ГЛАВА 3.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

3.1.1. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Понятие «ответственность» с точки зрения науки рассматривается в двух ключах: позитивном и негативном. Реальное содержание позитивной ответственности есть осознание того, что именно и зачем делается и каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее еще можно рассматривать как внутренний регулятор человеческого поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. А негативная ответственность характеризуется как отрицательная оценка уже содеянного коллективом, государством и обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение всевозможных санкций за нарушение общественных правил.

С точки зрения этимологии, ответственность - это обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные последствия, а юридическая ответственность — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм. При этом в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих такую ответственность, в юриспруденции принято различать: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела. Некоторые авторы даже высказывают мнение о наличии самостоятельного института таможенно-правовой ответственности, представляющим собой внутренне взаимосвязанную совокупность юридических норм, среди прочих аргументов в пользу этого утверждения ссылаясь также и на утверждения ряда ученых-правоведов о существовании самостоятельных институтов ответственности в других комплексных правовых отраслях (например, экологическом, финансовом праве и др.). Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но она является весьма спорной. Поэтому следует все же говорить не о таможенно-правовой ответственности как самостоятельном правовом институте, а об ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного следует характеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присуще следующие основные признаки:

1) является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти;

2) нормативно определена и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм;

3) является последствием виновного антиобщественного деяния;

4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

5) связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые об обязан претерпевать;

6) реализуется в соответствующих процессуальных нормах.

Правонарушения в сфере таможенного дела (их еще называют таможенными правонарушениями) делятся на преступления и проступки. Последние, в свою очередь, подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Предусмотренная нормами таможенного права гражданско-правовая ответственность таможенных органов, а также дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц таможенных органов не являются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, исходя из определения понятия таможенного дела, данного в ст. 1 ТК РФ. В то же время, в силу своей важности в плане изучения курса таможенного права (особенно для лиц, связывающих свою профессиональную деятельность с деятельностью таможенных органов) вопросы ответственности таможенных органов и их должностных лиц будут рассмотрены в виде отдельной темы данного раздела курса.

Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных проступков в сфере таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Теоретические основы и особенности каждого из названных видов ответственности достаточно подробно изложены в учебной и научной литературе как по общей теории права, так и в работах по уголовному и административному праву. Забегая немного вперед, стоит лишь отметить, что нормами таможенного права впервые в правовой науке было введено понятие административной ответственности юридического лица, а также так называемый принцип двусубъектности ответственности, в соответствии с которым привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления в сфере таможенного дела физического лица, являющегося одновременно должностным лицом какого-либо предприятия, учреждения или организации, если совершение этого преступления непосредственно связано с исполнением этим лицом своих должностных обязанностей, не освобождает указанное предприятие, учреждение или организацию от административной ответственности за нарушение таможенных правил. Но подробнее об этом ниже.

Привлечение к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.

1. Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли. Это означает, что лицо, привлекаемое к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противоправные действия (в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований вернуть ранее уплаченные таможенные платежи не влечет за собой ответственности по таможенному законодательству, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на возврат ранее уплаченных таможенных платежей (т. е. совершение им действий по реализации своего намерения) влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 283 ТК РФ.

2. Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя. Это означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить о правонарушении, а, следовательно, и об ответственности за него. Исключение составляют лишь случаи, когда субъектами ответственности за нарушения таможенных правил являются юридические лица (т. е. предприятия, учреждения и организации), а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ для привлечения таких лиц к ответственности достаточно самого факта совершения ими нарушения таможенных правил.

3. Следующий важный принцип — принцип законности привлечения к ответственности. Он означает, что ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих таможенно-правовых норм.

4. Ответственность должна носить справедливый характер. Справедливость как принцип ответственности выражается в том, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы. Выйти за пределы санкции таможенно-правовой нормы (в случае привлечения правонарушителя к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства) правоприменитель в соответствии со ст. 239 ТК РФ может лишь в сторону ее понижения при наличии достаточных на то оснований. Причем наличие в таможенном праве законодательно закрепленной возможности органа, рассматривающего дело о нарушении таможенных правил, назначать более мягкую меру воздействия на правонарушителя, чем это предусмотрено законом, лишь подчеркивает справедливость как принцип юридической ответственности в сфере таможенного дела.

5. Индивидуализация наказания — это непременное условие его результативности. Индивидуализация ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если правонарушение в сфере таможенного дела совершено в соучастии, то при назначении наказания (взыскания) правоприменителем должны быть учтены степень и характер каждого из соучастников в совершении правонарушения.

6. Целесообразность как принцип ответственности — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, исходя из личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию, ряда иных обстоятельств органы дознания и предварительного следствия имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других.

Применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за нарушения таможенных правил, таможенными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление, административное задержание, в ряде случаев — изъятие товаров и транспортных средств для обеспечения уплаты возможных штрафных санкций и др. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

7. Еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что в априори ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А четкое и неуклонное стремление таможенных органов и их должностных лиц к соблюдению этого принципа должно способствовать повышению эффективности их правоохранительной деятельности, укреплению правопорядка в стране и, в конечном итоге, ее экономической безопасности.

В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

3.1.1. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Понятие «ответственность» с точки зрения науки рассматривается в двух ключах: позитивном и негативном. Реальное содержание позитивной ответственности есть осознание того, что именно и зачем делается и каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее еще можно рассматривать как внутренний регулятор человеческого поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. А негативная ответственность характеризуется как отрицательная оценка уже содеянного коллективом, государством и обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение всевозможных санкций за нарушение общественных правил.

С точки зрения этимологии, ответственность - это обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные последствия, а юридическая ответственность — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм. При этом в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих такую ответственность, в юриспруденции принято различать: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела. Некоторые авторы даже высказывают мнение о наличии самостоятельного института таможенно-правовой ответственности, представляющим собой внутренне взаимосвязанную совокупность юридических норм, среди прочих аргументов в пользу этого утверждения ссылаясь также и на утверждения ряда ученых-правоведов о существовании самостоятельных институтов ответственности в других комплексных правовых отраслях (например, экологическом, финансовом праве и др.). Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но она является весьма спорной. Поэтому следует все же говорить не о таможенно-правовой ответственности как самостоятельном правовом институте, а об ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного следует характеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присуще следующие основные признаки:

1) является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти;

2) нормативно определена и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм;

3) является последствием виновного антиобщественного деяния;

4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

5) связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые об обязан претерпевать;

6) реализуется в соответствующих процессуальных нормах.

Правонарушения в сфере таможенного дела (их еще называют таможенными правонарушениями) делятся на преступления и проступки. Последние, в свою очередь, подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Предусмотренная нормами таможенного права гражданско-правовая ответственность таможенных органов, а также дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц таможенных органов не являются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, исходя из определения понятия таможенного дела, данного в ст. 1 ТК РФ. В то же время, в силу своей важности в плане изучения курса таможенного права (особенно для лиц, связывающих свою профессиональную деятельность с деятельностью таможенных органов) вопросы ответственности таможенных органов и их должностных лиц будут рассмотрены в виде отдельной темы данного раздела курса.

Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных проступков в сфере таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного взыскания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Теоретические основы и особенности каждого из названных видов ответственности достаточно подробно изложены в учебной и научной литературе как по общей теории права, так и в работах по уголовному и административному праву. Забегая немного вперед, стоит лишь отметить, что нормами таможенного права впервые в правовой науке было введено понятие административной ответственности юридического лица, а также так называемый принцип двусубъектности ответственности, в соответствии с которым привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления в сфере таможенного дела физического лица, являющегося одновременно должностным лицом какого-либо предприятия, учреждения или организации, если совершение этого преступления непосредственно связано с исполнением этим лицом своих должностных обязанностей, не освобождает указанное предприятие, учреждение или организацию от административной ответственности за нарушение таможенных правил. Но подробнее об этом ниже.

Привлечение к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.

1. Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли. Это означает, что лицо, привлекаемое к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противоправные действия (в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований вернуть ранее уплаченные таможенные платежи не влечет за собой ответственности по таможенному законодательству, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на возврат ранее уплаченных таможенных платежей (т. е. совершение им действий по реализации своего намерения) влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 283 ТК РФ.

2. Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя. Это означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить о правонарушении, а, следовательно, и об ответственности за него. Исключение составляют лишь случаи, когда субъектами ответственности за нарушения таможенных правил являются юридические лица (т. е. предприятия, учреждения и организации), а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ для привлечения таких лиц к ответственности достаточно самого факта совершения ими нарушения таможенных правил.

3. Следующий важный принцип — принцип законности привлечения к ответственности. Он означает, что ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих таможенно-правовых норм.

4. Ответственность должна носить справедливый характер. Справедливость как принцип ответственности выражается в том, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в сфере таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы. Выйти за пределы санкции таможенно-правовой нормы (в случае привлечения правонарушителя к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства) правоприменитель в соответствии со ст. 239 ТК РФ может лишь в сторону ее понижения при наличии достаточных на то оснований. Причем наличие в таможенном праве законодательно закрепленной возможности органа, рассматривающего дело о нарушении таможенных правил, назначать более мягкую меру воздействия на правонарушителя, чем это предусмотрено законом, лишь подчеркивает справедливость как принцип юридической ответственности в сфере таможенного дела.

5. Индивидуализация наказания — это непременное условие его результативности. Индивидуализация ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если правонарушение в сфере таможенного дела совершено в соучастии, то при назначении наказания (взыскания) правоприменителем должны быть учтены степень и характер каждого из соучастников в совершении правонарушения.

6. Целесообразность как принцип ответственности — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, исходя из личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию, ряда иных обстоятельств органы дознания и предварительного следствия имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других.

Применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за нарушения таможенных правил, таможенными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление, административное задержание, в ряде случаев — изъятие товаров и транспортных средств для обеспечения уплаты возможных штрафных санкций и др. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

7. Еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что в априори ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А четкое и неуклонное стремление таможенных органов и их должностных лиц к соблюдению этого принципа должно способствовать повышению эффективности их правоохранительной деятельности, укреплению правопорядка в стране и, в конечном итоге, ее экономической безопасности.