ГЛАВА 6.3. УПРОЩЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
6.3.1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ
Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших нарушения таможенных правил, может осуществляться двумя способами:
а) посредством заведения дела о нарушении таможенных правил и ведения производства по нему с последующим вынесением мотивированного постановления; и
б) посредством составления акта о наложении взыскания за нарушение таможенных правил по упрощенной форме.
Суть такой формы привлечения к ответственности как использование упрощенной формы наложения взыскания состоит в том, что дело о нарушении таможенных правил не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил (ст. 385 ТК РФ).
Применение упрощенной формы взыскания за нарушение таможенных правил возможно только при одновременном соблюдении пяти основных условий.
Во-первых, упрощенная форма наложения взыскания используется только при привлечении лиц к ответственности по строго оговоренному перечню статей (а именно: по ст.ст. 249-253, частям 2 и 3 ст. 254, ст.ст. 255-265, 267-270, 272, части 2 ст. 279 и ст. 288) ТК РФ.
Во-вторых, упрощенная форма предполагает применение только предупреждения либо штрафа в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил, хотя санкция вменяемой статьи может предусматривать также и иные виды взысканий.
В-третьих, в отношении физических или должностных лиц упрощенная форма наложения взыскания применима только по достижении этими лицами 18-летнего возраста, тогда как по общему правилу субъектом ответственности за нарушение таможенных правил может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В-четвертых, использование упрощенной формы наложения взыскания в отношении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица возможно только в случае присутствия в момент обнаружения правонарушения руководителей этих лиц или их представителей.
В-пятых, лица, привлекаемые к ответственности за нарушение ими таможенных правил, должны признать свою вину в совершении правонарушения (либо факт его совершения для юридических лиц) и выразить свое согласие на использование упрощенной формы наложения взыскания, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в акте о наложении взыскания. Кроме того, при наложении взыскания в виде штрафа привлекаемое к ответственности лицо также должно выразить готовность и реальную возможность уплатить этот штраф немедленно. Письмом ГТК России от 21 января 1998 г. № 01-15/ 1147 (в редакции от 17.09.98 г.) до правоприменителей доведены Методические рекомендации о процедуре оформления взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением.
Особенностью применения упрощенной формы взыскания является и то, что она может применяться только наиболее профессионально подготовленными сотрудниками таможенных органов, обладающими обширным опытом ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил.
Для того чтобы должностное лицо таможенного органа было допущено к применению взыскания в упрощенной форме, начальник структурного подразделения должен подать докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделении должностного лица его подразделения такими полномочиями. Ходатайство согласовывается с заместителем начальника таможенного органа, курирующим это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделом таможенных расследований и отделом собственной безопасности.
Устанавливаются и определенного рода требования к должностным лицам, наделенным правом применять упрощенную форму взыскания. Кроме опыта работы, они должны обладать знаниями правовых основ применения взыскания в упрощенной форме, что подтверждается сдачей соответствующего зачета начальнику отдела таможенных расследований. После этого должностное лицо таможенного органа заключает договор о полной материальной ответственности и только тогда вправе взимать денежные средства в виде штрафа.
Приказом ГТК России от 28 апреля 1994 г. № 117 утверждена форма Акта • наложении взыскания по упрощенной форме, который содержит:
• наименование таможенного органа, должностным лицом которого составлялся акт;
• дату его составления;
• фамилию и инициалы должностного лица, составившего акт;
• краткие сведения о лице, совершившем правонарушение;
• краткое изложение сути совершенного деяния;
• указание на статью ТК РФ, предусматривающую ответственность за правонарушение;
• вид налагаемого взыскания, а в случае наложения взыскания виде штрафа также и его размер и отметку о его уплате.
В акте имеется отдельный раздел, где лицо, совершившее нарушение таможенных правил или его представитель письменно подтверждают факт совершения правонарушения, признает свою виновность, соглашается с использование упрощенной формы взыскания и выражает готовность заплатить штраф на месте и немедленно.
Акт подписывается должностным лицом, его составившим и лицом, совершившим нарушение таможенных правил или его представителем. В случае, если должностное лицо таможенного органа имеет личную номерную печать, то кроме подписи на каждом экземпляре акта проставляются ее оттиски.
В целях обеспечения возможной последующей проверки обоснованности применения упрощенной формы взыскания, к акту прилагаются также копии документов, подтверждающих вину в совершении (факт совершения) нарушения таможенных правил (таможенные декларации, документы контроля доставки, товарно-транспортные документы и пр.). Это требование не соблюдается лишь в исключительных случаях, например, при отсутствии технической возможности для ксерокопирования необходимых документов, когда акт, к примеру, составляется в пассажирском поезде непосредственно на границе. В таких случае лицом, составившим акт, представляется рапорт об этом, где указываются причины отсутствия копий документов.
Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован лицом, в отношении которого он составлен, либо его представителем в течение десяти дней с момента его составления начальнику или заместителю начальника того таможенного органа, должностное лицо которого составило акт (ст. 386 ТК РФ). Начальник или заместитель начальника принимают решение об отмене акта, об оставлении его без изменения, об изменении меры взыскания, которое дальнейшему обжалованию не подлежит, хотя данное положение ст. 386 ТК РФ и противоречит ст. 46 Конституции РФ, предусматривающей право каждого обжаловать в судебном порядке решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
6.3.1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ
Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших нарушения таможенных правил, может осуществляться двумя способами:
а) посредством заведения дела о нарушении таможенных правил и ведения производства по нему с последующим вынесением мотивированного постановления; и
б) посредством составления акта о наложении взыскания за нарушение таможенных правил по упрощенной форме.
Суть такой формы привлечения к ответственности как использование упрощенной формы наложения взыскания состоит в том, что дело о нарушении таможенных правил не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил (ст. 385 ТК РФ).
Применение упрощенной формы взыскания за нарушение таможенных правил возможно только при одновременном соблюдении пяти основных условий.
Во-первых, упрощенная форма наложения взыскания используется только при привлечении лиц к ответственности по строго оговоренному перечню статей (а именно: по ст.ст. 249-253, частям 2 и 3 ст. 254, ст.ст. 255-265, 267-270, 272, части 2 ст. 279 и ст. 288) ТК РФ.
Во-вторых, упрощенная форма предполагает применение только предупреждения либо штрафа в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил, хотя санкция вменяемой статьи может предусматривать также и иные виды взысканий.
В-третьих, в отношении физических или должностных лиц упрощенная форма наложения взыскания применима только по достижении этими лицами 18-летнего возраста, тогда как по общему правилу субъектом ответственности за нарушение таможенных правил может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В-четвертых, использование упрощенной формы наложения взыскания в отношении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица возможно только в случае присутствия в момент обнаружения правонарушения руководителей этих лиц или их представителей.
В-пятых, лица, привлекаемые к ответственности за нарушение ими таможенных правил, должны признать свою вину в совершении правонарушения (либо факт его совершения для юридических лиц) и выразить свое согласие на использование упрощенной формы наложения взыскания, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в акте о наложении взыскания. Кроме того, при наложении взыскания в виде штрафа привлекаемое к ответственности лицо также должно выразить готовность и реальную возможность уплатить этот штраф немедленно. Письмом ГТК России от 21 января 1998 г. № 01-15/ 1147 (в редакции от 17.09.98 г.) до правоприменителей доведены Методические рекомендации о процедуре оформления взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением.
Особенностью применения упрощенной формы взыскания является и то, что она может применяться только наиболее профессионально подготовленными сотрудниками таможенных органов, обладающими обширным опытом ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил.
Для того чтобы должностное лицо таможенного органа было допущено к применению взыскания в упрощенной форме, начальник структурного подразделения должен подать докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделении должностного лица его подразделения такими полномочиями. Ходатайство согласовывается с заместителем начальника таможенного органа, курирующим это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделом таможенных расследований и отделом собственной безопасности.
Устанавливаются и определенного рода требования к должностным лицам, наделенным правом применять упрощенную форму взыскания. Кроме опыта работы, они должны обладать знаниями правовых основ применения взыскания в упрощенной форме, что подтверждается сдачей соответствующего зачета начальнику отдела таможенных расследований. После этого должностное лицо таможенного органа заключает договор о полной материальной ответственности и только тогда вправе взимать денежные средства в виде штрафа.
Приказом ГТК России от 28 апреля 1994 г. № 117 утверждена форма Акта • наложении взыскания по упрощенной форме, который содержит:
• наименование таможенного органа, должностным лицом которого составлялся акт;
• дату его составления;
• фамилию и инициалы должностного лица, составившего акт;
• краткие сведения о лице, совершившем правонарушение;
• краткое изложение сути совершенного деяния;
• указание на статью ТК РФ, предусматривающую ответственность за правонарушение;
• вид налагаемого взыскания, а в случае наложения взыскания виде штрафа также и его размер и отметку о его уплате.
В акте имеется отдельный раздел, где лицо, совершившее нарушение таможенных правил или его представитель письменно подтверждают факт совершения правонарушения, признает свою виновность, соглашается с использование упрощенной формы взыскания и выражает готовность заплатить штраф на месте и немедленно.
Акт подписывается должностным лицом, его составившим и лицом, совершившим нарушение таможенных правил или его представителем. В случае, если должностное лицо таможенного органа имеет личную номерную печать, то кроме подписи на каждом экземпляре акта проставляются ее оттиски.
В целях обеспечения возможной последующей проверки обоснованности применения упрощенной формы взыскания, к акту прилагаются также копии документов, подтверждающих вину в совершении (факт совершения) нарушения таможенных правил (таможенные декларации, документы контроля доставки, товарно-транспортные документы и пр.). Это требование не соблюдается лишь в исключительных случаях, например, при отсутствии технической возможности для ксерокопирования необходимых документов, когда акт, к примеру, составляется в пассажирском поезде непосредственно на границе. В таких случае лицом, составившим акт, представляется рапорт об этом, где указываются причины отсутствия копий документов.
Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован лицом, в отношении которого он составлен, либо его представителем в течение десяти дней с момента его составления начальнику или заместителю начальника того таможенного органа, должностное лицо которого составило акт (ст. 386 ТК РФ). Начальник или заместитель начальника принимают решение об отмене акта, об оставлении его без изменения, об изменении меры взыскания, которое дальнейшему обжалованию не подлежит, хотя данное положение ст. 386 ТК РФ и противоречит ст. 46 Конституции РФ, предусматривающей право каждого обжаловать в судебном порядке решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.