ГЛАВА 3.5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
3.5.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Таможенные органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, также, как и участники внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Основанием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».
Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным. Моральный вред состоит в оскорблении личности, унижении чести и достоинства человека и гражданина, распространении ложных порочащих слухов и сведений, а также в нанесении ущерба деловой репутации (в отношении юридических лиц). Физический вред выражается в нанесении ущерба здоровью, причинении телесных повреждений и др. Материальный вред выражается в нанесении ущерба имуществу, в утрате собственности и ином ущербе, имеющем материальное выражение.
Понятие убытков носит оттенок материального ущерба и согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено незаконными решениями, действиями или бездействием, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (т. е. реальный материальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено таможенными органами (т. е., иными словами — упущенная выгода).
Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными органами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно действующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противоправно, т. е. посредством решений, действий или бездействия, совершенных неправомерно.
Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела).
Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо — уже нет. Но об этом ниже.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;
6) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).
3.5.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов - за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.
Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.
Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. И вот почему. Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов — нормами административного права, уголовная ответственность — нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нормами гражданского и трудового права. А вот дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.
Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.
Правом наложения дисциплинарного взыскания на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможенных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.
Увольнение из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается еще в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.
К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:
1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказа и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.
3. Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.
4. Появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
5. Несоблюдение ограничений, установленных для государственных таможенных служащих статьей 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (перечень этих ограничений довольно велик, рассматривался нами выше и нет необходимости его здесь повторять).
Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступка в течение года государственным таможенным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.
При наложении того или иного дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственности производится, как правило, по результатам служебной проверки, проводимой в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтверждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.
Если же в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник, в отношении которого она проводится, совершил деяние, указывающее на признаки преступления, руководитель таможенного органа (организации таможенной службы) обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания и предварительного следствия.
Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привлечения их к дисциплинарной ответственности, Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной Дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.
Следует также отметить, что на практике принцип неотвратимости ответственности за нарушение таможенными служащими служебной дисциплины проявляется не только в применении к ним мер дисциплинарного взыскания, но и иным образом. Так например, за несвоевременное выполнение сотрудником таможенного органа полученных ему заданий, ухудшение качества его работы, а также за нарушение служебной дисциплины в соответствии с утвержденным Приказом ГТК России от 30 апреля 1998 г. № 296 Положением о денежном довольствии сотрудников таможенных органов начальник таможенного органа вправе лишить этого сотрудника персональной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы, либо уменьшить размер этой надбавки.
Контрольные вопросы к разделу III
1. В чем, на ваш взгляд, основная особенность юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела?
2. В чем с точки зрения субъектов ответственности различие между административной и уголовной ответственностью за правонарушения в сфере таможенного дела?
3. Что следует понимать под законодательными основами юридической ответственности в сфере таможенного дела?
4. Что является мерой юридической ответственности?
5. В чем проявляется принцип индивидуализации ответственности?
6. Кто правомочен применять к виновным в совершении преступления в сфере таможенного дела лицам меры уголовного наказания? А кто — меры административного взыскания за совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела?
7. Что понимается под термином «оружие массового поражения»?
8. Какие товары относятся в настоящее время к стратегически важным сырьевым товарам?
9. Какие действия можно рассматривать как приготовление к совершению контрабанды, а какие — как покушение на ее совершение?
10. Что означает термин «квалифицированная контрабанда»?
11. Что такое товары двойного назначения?
12. Что образует состав преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ?
13. В каком случае незаконный экспорт можно считать оконченным преступлением?
14. В чем выражается объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ?
15. В каком случае руководитель предприятия-экспортера несет уголовную ответственность по ст. 193 УК РФ за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте?
16. Может ли добровольная уплата таможенных платежей после истечения сроков уплаты рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ?
17. Что является непосредственным объектом нарушений таможенных правил и всегда ли он носит явно выраженный характер?
18. Могут ли быть субъектами нарушений таможенных правил филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц?
19. Являются ли правонарушения, предусмотренные главой 63 ТК РФ нарушениями таможенных правил?
20. Может ли физическое лицо быть привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, если по тому же факту возбуждено уголовное дело по подозрению этого лица в совершении преступления в сфере таможенного дела?
21. В каких случаях юридические лица не несут ответственности за совершенные ими нарушения таможенных правил?
22. Может ли правоприменитель при наложении взыскания за нарушение таможенных правил, учитывая все обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности совершенного деяния, а также личность виновного и опираясь на статью 239 ТК РФ, наложить на правонарушителя взыскание в виде предупреждения, если санкция по вменяемой ему статье Таможенного кодекса РФ предусматривает наложение взыскания в виде штрафа?
23. Что следует понимать под малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил: чисто материальное выражение его последствий, или возможна ее оценка и через нематериальные категории?
24. В чем отличие конфискации как меры административного взыскания от конфискации как меры уголовного наказания?
25. Что в статье 247 ТК РФ понимается под моментом обнаружения нарушения таможенных правил? А что следует считать днем обнаружения нарушения таможенных правил? В чем различие этих правовых категорий?
26. Какие, на ваш взгляд, обстоятельства, кроме перечисленных в ст. 236 ТК РФ, могут быть признаны в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил?
27. Считается ли лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление в сфере таможенного дела, если его судимость за совершение этого преступления снята либо погашена в установленном законом порядке? А если декриминализировано деяние, которое ранее признавалось преступлением?
28. Что такое классификация нарушений таможенных правил и в чем ее отличие от квалификации этих нарушений?
29. Анализируя виды нарушений таможенных правил, какие из них вы бы отнесли к категории незначительных нарушений, а какие — к категории грубых? Ответ обоснуйте.
30. По каким критериям, кроме рассмотренных нами выше, на ваш взгляд, можно еще классифицировать виды нарушений таможенных правил?
31. Что понимается под нормальной деятельностью таможенных органов?
32. В чем с точки зрения объекта посягательства отличие нарушений таможенных правил и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов?
33. Что такое специальная норма, а что такое — общая? Поясните на примере статей 437 и 442 ТК Российской Федерации.
34. Каким образом (для привлечения виновных в этом к ответственности по статьям 440—441 ТК РФ) должен фиксироваться факт отказа от выдачи необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения товаров, документов и сведений, если этот отказ имеет устную форму выражения?
35. Является ли дача объяснений должностным лицом предприятия в отношении известных ему фактов совершения этим предприятием нарушения таможенных правил случаем свидетельствования против самого себя?
36. Субъектами какого (или каких, если их несколько) правонарушения, посягающего на нормальную деятельность таможенных органов, могут быть юридические лица?
37. Какие деяния могут квалифицироваться как воспрепятствование должностному лицу таможенного органа в проведении таможенного обследования?
38. Является ли передача имущества, на которое таможенным органом наложен арест, в пользование третьим лицам по договору аренды деянием, подпадающим под признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 447 ТК РФ?
39. Каким образом налагается взыскание, если лицо совершило одновременно два административных правонарушения, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов?
40. При наличии каких условий таможня несет ответственность за убытки или вред, причиненные действиями ее сотрудников участнику внешнеэкономической деятельности?
41. В каких случаях должностное лицо таможенного органа несет материальную ответственность за ущерб, причиненный им участнику внешнеэкономической деятельности вследствие добросовестного исполнения приказа своего начальника?
42. Какие виды вреда существуют и в чем отличие понятий вреда и убытков?
43. Каков порядок возмещения вреда (убытков), причиненного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц?
44. В течение какого срока времени с момента совершения дисциплинарного проступка государственный таможенный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию?
45. Служебная проверка и служебное расследование — это идентичные понятия?
46. Является ли замечание, высказанное начальником устно, дисциплинарным взысканием?
47. Может ли государственный таможенный служащий, привлеченный к административной ответственности за совершение во время несения службы какого-либо административного правонарушения, одновременно с этим быть подвергнут и дисциплинарному воздействию за это со стороны своего руководства?
48. В течение какого срока времени с момента привлечения таможенного служащего к дисциплинарной ответственности он считается имеющим дисциплинарное взыскание?
Литература к разделу III
Основная:
1. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. — М.: Юрид. лит., 1976.
2. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998.
3. Гранина А. А., Терещенко Л. К., Шестакова М. П. Современное таможенное законодательство (в вопросах и ответах). — М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Изд-во «Спарк», 1996.
244
Таможенное право России
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
6. Кожанков Ю. А. Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ. - М.: РИО РТА, 1999.
7. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
8. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск V. Правоохранительная деятельность таможенных органов / Науч. ред. А. Ф. Козыкин. - М.: РИО РТА, 1995.
9. Ответственность за нарушения таможенных правил / Под ред. проф. д-ра юрид. наук. А. Н. Козырина. — М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
10. Правоохранительная деятельность Российских таможенных органов (состав и квалификация таможенных правонарушений) / Методическое пособие. — Казань: РИО Татарского таможенного управления, 1995.
11. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
12. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид.наук, проф. А. Ф. Ноздрачев. - М.: Юристъ, 1998.
13. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 2. Особенная часть / Под ред. В. Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. - М.: Экономика, 1999.
14. Таможенное законодательство. Судебная практика / А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. - М.: «Статут», 1998.
15. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И. Я. Козаченко, Э. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
Дополнительная:
1. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
2. Душкин С., Соболев В. Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления // Законность, 1999, № 7.
3. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996.
4. Рязанцев А. Г. О классификации административных проступков в сфере таможенного дела по признакам объективной стороны правонарушений // Исследование проблем таможенного дела: Сборник адъюнктов и соискателей РТА. Выпуск 1. -М.: РИО РТА, 1998, с. 401-420.
5. Чучаев А. И., Иванова С. Ю. Таможенные преступления в новом У К РФ // Государство и право, 1998, № 11.
Список нормативно-правовых актов к разделу III
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
4. Таможенный кодекс РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.
6. Федеральный закон РФ от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
7. Федеральный закон РФ от 31.07.95 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990.
8. Федеральный закон РФ от 21.07.97 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3586.
9. Федеральный закон РФ от 19.07.98 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами ».
10. Закон РФ от 15.04.93 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета, 1993, 15 мая.
11. Указ Президента РФ от 11.04.92 г. «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России».
12. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Утвержден Указом Президента РФ от 16.11.98 г. № 1396 // Собрание законодательства РФ, 1998, № 47, ст. 5742.
13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета, 2000, 16 мая.
14. Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст. 4122.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.97 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 21, ст. 2542.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.98 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 12, ст. 1458.
17. Положение по применению мер дисциплинарного воздействия. Утверждено Приказом ГТК России от 3.12.98 г. № 816 // Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации. - М.: РИО РТА, 1999.
18. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в таможенных органах Российской Федерации. Утверждена Приказом ГТК России от 3.12.98 г. № 817 // Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации. - М.: РИО РТА, 1999.
19. Положение о денежном довольствии сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Утверждено Приказом ГТК России от 30.04.98 г. № 296.
20. Приказ ГТК России от 3.03.99 г. № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
3.5.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Таможенные органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, также, как и участники внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Основанием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».
Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным. Моральный вред состоит в оскорблении личности, унижении чести и достоинства человека и гражданина, распространении ложных порочащих слухов и сведений, а также в нанесении ущерба деловой репутации (в отношении юридических лиц). Физический вред выражается в нанесении ущерба здоровью, причинении телесных повреждений и др. Материальный вред выражается в нанесении ущерба имуществу, в утрате собственности и ином ущербе, имеющем материальное выражение.
Понятие убытков носит оттенок материального ущерба и согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено незаконными решениями, действиями или бездействием, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (т. е. реальный материальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено таможенными органами (т. е., иными словами — упущенная выгода).
Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными органами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно действующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противоправно, т. е. посредством решений, действий или бездействия, совершенных неправомерно.
Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела).
Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо — уже нет. Но об этом ниже.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;
6) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).
3.5.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов - за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения.
Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.
Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих. И вот почему. Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов — нормами административного права, уголовная ответственность — нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нормами гражданского и трудового права. А вот дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.
Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.
Правом наложения дисциплинарного взыскания на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможенных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.
Увольнение из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается еще в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.
К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:
1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказа и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.
3. Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.
4. Появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
5. Несоблюдение ограничений, установленных для государственных таможенных служащих статьей 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (перечень этих ограничений довольно велик, рассматривался нами выше и нет необходимости его здесь повторять).
Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступка в течение года государственным таможенным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.
При наложении того или иного дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственности производится, как правило, по результатам служебной проверки, проводимой в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтверждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.
Если же в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник, в отношении которого она проводится, совершил деяние, указывающее на признаки преступления, руководитель таможенного органа (организации таможенной службы) обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания и предварительного следствия.
Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привлечения их к дисциплинарной ответственности, Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной Дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.
Следует также отметить, что на практике принцип неотвратимости ответственности за нарушение таможенными служащими служебной дисциплины проявляется не только в применении к ним мер дисциплинарного взыскания, но и иным образом. Так например, за несвоевременное выполнение сотрудником таможенного органа полученных ему заданий, ухудшение качества его работы, а также за нарушение служебной дисциплины в соответствии с утвержденным Приказом ГТК России от 30 апреля 1998 г. № 296 Положением о денежном довольствии сотрудников таможенных органов начальник таможенного органа вправе лишить этого сотрудника персональной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы, либо уменьшить размер этой надбавки.
Контрольные вопросы к разделу III
1. В чем, на ваш взгляд, основная особенность юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела?
2. В чем с точки зрения субъектов ответственности различие между административной и уголовной ответственностью за правонарушения в сфере таможенного дела?
3. Что следует понимать под законодательными основами юридической ответственности в сфере таможенного дела?
4. Что является мерой юридической ответственности?
5. В чем проявляется принцип индивидуализации ответственности?
6. Кто правомочен применять к виновным в совершении преступления в сфере таможенного дела лицам меры уголовного наказания? А кто — меры административного взыскания за совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела?
7. Что понимается под термином «оружие массового поражения»?
8. Какие товары относятся в настоящее время к стратегически важным сырьевым товарам?
9. Какие действия можно рассматривать как приготовление к совершению контрабанды, а какие — как покушение на ее совершение?
10. Что означает термин «квалифицированная контрабанда»?
11. Что такое товары двойного назначения?
12. Что образует состав преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ?
13. В каком случае незаконный экспорт можно считать оконченным преступлением?
14. В чем выражается объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ?
15. В каком случае руководитель предприятия-экспортера несет уголовную ответственность по ст. 193 УК РФ за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте?
16. Может ли добровольная уплата таможенных платежей после истечения сроков уплаты рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ?
17. Что является непосредственным объектом нарушений таможенных правил и всегда ли он носит явно выраженный характер?
18. Могут ли быть субъектами нарушений таможенных правил филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц?
19. Являются ли правонарушения, предусмотренные главой 63 ТК РФ нарушениями таможенных правил?
20. Может ли физическое лицо быть привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, если по тому же факту возбуждено уголовное дело по подозрению этого лица в совершении преступления в сфере таможенного дела?
21. В каких случаях юридические лица не несут ответственности за совершенные ими нарушения таможенных правил?
22. Может ли правоприменитель при наложении взыскания за нарушение таможенных правил, учитывая все обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности совершенного деяния, а также личность виновного и опираясь на статью 239 ТК РФ, наложить на правонарушителя взыскание в виде предупреждения, если санкция по вменяемой ему статье Таможенного кодекса РФ предусматривает наложение взыскания в виде штрафа?
23. Что следует понимать под малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил: чисто материальное выражение его последствий, или возможна ее оценка и через нематериальные категории?
24. В чем отличие конфискации как меры административного взыскания от конфискации как меры уголовного наказания?
25. Что в статье 247 ТК РФ понимается под моментом обнаружения нарушения таможенных правил? А что следует считать днем обнаружения нарушения таможенных правил? В чем различие этих правовых категорий?
26. Какие, на ваш взгляд, обстоятельства, кроме перечисленных в ст. 236 ТК РФ, могут быть признаны в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил?
27. Считается ли лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление в сфере таможенного дела, если его судимость за совершение этого преступления снята либо погашена в установленном законом порядке? А если декриминализировано деяние, которое ранее признавалось преступлением?
28. Что такое классификация нарушений таможенных правил и в чем ее отличие от квалификации этих нарушений?
29. Анализируя виды нарушений таможенных правил, какие из них вы бы отнесли к категории незначительных нарушений, а какие — к категории грубых? Ответ обоснуйте.
30. По каким критериям, кроме рассмотренных нами выше, на ваш взгляд, можно еще классифицировать виды нарушений таможенных правил?
31. Что понимается под нормальной деятельностью таможенных органов?
32. В чем с точки зрения объекта посягательства отличие нарушений таможенных правил и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов?
33. Что такое специальная норма, а что такое — общая? Поясните на примере статей 437 и 442 ТК Российской Федерации.
34. Каким образом (для привлечения виновных в этом к ответственности по статьям 440—441 ТК РФ) должен фиксироваться факт отказа от выдачи необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения товаров, документов и сведений, если этот отказ имеет устную форму выражения?
35. Является ли дача объяснений должностным лицом предприятия в отношении известных ему фактов совершения этим предприятием нарушения таможенных правил случаем свидетельствования против самого себя?
36. Субъектами какого (или каких, если их несколько) правонарушения, посягающего на нормальную деятельность таможенных органов, могут быть юридические лица?
37. Какие деяния могут квалифицироваться как воспрепятствование должностному лицу таможенного органа в проведении таможенного обследования?
38. Является ли передача имущества, на которое таможенным органом наложен арест, в пользование третьим лицам по договору аренды деянием, подпадающим под признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 447 ТК РФ?
39. Каким образом налагается взыскание, если лицо совершило одновременно два административных правонарушения, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов?
40. При наличии каких условий таможня несет ответственность за убытки или вред, причиненные действиями ее сотрудников участнику внешнеэкономической деятельности?
41. В каких случаях должностное лицо таможенного органа несет материальную ответственность за ущерб, причиненный им участнику внешнеэкономической деятельности вследствие добросовестного исполнения приказа своего начальника?
42. Какие виды вреда существуют и в чем отличие понятий вреда и убытков?
43. Каков порядок возмещения вреда (убытков), причиненного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц?
44. В течение какого срока времени с момента совершения дисциплинарного проступка государственный таможенный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию?
45. Служебная проверка и служебное расследование — это идентичные понятия?
46. Является ли замечание, высказанное начальником устно, дисциплинарным взысканием?
47. Может ли государственный таможенный служащий, привлеченный к административной ответственности за совершение во время несения службы какого-либо административного правонарушения, одновременно с этим быть подвергнут и дисциплинарному воздействию за это со стороны своего руководства?
48. В течение какого срока времени с момента привлечения таможенного служащего к дисциплинарной ответственности он считается имеющим дисциплинарное взыскание?
Литература к разделу III
Основная:
1. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. — М.: Юрид. лит., 1976.
2. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998.
3. Гранина А. А., Терещенко Л. К., Шестакова М. П. Современное таможенное законодательство (в вопросах и ответах). — М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Изд-во «Спарк», 1996.
244
Таможенное право России
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
6. Кожанков Ю. А. Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ. - М.: РИО РТА, 1999.
7. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
8. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск V. Правоохранительная деятельность таможенных органов / Науч. ред. А. Ф. Козыкин. - М.: РИО РТА, 1995.
9. Ответственность за нарушения таможенных правил / Под ред. проф. д-ра юрид. наук. А. Н. Козырина. — М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
10. Правоохранительная деятельность Российских таможенных органов (состав и квалификация таможенных правонарушений) / Методическое пособие. — Казань: РИО Татарского таможенного управления, 1995.
11. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
12. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид.наук, проф. А. Ф. Ноздрачев. - М.: Юристъ, 1998.
13. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 2. Особенная часть / Под ред. В. Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. - М.: Экономика, 1999.
14. Таможенное законодательство. Судебная практика / А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. - М.: «Статут», 1998.
15. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И. Я. Козаченко, Э. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
Дополнительная:
1. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
2. Душкин С., Соболев В. Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления // Законность, 1999, № 7.
3. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996.
4. Рязанцев А. Г. О классификации административных проступков в сфере таможенного дела по признакам объективной стороны правонарушений // Исследование проблем таможенного дела: Сборник адъюнктов и соискателей РТА. Выпуск 1. -М.: РИО РТА, 1998, с. 401-420.
5. Чучаев А. И., Иванова С. Ю. Таможенные преступления в новом У К РФ // Государство и право, 1998, № 11.
Список нормативно-правовых актов к разделу III
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
4. Таможенный кодекс РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.
6. Федеральный закон РФ от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
7. Федеральный закон РФ от 31.07.95 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990.
8. Федеральный закон РФ от 21.07.97 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3586.
9. Федеральный закон РФ от 19.07.98 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами ».
10. Закон РФ от 15.04.93 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета, 1993, 15 мая.
11. Указ Президента РФ от 11.04.92 г. «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России».
12. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Утвержден Указом Президента РФ от 16.11.98 г. № 1396 // Собрание законодательства РФ, 1998, № 47, ст. 5742.
13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета, 2000, 16 мая.
14. Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст. 4122.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.97 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 21, ст. 2542.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.98 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 12, ст. 1458.
17. Положение по применению мер дисциплинарного воздействия. Утверждено Приказом ГТК России от 3.12.98 г. № 816 // Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации. - М.: РИО РТА, 1999.
18. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в таможенных органах Российской Федерации. Утверждена Приказом ГТК России от 3.12.98 г. № 817 // Комментарий к Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации. - М.: РИО РТА, 1999.
19. Положение о денежном довольствии сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Утверждено Приказом ГТК России от 30.04.98 г. № 296.
20. Приказ ГТК России от 3.03.99 г. № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ