ГЛАВА 3.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ

НА НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

3.4.1. ПОНЯТИЕ НОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

НА НЕЕ ПОСЯГАЮЩИХ

Под нормальной деятельностью таможенных органов следует понимать их эффективное и бесперебойное функционирование, решение ими своих задач и выполнение возложенных на них функций в благоприятных условиях, а также обеспечение реализации всех предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими правовыми актами правил, процедур, технологий, которые связаны с таможенным контролем и применяются в процессе таможенной деятельности.

Таможенный кодекс РФ содержит двенадцать составов административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов — от неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа до незаконного воздействия или вмешательства с целью повлиять на принимаемое решение или осуществляемое действие (ст.ст. 437—448 ТК РФ). Остальные нормы главы 63 ТК РФ (ст.ст. 439-454) касаются порядка и особенностей ведения производства по делам об этих правонарушениях, порядка рассмотрения этих дел, а также особенностей наложения взысканий за совершение таких правонарушений.

Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, являются разновидностью административных правонарушений в сфере таможенного дела. Но их нельзя путать с нарушениями таможенных правил, поскольку они таковыми не являются, хотя зачастую им и сопутствуют. Объектом этих правонарушений являются не таможенные правила, определение которых дано нами выше, а деятельность таможенных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций за соблюдением этих правил. Поэтому законодатель и выделил эти виды правонарушений в отдельную главу Таможенного кодекса РФ, объединив их по единому родовому объекту посягательства.

Итак, к административным правонарушениям, посягающим на нормальную деятельность таможенных органов, относятся:

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации (ст. 437 ТК РФ).

Данная норма предусматривает ответственность за неповиновение, т. е. за открытый отказ от исполнения законного распоряжения или требования должностного лица таможенного органа при исполнении им служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 249, 255-257, 263-264, 285, 440-446 ТК РФ. Эти статьи Таможенного кодекса РФ содержат ряд самостоятельных составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, связанных с отказом совершить определенные действия по требованию сотрудников таможенных органов (например, ст. 285 ТК РФ — неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов), и являются специальными нормами по отношению к ст. 437 ТК РФ, которая для них является, соответственно общей.

Субъективная сторона предусмотренного ст. 437 ТК РФ правонарушения характеризуется умышленной формой вины. А совершение этого правонарушения влечет ответственность в виде штрафа в размере до трехкратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2. Оскорбление должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 438 ТК РФ).

Оскорбление — это унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме, которое может быть выражено устно, письменно или действием (например, неприличным жестом). Неприличная форма оскорбления проявляется в том, что негативная оценка личности, которой оно нанесено, дается в виде, резко противоречащем общепринятым правилам общения между людьми.

Обязательным элементом объективной стороны данного правонарушения является причинно-следственная связь между оскорблением должностного лица таможенного органа либо иного лица, указанного в диспозиции ст. 438 ТК РФ, и исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 338 ТК РФ влечет наложение штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Должностное лицо таможенного органа, выполняющее свои служебные обязанности, является представителем власти согласно определению этого понятия, содержащемуся в примечании к ст. 318 ТК РФ. В этой связи, за оскорбление должностного лица таможенного органа как представителя власти ответственность по ст. 338 ТК РФ наступает лишь в случае отсутствия в действиях правонарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). Критерий разграничения преступления и проступка в данном случае заключается в публичном характере оскорбления.

Иными словами, в случае публичного оскорбления должностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 319 УК РФ. Причем публичным оскорблением признается умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного постороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица.

3. Угроза совершения насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 439 ТК РФ).

Это правонарушение влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, либо в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в угрозе, т. е. в выраженном вовне намерении либо обещании (устно, письменно, по телефону, жестами и иными способами), нанесения легких телесных повреждений, побоев или совершения иных насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, а также в отношении лиц, участвующих в процессуальных и иных действиях должностных лиц таможенных органов, исполняющих свои обязанности (экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и пр.), с целью, как правило, запугивания указанных лиц и отказа их от исполнения возложенных на них обязанностей. Причем обязательный элемент объективной стороны данного правонарушения — наличие причинно-следственной связи между угрозой насилия в отношении кого-либо из указанных лиц и исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью находящегося при исполнении своих служебных обязанностей должностного лица таможенного органа образуют состав преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия в отношении представителя власти).

4. Отказ лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, от выдачи или непредставление им товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (ст. 440 ТК РФ).

С объективной стороны правонарушение проявляется:

1) как в действии, представляющем собой открытое заявление в устной либо письменной форме о нежелании выдачи (т. е. отказ от выдачи) должностному лицу таможенного органа либо действующему по его поручению ревизору или специалисту товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения,

2) так и в бездействии, представляющем собой непредставление в установленный срок без уважительных причин должностному лицу таможенного органа или лицу, действующему по его поручению, указанных выше товаров, документов и сведений.

Субъектом данного правонарушения может быть либо физическое лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, либо должностное лицо предприятия, учреждения, организации, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил. А субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность за совершение деяний, предусмотренных статьей 440 ТК РФ, установлена в виде предупреждения либо штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Причем помимо этого штрафа за каждый день просрочки в представлении товаров, документов, иных предметов и сведений с виновного в этом взыскивается пеня в размере половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, начиная со дня истечения установленного срока.

5. Отказ иных лиц от выдачи или непредставление ими товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения (ст. 441 ТК РФ).

В отличие от ст. 440 ТК РФ, субъектом данного правонарушения может быть любое иное физическое или должностное лицо, чем лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил. И ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения или штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

6. Отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений (ст. 442 ТК РФ).

Эта статья предусматривает возможность привлечения к административной ответственности свидетеля по делу о нарушении таможенных правил в случае его отказа или уклонения от дачи необходимых объяснений об известных ему обстоятельствах рассматриваемого дела.

Ответственность свидетеля в виде предупреждения либо штрафа в размере однократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наступает во всех случаях его отказа или уклонения от дачи объяснений по делу о нарушении таможенных правил, за исключением прямо перечисленных в диспозиции статьи 442 ТК РФ — случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен законом (а таковыми являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки).

7. Воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения (ст. 443 ТК РФ).

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений или организаций, в отношении которых по решению таможенного органа должна быть проведена ревизия, проверка или инвентаризация, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, деятельность которых подлежит такой ревизии, проверке или инвентаризации.

Воспрепятствование может выражаться как в действиях, так и в активном бездействии, затрудняющем возможность проведения назначенной таможенным органом проверке, ревизии или инвентаризации. Отказ же представляет собой открытое заявление указанных субъектов о нежелании проведения ими по решению таможенного органа ревизии, проверки или инвентаризации и может выражаться как в устной, так и в письменной форме.

Совершение подобных деяний влечет за собой наложение на виновных лиц взыскания в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

8. Отказ или уклонение эксперта от дачи заключения, переводчика — от участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении, а специалиста, кроме того, — и от участия в проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления (ст.444 ТК РФ).

Эти деяния влекут наложение на виновных лиц взысканий в виде предупреждения или штрафа в размере до одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, за исключением случаев их совершения по уважительным причинам, например, при недостаточном объеме специальных познаний или практических навыков (т. е. некомпетентности), болезни и т. п. Такими причинами могут быть также наличие прямой или косвенной заинтересованности лица в исходе дела и иные указанные в ст. 318 ТК РФ обстоятельства.

9. Отказ или уклонение должностного лица предприятия, учреждения, организации от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста или переводчика (ст. 445 ТК РФ).

Наличие ответственности за подобного рода деяния как и в предыдущем случае (ст. 444 ТК РФ) направлено на обеспечение нормального функционирования таможенных органов, когда для этого требуются некие специальные познания (например, в области иностранных языков), каковыми не обладают сотрудники таможенных органов.

Ответственность предусмотрена в виде предупреждения или штрафа до двукратного размера минимальной месячной оплаты труда. А ее субъектами могут быть должностные лица предприятий, учреждений или организаций, которым направлено постановление или поручение таможенного органа проведении экспертизы либо требование о вызове необходимого специалиста или переводчика и по вине которых это постановление, поручение или требование выполнено не было.

10. Воспрепятствование должностному лицу таможенного органа в проведении таможенного обследования и других процессуальных действий (ст. 446 ТК РФ).

Воспрепятствование, т. е. активное противодействие должностному лицу таможенного органа в проведении им таможенного обследования и других предусмотренных Таможенным кодексом РФ процессуальных действий, если такое Воспрепятствование не влечет за собой уголовной ответственности, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

11. Пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование (ст. 447 ТК РФ).

В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил при невозможности изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов, т. е. имущества, обладающего признаками вещественных доказательств, таможенные органы в ряде случае в соответствии со ст. 340 ТК РФ вправе наложить арест на такое имущество. Пользование этим имуществом возможно только с разрешения таможенного органа и при соблюдении установленных им требований и ограничений на пользование этим имуществом. Данное ограничение прав собственника или иного законного владельца имущества является временным и направлено на обеспечение установления истины по делу о нарушении таможенных правил и реализацию ответственности за его совершение.

Пользование арестованным имуществом без разрешения таможенного органа, а также несоблюдение установленных требований и ограничений на такое пользование влечет ответственность в виде штрафа в размере до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда или от десяти до ста процентов стоимости использованного имущества. Причем наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее правонарушение, от возмещения причиненного в результате пользования указанным имуществом материального ущерба.

12. Незаконное воздействие или вмешательство с целью повлиять на принимаемое решение либо осуществляемое действие (ст. 448 ТК РФ).

Объективная сторона данного правонарушения проявляется в незаконном воздействии или вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц, целью которого является оказание влияния на принимаемые ими решения или осуществляемые действия.

Обязательным элементом объективной стороны является наличие причинно-следственной связи между предстоящим принятием должностным лицом таможенного органа решения либо осуществлением им какого-либо действия в рамках своего служебного положения и действиями лица, осуществляющего незаконное воздействие или вмешательство в принимаемое решения или проводимое действие.

Субъектами данного правонарушения являются руководители предприятий, учреждений или организаций, оказывающих незаконное воздействие или вмешательство, их должностные лица и иные работники, непосредственно в этом виновные, а также физические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае оказания незаконного воздействия или вмешательства с их стороны.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, а ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения либо штрафа в размере до трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Наличие ответственности за совершение рассмотренных выше деяний является не только гарантией правовой защиты и охраны деятельности таможенных органов и их должностных лиц от различного рода посягательств (в том числе и от угрозы совершения насильственных действий), но и действенным средством обеспечения правопорядка на таможенной границе Российской Федерации. В то же время, практика такова, что таможенные органы уделяют недостаточно внимания возможности своей правовой защите и защите своих должностных лиц посредством использования норм главы 63 ТК РФ.

Количество дел, возбуждаемых по признакам административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, на практике значительно ниже количества фактов такого рода посягательств. Это связано, во-первых, с тем, что производство по делам об этих правонарушениях ведется должностными лицами таможенных органов применительно к порядку ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил, а вот их рассмотрение — судьями районных (городских) народных судов. Сложность (с точки зрения некоторых правоприменителей) процесса передачи таких дел, хотя на самом деле ничего сложного здесь нет, снижает уровень правоприменительной практики по таким делам.

А во-вторых (и эта причина, пожалуй, является основной), особенность правоохранительной деятельности таможенных органов, как мы уже отмечали, состоит в том, что от нее, также как и от их фискальной деятельности, ждут пополнения федерального бюджета (особенно в нынешнем состоянии российской экономики). В этой связи, как считают некоторые руководители таможенных органов, тратить силы и средства на ведение производства по указанной категории дел просто «не рентабельно», когда эти же силы и средства можно с успехом потратить на ведение производства по делам о нарушениях таможенных правил, тем более, что количество таких нарушений из года в год не убавляется, а штрафы и иные виды взысканий материального характера по ним, как правило, достаточно солидные.

Такова практика. Но все же, наличие в таможенном законодательстве норм главы 63 ТК РФ, направленных на защиту и обеспечение нормального функционирования таможенных органов и деятельности их должностных лиц, является отнюдь не лишним, а наоборот, просто необходимым.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ

НА НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

3.4.1. ПОНЯТИЕ НОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

НА НЕЕ ПОСЯГАЮЩИХ

Под нормальной деятельностью таможенных органов следует понимать их эффективное и бесперебойное функционирование, решение ими своих задач и выполнение возложенных на них функций в благоприятных условиях, а также обеспечение реализации всех предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими правовыми актами правил, процедур, технологий, которые связаны с таможенным контролем и применяются в процессе таможенной деятельности.

Таможенный кодекс РФ содержит двенадцать составов административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов — от неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа до незаконного воздействия или вмешательства с целью повлиять на принимаемое решение или осуществляемое действие (ст.ст. 437—448 ТК РФ). Остальные нормы главы 63 ТК РФ (ст.ст. 439-454) касаются порядка и особенностей ведения производства по делам об этих правонарушениях, порядка рассмотрения этих дел, а также особенностей наложения взысканий за совершение таких правонарушений.

Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, являются разновидностью административных правонарушений в сфере таможенного дела. Но их нельзя путать с нарушениями таможенных правил, поскольку они таковыми не являются, хотя зачастую им и сопутствуют. Объектом этих правонарушений являются не таможенные правила, определение которых дано нами выше, а деятельность таможенных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций за соблюдением этих правил. Поэтому законодатель и выделил эти виды правонарушений в отдельную главу Таможенного кодекса РФ, объединив их по единому родовому объекту посягательства.

Итак, к административным правонарушениям, посягающим на нормальную деятельность таможенных органов, относятся:

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации (ст. 437 ТК РФ).

Данная норма предусматривает ответственность за неповиновение, т. е. за открытый отказ от исполнения законного распоряжения или требования должностного лица таможенного органа при исполнении им служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 249, 255-257, 263-264, 285, 440-446 ТК РФ. Эти статьи Таможенного кодекса РФ содержат ряд самостоятельных составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, связанных с отказом совершить определенные действия по требованию сотрудников таможенных органов (например, ст. 285 ТК РФ — неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов), и являются специальными нормами по отношению к ст. 437 ТК РФ, которая для них является, соответственно общей.

Субъективная сторона предусмотренного ст. 437 ТК РФ правонарушения характеризуется умышленной формой вины. А совершение этого правонарушения влечет ответственность в виде штрафа в размере до трехкратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2. Оскорбление должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 438 ТК РФ).

Оскорбление — это унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме, которое может быть выражено устно, письменно или действием (например, неприличным жестом). Неприличная форма оскорбления проявляется в том, что негативная оценка личности, которой оно нанесено, дается в виде, резко противоречащем общепринятым правилам общения между людьми.

Обязательным элементом объективной стороны данного правонарушения является причинно-следственная связь между оскорблением должностного лица таможенного органа либо иного лица, указанного в диспозиции ст. 438 ТК РФ, и исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 338 ТК РФ влечет наложение штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Должностное лицо таможенного органа, выполняющее свои служебные обязанности, является представителем власти согласно определению этого понятия, содержащемуся в примечании к ст. 318 ТК РФ. В этой связи, за оскорбление должностного лица таможенного органа как представителя власти ответственность по ст. 338 ТК РФ наступает лишь в случае отсутствия в действиях правонарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). Критерий разграничения преступления и проступка в данном случае заключается в публичном характере оскорбления.

Иными словами, в случае публичного оскорбления должностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 319 УК РФ. Причем публичным оскорблением признается умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного постороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица.

3. Угроза совершения насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 439 ТК РФ).

Это правонарушение влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, либо в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в угрозе, т. е. в выраженном вовне намерении либо обещании (устно, письменно, по телефону, жестами и иными способами), нанесения легких телесных повреждений, побоев или совершения иных насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, а также в отношении лиц, участвующих в процессуальных и иных действиях должностных лиц таможенных органов, исполняющих свои обязанности (экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и пр.), с целью, как правило, запугивания указанных лиц и отказа их от исполнения возложенных на них обязанностей. Причем обязательный элемент объективной стороны данного правонарушения — наличие причинно-следственной связи между угрозой насилия в отношении кого-либо из указанных лиц и исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью находящегося при исполнении своих служебных обязанностей должностного лица таможенного органа образуют состав преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия в отношении представителя власти).

4. Отказ лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, от выдачи или непредставление им товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (ст. 440 ТК РФ).

С объективной стороны правонарушение проявляется:

1) как в действии, представляющем собой открытое заявление в устной либо письменной форме о нежелании выдачи (т. е. отказ от выдачи) должностному лицу таможенного органа либо действующему по его поручению ревизору или специалисту товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения,

2) так и в бездействии, представляющем собой непредставление в установленный срок без уважительных причин должностному лицу таможенного органа или лицу, действующему по его поручению, указанных выше товаров, документов и сведений.

Субъектом данного правонарушения может быть либо физическое лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, либо должностное лицо предприятия, учреждения, организации, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил. А субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность за совершение деяний, предусмотренных статьей 440 ТК РФ, установлена в виде предупреждения либо штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Причем помимо этого штрафа за каждый день просрочки в представлении товаров, документов, иных предметов и сведений с виновного в этом взыскивается пеня в размере половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, начиная со дня истечения установленного срока.

5. Отказ иных лиц от выдачи или непредставление ими товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения (ст. 441 ТК РФ).

В отличие от ст. 440 ТК РФ, субъектом данного правонарушения может быть любое иное физическое или должностное лицо, чем лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил. И ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения или штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

6. Отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений (ст. 442 ТК РФ).

Эта статья предусматривает возможность привлечения к административной ответственности свидетеля по делу о нарушении таможенных правил в случае его отказа или уклонения от дачи необходимых объяснений об известных ему обстоятельствах рассматриваемого дела.

Ответственность свидетеля в виде предупреждения либо штрафа в размере однократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наступает во всех случаях его отказа или уклонения от дачи объяснений по делу о нарушении таможенных правил, за исключением прямо перечисленных в диспозиции статьи 442 ТК РФ — случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен законом (а таковыми являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки).

7. Воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения (ст. 443 ТК РФ).

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений или организаций, в отношении которых по решению таможенного органа должна быть проведена ревизия, проверка или инвентаризация, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, деятельность которых подлежит такой ревизии, проверке или инвентаризации.

Воспрепятствование может выражаться как в действиях, так и в активном бездействии, затрудняющем возможность проведения назначенной таможенным органом проверке, ревизии или инвентаризации. Отказ же представляет собой открытое заявление указанных субъектов о нежелании проведения ими по решению таможенного органа ревизии, проверки или инвентаризации и может выражаться как в устной, так и в письменной форме.

Совершение подобных деяний влечет за собой наложение на виновных лиц взыскания в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

8. Отказ или уклонение эксперта от дачи заключения, переводчика — от участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении, а специалиста, кроме того, — и от участия в проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления (ст.444 ТК РФ).

Эти деяния влекут наложение на виновных лиц взысканий в виде предупреждения или штрафа в размере до одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, за исключением случаев их совершения по уважительным причинам, например, при недостаточном объеме специальных познаний или практических навыков (т. е. некомпетентности), болезни и т. п. Такими причинами могут быть также наличие прямой или косвенной заинтересованности лица в исходе дела и иные указанные в ст. 318 ТК РФ обстоятельства.

9. Отказ или уклонение должностного лица предприятия, учреждения, организации от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста или переводчика (ст. 445 ТК РФ).

Наличие ответственности за подобного рода деяния как и в предыдущем случае (ст. 444 ТК РФ) направлено на обеспечение нормального функционирования таможенных органов, когда для этого требуются некие специальные познания (например, в области иностранных языков), каковыми не обладают сотрудники таможенных органов.

Ответственность предусмотрена в виде предупреждения или штрафа до двукратного размера минимальной месячной оплаты труда. А ее субъектами могут быть должностные лица предприятий, учреждений или организаций, которым направлено постановление или поручение таможенного органа проведении экспертизы либо требование о вызове необходимого специалиста или переводчика и по вине которых это постановление, поручение или требование выполнено не было.

10. Воспрепятствование должностному лицу таможенного органа в проведении таможенного обследования и других процессуальных действий (ст. 446 ТК РФ).

Воспрепятствование, т. е. активное противодействие должностному лицу таможенного органа в проведении им таможенного обследования и других предусмотренных Таможенным кодексом РФ процессуальных действий, если такое Воспрепятствование не влечет за собой уголовной ответственности, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

11. Пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование (ст. 447 ТК РФ).

В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил при невозможности изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов, т. е. имущества, обладающего признаками вещественных доказательств, таможенные органы в ряде случае в соответствии со ст. 340 ТК РФ вправе наложить арест на такое имущество. Пользование этим имуществом возможно только с разрешения таможенного органа и при соблюдении установленных им требований и ограничений на пользование этим имуществом. Данное ограничение прав собственника или иного законного владельца имущества является временным и направлено на обеспечение установления истины по делу о нарушении таможенных правил и реализацию ответственности за его совершение.

Пользование арестованным имуществом без разрешения таможенного органа, а также несоблюдение установленных требований и ограничений на такое пользование влечет ответственность в виде штрафа в размере до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда или от десяти до ста процентов стоимости использованного имущества. Причем наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее правонарушение, от возмещения причиненного в результате пользования указанным имуществом материального ущерба.

12. Незаконное воздействие или вмешательство с целью повлиять на принимаемое решение либо осуществляемое действие (ст. 448 ТК РФ).

Объективная сторона данного правонарушения проявляется в незаконном воздействии или вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц, целью которого является оказание влияния на принимаемые ими решения или осуществляемые действия.

Обязательным элементом объективной стороны является наличие причинно-следственной связи между предстоящим принятием должностным лицом таможенного органа решения либо осуществлением им какого-либо действия в рамках своего служебного положения и действиями лица, осуществляющего незаконное воздействие или вмешательство в принимаемое решения или проводимое действие.

Субъектами данного правонарушения являются руководители предприятий, учреждений или организаций, оказывающих незаконное воздействие или вмешательство, их должностные лица и иные работники, непосредственно в этом виновные, а также физические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае оказания незаконного воздействия или вмешательства с их стороны.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, а ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения либо штрафа в размере до трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Наличие ответственности за совершение рассмотренных выше деяний является не только гарантией правовой защиты и охраны деятельности таможенных органов и их должностных лиц от различного рода посягательств (в том числе и от угрозы совершения насильственных действий), но и действенным средством обеспечения правопорядка на таможенной границе Российской Федерации. В то же время, практика такова, что таможенные органы уделяют недостаточно внимания возможности своей правовой защите и защите своих должностных лиц посредством использования норм главы 63 ТК РФ.

Количество дел, возбуждаемых по признакам административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, на практике значительно ниже количества фактов такого рода посягательств. Это связано, во-первых, с тем, что производство по делам об этих правонарушениях ведется должностными лицами таможенных органов применительно к порядку ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил, а вот их рассмотрение — судьями районных (городских) народных судов. Сложность (с точки зрения некоторых правоприменителей) процесса передачи таких дел, хотя на самом деле ничего сложного здесь нет, снижает уровень правоприменительной практики по таким делам.

А во-вторых (и эта причина, пожалуй, является основной), особенность правоохранительной деятельности таможенных органов, как мы уже отмечали, состоит в том, что от нее, также как и от их фискальной деятельности, ждут пополнения федерального бюджета (особенно в нынешнем состоянии российской экономики). В этой связи, как считают некоторые руководители таможенных органов, тратить силы и средства на ведение производства по указанной категории дел просто «не рентабельно», когда эти же силы и средства можно с успехом потратить на ведение производства по делам о нарушениях таможенных правил, тем более, что количество таких нарушений из года в год не убавляется, а штрафы и иные виды взысканий материального характера по ним, как правило, достаточно солидные.

Такова практика. Но все же, наличие в таможенном законодательстве норм главы 63 ТК РФ, направленных на защиту и обеспечение нормального функционирования таможенных органов и деятельности их должностных лиц, является отнюдь не лишним, а наоборот, просто необходимым.