, что РТА в системе учебных заведений и научных учреждений ГТК России является головным учебным заведением, реализующим программы высшего профессионального образования, а также головным научным учреждением в области исследования проблем таможенного дела. Обучение в академии осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формах на трех факультетах: экономическом, юридическом и факультете таможенного дела. Срок обучения три г. для сотрудников таможенных органов, находящихся на высших, главных и ведущих должностях в таможенной системе, имеющих высшее образование и обучающихся по очно-заочной форме, пять и шесть лет — для лиц со средним образованием, обучающихся по очной и заочной форме обучения соответственно.
В рамках переподготовки кадров таможенной системы и повышения их квалификации в РТА проводятся также курсы и семинары по проблемам таможенной практики, кадровой политики, экономики, управления и другим темам. Ежегодно проводится около 130 таких курсов и семинаров с участием в них более 3600 сотрудников таможенных органов.
Кроме описанных выше, в системе ГТК России действует еще целый ряд других организаций таможенной службы, но рассматривать их подробно нет необходимости. Стоит лишь еще раз подчеркнуть, что основная цель их создания и деятельности — обеспечение решения таможенными органами поставленных перед ними задач по регулированию общественных отношений в сфере таможенного дела.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.4.1. ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В единую систему федеральной таможенной службы Российской Федерации помимо таможенных органов входят также предприятия, организации и учреждения таможенной службы, основное назначение которых — создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них задач и функций. Все они объединяются единым понятием — организации таможенной службы.
Правовую основу для создания и деятельности организаций таможенной службы составляет Таможенный кодекс РФ, в ст. 9 сказано, что для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ГТК России создает таможенные лаборатории; в целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования, а также — вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению стоящих перед таможенными органами задач. ГТК России совместно с другими компетентными таможенными органами принимают решения о создании, реорганизации или ликвидации тех или иных организаций таможенной службы, определяют профиль их деятельности, утверждают уставы и положения о них, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей и осуществляют общее и оперативное управление их деятельностью.
Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях с системе таможенной службы действует целый ряд таможенных лабораторий во главе с Центральной таможенной лабораторией (ЦТЛ).
ЦТЛ является головной экспертно-исследовательской организацией таможенной службы, непосредственно подчиняется ГТК России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразделениями.
Основными задачами ЦТЛ являются: организация и совершенствование экспертного обеспечения в сфере таможенного дела; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью таможенных лабораторий; совершенствование правового регулирования и методического обеспечения деятельности таможенных лабораторий; обеспечение таможенных лабораторий лабораторным химико-аналитическим оборудованием; организация и проведение прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.
В соответствии с возложенными на нее задачами ЦТЛ выполняет следующие основные функции:
• проводит по решениям таможенных органов экспертизы и исследования товаров, по результатам которых дает заключения (справки), а также оказывает таможенным органам помощь в организации экспертиз, взятии проб и образцов товаров, других действиях, связанных с производством ими исследований и экспертиз;
• обеспечивает проведение таможенными лабораториями экспертиз и исследований товаров в таможенных целях;
• совместно со структурными подразделениями ГТК России разрабатывает и внедряет технологии взятия проб и образцов товаров, осуществляет мероприятия по организации и совершенствованию взаимодействия таможенных лабораторий с таможенными органами;
• анализирует и обобщает формы и методы проведения экспертиз и исследований товаров таможенными органами, а также результаты проведенных экспертиз и исследований;
• готовит проекты нормативных актов ГТК России по вопросам деятельности таможенных лабораторий, порядка их взаимодействия с таможенными органами, а также по вопросам организации и проведения экспертиз и исследований товаров;
• проводит экспертизы и исследования сильнодействующих, ядовитых веществ, наркотических средств, лекарств, биологического и химического сырья, используемых для производства наркотиков, участвуя в работе таможенных органов по борьбе с их незаконным оборотом;
• осуществляет в порядке, определяемом ГТК России, информирование и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию ЦТЛ, а также выполняет ряд иных функций.
ЦТЛ вправе привлекать к проведению экспертиз товаров ведущих специалистов других министерств и ведомств, а на базе их специализированных лабораторий — организовывать исследований различных характеристик веществ и материалов. Результаты исследований и экспертиз, проведенных ЦТЛ, являются окончательными для всех таможенных органов Российской Федерации.
ЦТЛ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и иных кредитных организациях. Имущество, находящееся в оперативном управлении ЦТЛ, является федеральной собственностью.
Помимо ЦТЛ в таможенной системе действует также целый ряд региональных таможенных лабораторий (например, Южная (бывшая Северо-Кавказская) таможенная лаборатория в г. Ростове-на-Дону и др.), которые как и ЦТЛ являются экспертно-исследовательскими организациями ГТК России. Таможенные лаборатории обладают статусом юридического лица, имеют самостоятельный баланс, печати, а также текущие счета по федеральному бюджету и спецсредствам. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенных лабораторий осуществляет ГТК России по представлению начальника ЦТЛ, согласованному с управлением, в регионе деятельности которого таможенная лаборатория расположена.
Задачами таможенных лабораторий являются: организация экспертного обеспечения таможенных органов, в регионе деятельности которых они расположены; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; методическая помощь подразделениям таможенных органов в вопросах использования методов и средств экспертного обеспечения; участие в проведении прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.
Функции таможенных лабораторий производны от функций ЦТЛ и направлены на решение стоящих перед ними задач. Стоит лишь отметить, что наряду со своей основной деятельностью, заключающейся в производстве всевозможных экспертиз по поручениям и постановлениям таможенных органов, таможенные лаборатории в соответствии с утвержденным Приказом ГТК России от 10 июля 1996 г. № 426 Положением о таможенной лаборатории вправе также производить по договорам подряда экспертизы по поручениям и постановлением иных правоохранительных и судебных органов по уголовным, гражданским и административным делам, а также — по обращения других государственных органов, организаций, предпринимателей и граждан. Вместе с тем, использование такой работы допускается лишь в тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве экспертиз, назначаемых таможенными органами.
Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и повышения эффективности работы таможенных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в структуре ГТК России создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) — государственное учреждение, действующее на основе устава о нем, утвержденного Председателем ГТК. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения и вычислительного центра.
Основными задачами и функциями ГНИВЦ являются: создание, внедрение и эксплуатация ЕАИС таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности, в частности, сбор и автоматизированная обработка исходной информации ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; внедрение и машинное ведение системы классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых классификаторов. Кроме того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за ходом проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов, предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических средств таможенного контроля, а также совместно с учебными заведениями ГТК России проводит обучение специалистов таможенных органов по работе на автоматизированных рабочих местах и компонентах ЕАИС, на средствах вычислительной техники и аппаратуре передачи данных.
Находясь в непосредственном подчинении ГТК России, ГНИВЦ обладает значительной хозяйственной самостоятельностью, а именно: обладает правами юридического лица со всеми присущими ему атрибутами (самостоятельный баланс, гербовая печать, расчетный счет и пр.), не отвечает по обязательствам ГТК России (как, впрочем, и наоборот), действует на основе хозрасчета и самофинансирования и обладает правом полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом.
Вот уже более пяти лет в системе ГТК России действует специализированное учебное заведение — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», а также три ее филиала: в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону и во Владивостоке.
Российская таможенная академия (РТА) является ведущим в России учебно-методическим, научным и информационно-аналитическим центром по решению проблем, связанных с деятельностью таможенной системы. Ее создание имеет свою историю. Так, еще 10 января 1989 г. решением Совета Министров СССР в системе таможенных органов был создан Институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников таможенных учреждений Главного управления государственного таможенного контроля СССР, в котором только в год его открытия прошло обучение около трех тысяч слушателей.
Время шло. Союз ССР распался. С распадом Союза, образованием на его месте ряда независимых государств, появлением у России на месте бывших административных границ с другими республиками СССР границ государственных, переходом экономики обновленной России на условия рыночных отношений, последовавшей за этим либерализацией внешнеэкономической деятельности и рядом иных факторов в середине 90-х годов в стране назрела объективная необходимость в подготовке таможенников-профессионалов, способных оперативно и грамотно решать задачи по наполнению государственного бюджета в период становления рыночных отношений, по обеспечению экономической безопасности государства, по осуществлению возложенных на таможенные органы правоохранительных функций, а также осуществлять иные меры по реализации таможенной политики Российской Федерации. В этой связи в целях подготовки высококвалифицированных специалистов таможенных органов Российской Федерации и проведения научных исследований в области таможенного дела Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 940 была создана Российская таможенная академия.
ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» действует на основе утвержденного Приказом ГТК России от 14 апреля 1994 г. Устава таможенной академии, в котором, в частности сказано, что РТА в системе учебных заведений и научных учреждений ГТК России является головным учебным заведением, реализующим программы высшего профессионального образования, а также головным научным учреждением в области исследования проблем таможенного дела. Обучение в академии осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формах на трех факультетах: экономическом, юридическом и факультете таможенного дела. Срок обучения три г. для сотрудников таможенных органов, находящихся на высших, главных и ведущих должностях в таможенной системе, имеющих высшее образование и обучающихся по очно-заочной форме, пять и шесть лет — для лиц со средним образованием, обучающихся по очной и заочной форме обучения соответственно.
В рамках переподготовки кадров таможенной системы и повышения их квалификации в РТА проводятся также курсы и семинары по проблемам таможенной практики, кадровой политики, экономики, управления и другим темам. Ежегодно проводится около 130 таких курсов и семинаров с участием в них более 3600 сотрудников таможенных органов.
Кроме описанных выше, в системе ГТК России действует еще целый ряд других организаций таможенной службы, но рассматривать их подробно нет необходимости. Стоит лишь еще раз подчеркнуть, что основная цель их создания и деятельности — обеспечение решения таможенными органами поставленных перед ними задач по регулированию общественных отношений в сфере таможенного дела.