ГЛАВА 5.2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
5.2.1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал.
Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:
1. оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
2. оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.
Содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
— наличие возбужденного уголовного дела;
— информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
— поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также Жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения.
Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:
1) соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
2) исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
3) выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
4) соблюдение правил конспирации. Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц. Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неправовым, неофициальным. Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.
Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.
Из этого правило возможны и исключения. Так, в не терпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия Должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.
Сами по себе данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, доказательственного значения не имеют, но могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от исполнения наказания или лиц, без вести пропавших.
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке.
5.2.2. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА КАК МЕТОД
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
На основе международных договоров Российской Федерации или по договоренности с таможенными или иными органами иностранных государств таможенные органы России проводят такое предусмотренное Федеральным законом РФ оперативно-розыскное мероприятие как контролируемая поставка. Оно проводится в целях пресечения международного незаконного оборота товаров, наркотических средств или психотропных веществ, а также выявления лиц, участвующих в таком обороте.
Контролируемая поставка — это ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.
Решение об осуществлении контролируемой поставки принимает Государственный таможенный комитет РФ с немедленным уведомлением об этом Генерального прокурора РФ.
В случае принятия решения об осуществлении контролируемой поставки, если страной назначения товаров, наркотических средств или психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении начальник таможенного органа немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.
Важность и значимость контролируемой поставки как формы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов подчеркнута тем, что законодатель даже выделил нормы Таможенного кодекса РФ, регламентирующие ее проведение, в отдельную главу - главу 37 «Контролируемые поставки». Проект нового Таможенного кодекса РФ также не обошел вниманием это крайне важное средство для эффективной борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, уделив ему две отдельные статьи в главе 47 «Особенности производства по делам о нарушениях таможенных правил. Контролируемая поставка», тем самым еще раз подчеркнув ее важность и значимость.
Цель контролируемой поставки - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Задачами контролируемой поставки являются:
• установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
• установление отправителей и получателей;
• установление лиц, совершивших или совершающих преступление;
• обеспечение доказательств преступной деятельности, Классификация контролируемых поставок может проводиться по различным основаниям.
1. В зависимости от способа наблюдения контролируемые поставки подразделяются на проводимые: путем наблюдения за грузовыми перевозками и путем слежения за почтовыми отправлениями.
2. В зависимости от избранной тактики выделяют обычные (когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции) и «чистые» (когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж) контролируемые поставки.
3. Также контролируемые поставки подразделяются на внешние (осуществляются на территории нескольких государств), внутренние (проводятся только на территории России) и транзитные.
4. Контролируемые поставки делятся также на сопровождаемые и несопровождаемые.
В практике деятельности таможенных органов России контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках тактической операции, то есть совокупности организационных, следственных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение единой цели.
Решение на проведение контролируемой поставки должно отвечать требованиям государственной стратегии борьбы с преступностью, соответствовать природе оперативной деятельности, обеспечивать возможность рационального использования имеющихся сил и средств, строится на точном учете характера сложившейся обстановки.
Для контролируемой поставки характерен повышенный риск, так как она развивается при недостаточности информации. Кроме того, при осуществлении контролируемой поставки необходима тщательная конспирация, особые требования к исполнителям. Они должны уметь предугадывать действия противоположной стороны, проявлять творчество, обладать способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Денежные средства, конфискованные судами РФ и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовалась контролируемая поставка, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества, распределяются между государствами, таможенные и иные органы которых участвовали в осуществлении контролируемой поставки, в соответствии с договоренностью между ГТК России и компетентными ведомствами иностранных государств.
Контрольные вопросы к разделу V
1. По каким преступлениям, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, предварительное следствие не обязательно?
2. Что является поводом, а что — основанием к возбуждению уголовного дела? Приведите примеры.
3. Какое следственное действие, на Ваш взгляд, содержит наибольший фактор риска и в чем он заключается?
4. Какие знания не считаются специальными?
5. Каково содержание постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого?
6. Сколько этапов предполагает тактика производства следственных действий? Что это за этапы?
7. С какого события лицо становится субъектом оперативно-розыскной деятельности?
8. В чем заключается такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос?
9. Как производится отождествление личности?
10. Что входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью?
11. Куда приобщаются результаты оперативно-розыскной деятельности с фактическими данными о событиях и лицах?
12. Что такое контролируемая поставка?
13. Назовите основания классификации контролируемых поставок.
14. Кто и каким образом распоряжается денежными средствами, полученными от реализации имущества, изъятого из незаконного оборота посредством использования метода контролируемой поставки?
Литература к разделу V
Основная:
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 1-3. - М.: Юрист, 1997.
2. Жбанков В. А. Тактика следственного осмотра. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
3. Козыкин А. Ф., Самойленко П. И. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных и других правоохранительных органов России /Науч. ред. А. Н. Яцушко. -М.: РИО РТА, 1997.
4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997.
5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А. Н. Козырина. - М.: СПАРК, 1996.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Общая часть / Под общ. ред. С. И. Скуратова, В. М. Лебедева. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996.
7. Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. Учебно-практическое пособие. — М.: Издатель Шумилова И. И., 1998.
8. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып.
IV. Правовое регулирование таможенного дела / Ю. А. Воробьев; Под. общ. ред. В. А. Максимцева. - М.: РИО РТА, 1995.
9. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып.
V. Правоохранительная деятельность таможенных органов / Науч. ред. А. Ф. Козыкин. - М.: РИО РТА, 1995.
10. Основы таможенного дела / Под. общ. ред. В. Г. Драганова. - М.: «Экономика», 1998.
11. Расследование контрабанды. — М.: Юрист, 1999.
12. Соложенцев В. А., Нестеров А. В. Экспертиза в таможенном деле. — Новосибирск: Наука, 1998.
13. Таможенное право: Курс лекций. Особенная часть. — М.: «Экономика» 1999.
14. Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право. — М.: НОР-МА-ИНФРА-М, 1999.
Дополнительная:
1. Козырин А. Н. Таможенное право России: Учебное пособие. - М.: СПАРК, 1995.
2. Москалькова Т. Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. - М.: Изд-во «СПАРК», 1996.
3. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. -• М.: Юридическая литература, 1970.
4. Следственные действия. - М.: УМЦ ГУК МВД РФ, 1994.
5. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. - М.: Право и Закон, 1996.
6. Шумилов А. Ю., Ивасенко В. Б. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу. — М.: Издатель Шумилова И. И., 1998.
7. Центральная таможенная лаборатория. - М.: ГТК РФ, 1997.
8. Чельцов М. А. Уголовный процесс. — М., 1969.
Список нормативно-правовых актов к разделу V
1. Таможенный кодекс РФ.
2. Федеральный закон РФ от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 33, ст. 3349.
3. Федеральный закон РФ от 15.07.95 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, ст.2759.
4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из в Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежит лицензированию» // Собрание законодательства РФ, 2000, № 12, ст. 1292.
5. Приказ ГТК РФ от 25.06.93 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России ».
6. Приказ ГТК РФ от 13.01.94 г. № 7 «О создании отделов дознания в таможенных органах Российской Федерации».
7. Приказ ГТК РФ от 10.07.96 г. № 426 «Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения о таможенной лаборатории».
8. Приказ ФСНП РФ М> 175, ФСБ РФ № 226, МВД РФ № 336, ФСО РФ № 201, ФПС РФ № 286, ГТК РФ № 410, СВР РФ № 56 от 13.05.98 г. «Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 23.
9. Приказ ГТК РФ от 03.03.99 г. № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
10. Письмо ГТК РФ от 16.02.96 г. № УБТП-11-133/429 «О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно-процессуального законодательства».
11. Письмо ГТК РФ от 23.02.96 г. № УБТП-11-02/493 «О некоторых вопросах хранения таможенными органами и выдачи следователям вещественных доказательств».
12. Письмо ГТК РФ от 18.02.97 г. № 11-1/655 «Об организации исполнения Федеральных Законов о введении в действие нового УК РФ и внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР к
13. Письмо ГТК РФ от 16.01.98 г. № 01-15/837 «О необходимости соблюдения таможенного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при производстве процессуальных действий с вещественными доказательствами и документами >>.
14. Письмо ГТК РФ от 20.01.98 г. № 13-04/0383 «О сроках хранения вещественных доказательств после производства экспертизы».
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
5.2.1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал.
Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:
1. оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
2. оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.
Содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
— наличие возбужденного уголовного дела;
— информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
— поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также Жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения.
Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:
1) соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
2) исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
3) выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
4) соблюдение правил конспирации. Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц. Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неправовым, неофициальным. Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.
Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.
Из этого правило возможны и исключения. Так, в не терпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия Должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.
Сами по себе данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, доказательственного значения не имеют, но могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от исполнения наказания или лиц, без вести пропавших.
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке.
5.2.2. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА КАК МЕТОД
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
На основе международных договоров Российской Федерации или по договоренности с таможенными или иными органами иностранных государств таможенные органы России проводят такое предусмотренное Федеральным законом РФ оперативно-розыскное мероприятие как контролируемая поставка. Оно проводится в целях пресечения международного незаконного оборота товаров, наркотических средств или психотропных веществ, а также выявления лиц, участвующих в таком обороте.
Контролируемая поставка — это ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.
Решение об осуществлении контролируемой поставки принимает Государственный таможенный комитет РФ с немедленным уведомлением об этом Генерального прокурора РФ.
В случае принятия решения об осуществлении контролируемой поставки, если страной назначения товаров, наркотических средств или психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении начальник таможенного органа немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.
Важность и значимость контролируемой поставки как формы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов подчеркнута тем, что законодатель даже выделил нормы Таможенного кодекса РФ, регламентирующие ее проведение, в отдельную главу - главу 37 «Контролируемые поставки». Проект нового Таможенного кодекса РФ также не обошел вниманием это крайне важное средство для эффективной борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, уделив ему две отдельные статьи в главе 47 «Особенности производства по делам о нарушениях таможенных правил. Контролируемая поставка», тем самым еще раз подчеркнув ее важность и значимость.
Цель контролируемой поставки - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Задачами контролируемой поставки являются:
• установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
• установление отправителей и получателей;
• установление лиц, совершивших или совершающих преступление;
• обеспечение доказательств преступной деятельности, Классификация контролируемых поставок может проводиться по различным основаниям.
1. В зависимости от способа наблюдения контролируемые поставки подразделяются на проводимые: путем наблюдения за грузовыми перевозками и путем слежения за почтовыми отправлениями.
2. В зависимости от избранной тактики выделяют обычные (когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции) и «чистые» (когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж) контролируемые поставки.
3. Также контролируемые поставки подразделяются на внешние (осуществляются на территории нескольких государств), внутренние (проводятся только на территории России) и транзитные.
4. Контролируемые поставки делятся также на сопровождаемые и несопровождаемые.
В практике деятельности таможенных органов России контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках тактической операции, то есть совокупности организационных, следственных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение единой цели.
Решение на проведение контролируемой поставки должно отвечать требованиям государственной стратегии борьбы с преступностью, соответствовать природе оперативной деятельности, обеспечивать возможность рационального использования имеющихся сил и средств, строится на точном учете характера сложившейся обстановки.
Для контролируемой поставки характерен повышенный риск, так как она развивается при недостаточности информации. Кроме того, при осуществлении контролируемой поставки необходима тщательная конспирация, особые требования к исполнителям. Они должны уметь предугадывать действия противоположной стороны, проявлять творчество, обладать способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Денежные средства, конфискованные судами РФ и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовалась контролируемая поставка, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества, распределяются между государствами, таможенные и иные органы которых участвовали в осуществлении контролируемой поставки, в соответствии с договоренностью между ГТК России и компетентными ведомствами иностранных государств.
Контрольные вопросы к разделу V
1. По каким преступлениям, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, предварительное следствие не обязательно?
2. Что является поводом, а что — основанием к возбуждению уголовного дела? Приведите примеры.
3. Какое следственное действие, на Ваш взгляд, содержит наибольший фактор риска и в чем он заключается?
4. Какие знания не считаются специальными?
5. Каково содержание постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого?
6. Сколько этапов предполагает тактика производства следственных действий? Что это за этапы?
7. С какого события лицо становится субъектом оперативно-розыскной деятельности?
8. В чем заключается такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос?
9. Как производится отождествление личности?
10. Что входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью?
11. Куда приобщаются результаты оперативно-розыскной деятельности с фактическими данными о событиях и лицах?
12. Что такое контролируемая поставка?
13. Назовите основания классификации контролируемых поставок.
14. Кто и каким образом распоряжается денежными средствами, полученными от реализации имущества, изъятого из незаконного оборота посредством использования метода контролируемой поставки?
Литература к разделу V
Основная:
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 1-3. - М.: Юрист, 1997.
2. Жбанков В. А. Тактика следственного осмотра. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
3. Козыкин А. Ф., Самойленко П. И. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных и других правоохранительных органов России /Науч. ред. А. Н. Яцушко. -М.: РИО РТА, 1997.
4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997.
5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А. Н. Козырина. - М.: СПАРК, 1996.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Общая часть / Под общ. ред. С. И. Скуратова, В. М. Лебедева. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996.
7. Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. Учебно-практическое пособие. — М.: Издатель Шумилова И. И., 1998.
8. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып.
IV. Правовое регулирование таможенного дела / Ю. А. Воробьев; Под. общ. ред. В. А. Максимцева. - М.: РИО РТА, 1995.
9. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып.
V. Правоохранительная деятельность таможенных органов / Науч. ред. А. Ф. Козыкин. - М.: РИО РТА, 1995.
10. Основы таможенного дела / Под. общ. ред. В. Г. Драганова. - М.: «Экономика», 1998.
11. Расследование контрабанды. — М.: Юрист, 1999.
12. Соложенцев В. А., Нестеров А. В. Экспертиза в таможенном деле. — Новосибирск: Наука, 1998.
13. Таможенное право: Курс лекций. Особенная часть. — М.: «Экономика» 1999.
14. Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право. — М.: НОР-МА-ИНФРА-М, 1999.
Дополнительная:
1. Козырин А. Н. Таможенное право России: Учебное пособие. - М.: СПАРК, 1995.
2. Москалькова Т. Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. - М.: Изд-во «СПАРК», 1996.
3. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. -• М.: Юридическая литература, 1970.
4. Следственные действия. - М.: УМЦ ГУК МВД РФ, 1994.
5. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. - М.: Право и Закон, 1996.
6. Шумилов А. Ю., Ивасенко В. Б. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу. — М.: Издатель Шумилова И. И., 1998.
7. Центральная таможенная лаборатория. - М.: ГТК РФ, 1997.
8. Чельцов М. А. Уголовный процесс. — М., 1969.
Список нормативно-правовых актов к разделу V
1. Таможенный кодекс РФ.
2. Федеральный закон РФ от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 33, ст. 3349.
3. Федеральный закон РФ от 15.07.95 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, ст.2759.
4. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из в Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежит лицензированию» // Собрание законодательства РФ, 2000, № 12, ст. 1292.
5. Приказ ГТК РФ от 25.06.93 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России ».
6. Приказ ГТК РФ от 13.01.94 г. № 7 «О создании отделов дознания в таможенных органах Российской Федерации».
7. Приказ ГТК РФ от 10.07.96 г. № 426 «Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения о таможенной лаборатории».
8. Приказ ФСНП РФ М> 175, ФСБ РФ № 226, МВД РФ № 336, ФСО РФ № 201, ФПС РФ № 286, ГТК РФ № 410, СВР РФ № 56 от 13.05.98 г. «Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 23.
9. Приказ ГТК РФ от 03.03.99 г. № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
10. Письмо ГТК РФ от 16.02.96 г. № УБТП-11-133/429 «О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно-процессуального законодательства».
11. Письмо ГТК РФ от 23.02.96 г. № УБТП-11-02/493 «О некоторых вопросах хранения таможенными органами и выдачи следователям вещественных доказательств».
12. Письмо ГТК РФ от 18.02.97 г. № 11-1/655 «Об организации исполнения Федеральных Законов о введении в действие нового УК РФ и внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР к
13. Письмо ГТК РФ от 16.01.98 г. № 01-15/837 «О необходимости соблюдения таможенного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при производстве процессуальных действий с вещественными доказательствами и документами >>.
14. Письмо ГТК РФ от 20.01.98 г. № 13-04/0383 «О сроках хранения вещественных доказательств после производства экспертизы».