ГЛАВА 5.1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

5.1.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

КАК ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Действующим законодательством (ст. 117 УПК РСФСР, ст. 222 ТК РФ) таможенные органы Российской Федерации отнесены к числу органов дознания, а борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является одной из важнейших среди стоящих перед ними задач.

Таможенные органы проводят дознание по делам:

• о контрабанде (ст. 188 УК РФ);

• о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

• о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

• о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 119 УПК РСФСР таможенные органы при наличии признаков указанных преступлений обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выявлению лиц, его совершивших, и далее в установленное для этого сроки передать дело следователю.

Дознание представляет является одной из форм предварительного расследования преступлений, которое представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие. Его проведение к компетенции таможенных органов не отнесено.

Дознание отличается от предварительного следствия прежде всего по органам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса, а также по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Закон различает два вида дознания: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие является не обязательным.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и др.). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора и, как уже отмечено, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела передать его следователю по подследственное™. Среди таможенных преступлений к таковым относятся ст.ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному Делу. К таковым относится преступление в сфере таможенного дела, предусмотренное ст. 194 УК РФ.

Срок дознания не может превышать одного месяца со Дня возбуждения, включая срок на составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела производством. В исключительных случаях этот срок может быть продлен прокурором.

Таможенные органы как органы дознания в соответствии с нормами УПК РСФСР обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также все необходимые меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Дознание в системе таможенных органов осуществляют:

• ГТК России в лице Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой (ранее именовавшимся Региональным таможенным управлением по борьбе с таможенными правонарушениями);

• специализированные, так называемые оперативные таможни, специально созданные в каждом таможенном регионе для борьбы с таможенными правонарушениями;

• таможни (непосредственно на местах).

В таможнях имеются специализированные подразделения — отделы дознания, к компетенции которых и относятся функции его осуществления. Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений — дознаватели, которые несут всю полноту ответственности за качество, законность и своевременность проводимого ими дознания.

Наряду с дознавателями за обоснованность возбуждения ими уголовных дел, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемых ответственность несут также начальники таможенных органов или лица, их замещающие.

Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела:

• если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

• если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником подозреваемого или его законного представителя;

• если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в расследуемом деле (ст. 59 УПК РСФСР).

При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания.

По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем.

Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором (ст. 64 УПК РСФСР).

5.1.2. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

И ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

При наличии признаков любого из преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, таможенный орган обязан возбудить уголовное дело. При этом различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

• непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

• заявления и письма граждан;

• сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

• сообщения общественных организаций о преступлениях;

• статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

• явка с повинной.

Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат либо непосредственное обнаружение таможенными органами преступления в сфере таможенного дела, либо сообщение об этом, полученные ими из соответствующих источников.

При получения сообщения о совершенном преступлении должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок (в исключительных случаях — с течение десяти дней) должно провести соответствующую проверку, о результатах которой сообщить начальнику таможенного органа или его заместитель, после чего тот, в свою очередь, обязан принять одно из следующих решений:

• о возбуждении уголовного дела;

• об отказе в возбуждении уголовного дела (мотивированное постановление об этом направляется лицу, предприятию, учреждению либо организации, от которого поступило заявление или сообщение);

• о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (в случае, если преступление не отнесенного к компетенции таможенных органов).

Основанием же для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки конкретного вида таможенного преступления. Например, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт) являются достаточные данные о том, что вывезен или вывозится из страны товар (технология, информация или услуга), который не может быть вывезен за пределы Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту либо вывезен или вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования и таможенного оформления экспортных поставок, а также в случае игнорирования иных требований экспортного контроля.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного закона, а также данные о том, кому конкретно поручается производство дознания по данному уголовному делу.

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

После возбуждения уголовного дела таможенный орган как орган дознания, руководствуясь соответствующими предписаниями УПК РСФСР, провозит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и по обнаружению лиц, его совершивших. Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся:

следственный осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание. Кроме неотложных следственных действий таможенный орган при производстве дознания назначает и проводит также и экспертизы.

Дознаватель, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Все выносимые им постановления подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания:

• в Государственном таможенном комитете России — начальником Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой;

• в региональном таможенном управлении - начальником этого управления;

• в оперативной таможне — начальником оперативной таможни;

• в таможне — начальником этой таможни;

• либо во всех вышеперечисленных случаях лицами, их замещающими.

При выполнении неотложных следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса, а именно: вести дознание объективно, строго и неуклонно соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов — это следственное действие, проводимое для непосредственного обнаружения и исследования объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Его проведение осуществляется в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и механизма происшествия, установления личности виновного и иных обстоятельств. В случаях, не терпящих отлагательств, осмотр может быть произведен и до возбуждения уголовного дела (ст. 178 УПК РСФСР).

Осмотр производится в присутствии понятых. Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. В необходимых случаях могут привлекаться специалисты: судебный медик, криминалист, автомеханик и др.

Ход и результаты осмотра фиксируются в установленном законом порядке (протокол, схемы, планы, применяются фото- и киносъемка, видеозапись). В случаях, когда для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время либо по иным основаниям (например, в связи с ухудшением погодно-климатических условий), осмотр может быть проведен по месту производства дознания или следствия. В таких случаях осматриваемые предметы упаковываются, опечатываются и изымаются.

Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на его теле следов преступления или насилия, а также иных признаков, свидетельствующих о связи его с событием преступления.

Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. Освидетельствование может сопровождаться осмотром одежды и обуви освидетельствуемого. Дознаватель не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. Освидетельствование в этом случае проводится врачом в присутствии понятых.

При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинства или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК РСФСР).

Значение освидетельствования особенно велико при расследовании такого вила таможенных преступлений, как контрабанда, поскольку путем проведения данного следственного действия можно установить наличие контакта преступника с тем или иным объектом, а также выявить тайники и предметы контрабанды на теле, одежде, обуви и т. п.

О результатах освидетельствования составляется соответствующий протокол.

Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов и ценностей, добытых преступным путем, орудий преступления, а также других предметов и документов, которые могут иметь существенное значение для дела. Для его производства обыска необходимо иметь достаточные основания

полагать, что в помещении либо в другом месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, которые могут уметь значение для дела (ст. 168 УПК РСФСР).

Закон допускает проведение и личного обыска (ст. 172 УПК РСФСР).

Поскольку обыск связан с определенными ограничениями и нарушениями прав граждан, для его проведения требуется соблюдение установленных законом гарантий:

1. мотивированного постановления о проведении обыска;

2. санкции прокурора;

3. в надлежащих случаях также и согласие или просьбы дипломатического представителя зарубежного государства.

В то же время в исключительных не терпящих отлагательства случаях обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с обязательным его уведомлением об этом в течение 24 часов.

При производстве обыска обязательно присутствие понятых, а также лица, у которого проводится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если же присутствие последних невозможно, то приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или органа местного самоуправления.

Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. При личном обыске могут обследоваться одежда, обувь, носильные вещи и тело обыскиваемого. По внешним признакам личный обыск имеет сходство с личным досмотром как исключительной формой таможенного контроля. Его проведение имеет в основном целью обнаружить предметы контрабанды на теле обыскиваемого или предметы, запрещенные к транзиту через территорию Российской Федерации. При производстве личного обыска должны быть обеспечены безопасность и здоровье обыскиваемого и его достоинство. В необходимых случаях может быть приглашен врач.

Процедура обыска начинается с предъявления обыскиваемому постановления о производстве обыска и предложения добровольно выдать требуемые предметы и документы. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, можно ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.

По результатам обыска составляется соответствующий протокол, который должен содержать подробное описание всего обнаруженного и изъятого при обыске, подписан, а его копия вручена лицу, у которого был произведен обыск, членам его семьи или представителям местной администрации.

Выемка — это следственное действие, состоящее в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где именно они находятся (ст. 167 УПК РСФСР). Выемка производится в тех случаях, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица и в определенном месте. Порядок осуществления выемки аналогичен порядку производства обыска. При отказе выдать требуемые предметы или документы выемка может быть осуществлена принудительно.

Задержание подозреваемого в совершении преступления — это кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, с целью выяснения его причастности к совершенному преступлению и решения вопроса о возможном заключении этого лица под стражу.

Как самостоятельное процессуальное действие, проводимое в отношении конкретного лица, задержание в порядке ст. 122 УПК РСФСР возможно если:

• лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

• на подозреваемом, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание может быть произведено, например, при обнаружении на одежде подозреваемого следов наркотиков и необходимости в связи с этим провести освидетельствование этого лица. Закон допускает возможность проведения задержания подозреваемого лица и в случае, когда оно пытается совершить побег, если не установлена его личность либо это лицо не имеет постоянного местожительства.

Срок задержания не может превышать 72 часов.

По каждому факту задержания дознаватель обязан составить соответствующий протокол, который утверждается начальником таможенного органа, далее в течение 24 часов сообщить прокурору о задержании, который в течении 48 часов с момента получения извещения должен либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного. Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Допрос — это самостоятельное процессуальное действие, сущность которого заключается в получении показаний (информации), имеющей значение для дела. Допрос является самым распространенным способом получения доказательств о событии преступления.

Различают допрос подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего.

В соответствии со ст. 52 УПК РСФСР подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый вправе (но не обязан) давать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания и заключения под стражу, равно как и по поводу других известных ему обстоятельств по делу.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом дознаватель обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Допрос обвиняемого не может производится в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Допрос свидетелей производится по правилам, определенным гл. 12 УПК РСФСР.

Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого и о своих взаимоотношениях с ним. В отличие от подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, дача показаний свидетелем — это его обязанность. За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность.

Порядок вызова и допроса свидетеля регламентирован нормами главы 12 УПК.

Экспертиза — это проведение исследований в соответствии с требованиями УПК РСФСР лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле, в целях установления обстоятельств (фактических данных), имеющих значение для дела.

О назначении экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе ГТК России вопросами экспертиз для таможенных целей, в том числе и по делам о преступлениях в сфере таможенного дела, занимается специально для этого созданные организации — таможенные лаборатории во главе с Центральная таможенная лаборатория, деятельность которых подробно рассмотрена в Общей части курса.

К объектам направляемых на экспертизу относятся следы, собранные в процессе производства дознания и проведения таможенных расследований, сведения об рассматриваемых объектах, материалы уголовных дел, образцы для сравнительного исследования.

По выполнении неотложных следственных действий таможенный орган передает дело следователю.

Статья 126 УПК РСФСР определила, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, подследственны следователям органов прокуратуры.

Споры о подследственности в силу требований ст. ст. 132 и 211 УПК РСФСР разрешаются транспортным прокурором по месту, где возбуждено уголовное дело и начато расследование.

Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ таможенные преступления исключены из ч. 3 ст. 126 УПК РСФСР и отнесены к ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР. Из этого следует, что по уголовным делам о перечисленных выше преступлениях предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело (то есть эти дела подследственны не только следователям органов прокуратуры, но и следователям органов внутренних дел).

В то же время этот закон не содержит прямого ответа на вопрос, какому органу предварительного следствия подследственны уголовные дела, возбужденные органом дознания (таможенным органом) по признакам перечисленных выше преступлений.

Для его отыскания следует иметь в виду, что положения части 5 ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ о том, что предварительное следствие по уголовным делам производится тем органом, который возбудил уголовное дело, относится только к органу предварительного следствия, а не органу дознания (это прямо следует из содержания ст. 125 и ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР).

Таможенные органы этим законом не наделены правом вести предварительное следствие по таким уголовным делам. В связи с этим при возбуждении уголовных дел таможенными органами по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, таможенные органы как органы дознания должны в силу положений ст.ст. 132 и 211 УПК РСФСР после окончания проведения ими дознания направлять такие дела для решения вопроса об их подследственности соответствующим транспортным прокурорам (последние обязаны принять решение, какому органу предварительного следствия необходимо передать уголовное дело для продолжения предварительного следствия).

После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст.ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК РСФСР).

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.

После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

5.1.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

КАК ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Действующим законодательством (ст. 117 УПК РСФСР, ст. 222 ТК РФ) таможенные органы Российской Федерации отнесены к числу органов дознания, а борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является одной из важнейших среди стоящих перед ними задач.

Таможенные органы проводят дознание по делам:

• о контрабанде (ст. 188 УК РФ);

• о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

• о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

• о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 119 УПК РСФСР таможенные органы при наличии признаков указанных преступлений обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выявлению лиц, его совершивших, и далее в установленное для этого сроки передать дело следователю.

Дознание представляет является одной из форм предварительного расследования преступлений, которое представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие. Его проведение к компетенции таможенных органов не отнесено.

Дознание отличается от предварительного следствия прежде всего по органам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса, а также по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Закон различает два вида дознания: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие является не обязательным.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и др.). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора и, как уже отмечено, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела передать его следователю по подследственное™. Среди таможенных преступлений к таковым относятся ст.ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному Делу. К таковым относится преступление в сфере таможенного дела, предусмотренное ст. 194 УК РФ.

Срок дознания не может превышать одного месяца со Дня возбуждения, включая срок на составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела производством. В исключительных случаях этот срок может быть продлен прокурором.

Таможенные органы как органы дознания в соответствии с нормами УПК РСФСР обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также все необходимые меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Дознание в системе таможенных органов осуществляют:

• ГТК России в лице Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой (ранее именовавшимся Региональным таможенным управлением по борьбе с таможенными правонарушениями);

• специализированные, так называемые оперативные таможни, специально созданные в каждом таможенном регионе для борьбы с таможенными правонарушениями;

• таможни (непосредственно на местах).

В таможнях имеются специализированные подразделения — отделы дознания, к компетенции которых и относятся функции его осуществления. Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений — дознаватели, которые несут всю полноту ответственности за качество, законность и своевременность проводимого ими дознания.

Наряду с дознавателями за обоснованность возбуждения ими уголовных дел, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемых ответственность несут также начальники таможенных органов или лица, их замещающие.

Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела:

• если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

• если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником подозреваемого или его законного представителя;

• если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в расследуемом деле (ст. 59 УПК РСФСР).

При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания.

По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем.

Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором (ст. 64 УПК РСФСР).

5.1.2. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

И ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

При наличии признаков любого из преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, таможенный орган обязан возбудить уголовное дело. При этом различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

• непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

• заявления и письма граждан;

• сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

• сообщения общественных организаций о преступлениях;

• статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

• явка с повинной.

Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат либо непосредственное обнаружение таможенными органами преступления в сфере таможенного дела, либо сообщение об этом, полученные ими из соответствующих источников.

При получения сообщения о совершенном преступлении должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок (в исключительных случаях — с течение десяти дней) должно провести соответствующую проверку, о результатах которой сообщить начальнику таможенного органа или его заместитель, после чего тот, в свою очередь, обязан принять одно из следующих решений:

• о возбуждении уголовного дела;

• об отказе в возбуждении уголовного дела (мотивированное постановление об этом направляется лицу, предприятию, учреждению либо организации, от которого поступило заявление или сообщение);

• о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (в случае, если преступление не отнесенного к компетенции таможенных органов).

Основанием же для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки конкретного вида таможенного преступления. Например, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт) являются достаточные данные о том, что вывезен или вывозится из страны товар (технология, информация или услуга), который не может быть вывезен за пределы Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту либо вывезен или вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования и таможенного оформления экспортных поставок, а также в случае игнорирования иных требований экспортного контроля.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного закона, а также данные о том, кому конкретно поручается производство дознания по данному уголовному делу.

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

После возбуждения уголовного дела таможенный орган как орган дознания, руководствуясь соответствующими предписаниями УПК РСФСР, провозит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и по обнаружению лиц, его совершивших. Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся:

следственный осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание. Кроме неотложных следственных действий таможенный орган при производстве дознания назначает и проводит также и экспертизы.

Дознаватель, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Все выносимые им постановления подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания:

• в Государственном таможенном комитете России — начальником Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой;

• в региональном таможенном управлении - начальником этого управления;

• в оперативной таможне — начальником оперативной таможни;

• в таможне — начальником этой таможни;

• либо во всех вышеперечисленных случаях лицами, их замещающими.

При выполнении неотложных следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса, а именно: вести дознание объективно, строго и неуклонно соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов — это следственное действие, проводимое для непосредственного обнаружения и исследования объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Его проведение осуществляется в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и механизма происшествия, установления личности виновного и иных обстоятельств. В случаях, не терпящих отлагательств, осмотр может быть произведен и до возбуждения уголовного дела (ст. 178 УПК РСФСР).

Осмотр производится в присутствии понятых. Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. В необходимых случаях могут привлекаться специалисты: судебный медик, криминалист, автомеханик и др.

Ход и результаты осмотра фиксируются в установленном законом порядке (протокол, схемы, планы, применяются фото- и киносъемка, видеозапись). В случаях, когда для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время либо по иным основаниям (например, в связи с ухудшением погодно-климатических условий), осмотр может быть проведен по месту производства дознания или следствия. В таких случаях осматриваемые предметы упаковываются, опечатываются и изымаются.

Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на его теле следов преступления или насилия, а также иных признаков, свидетельствующих о связи его с событием преступления.

Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. Освидетельствование может сопровождаться осмотром одежды и обуви освидетельствуемого. Дознаватель не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. Освидетельствование в этом случае проводится врачом в присутствии понятых.

При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинства или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК РСФСР).

Значение освидетельствования особенно велико при расследовании такого вила таможенных преступлений, как контрабанда, поскольку путем проведения данного следственного действия можно установить наличие контакта преступника с тем или иным объектом, а также выявить тайники и предметы контрабанды на теле, одежде, обуви и т. п.

О результатах освидетельствования составляется соответствующий протокол.

Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов и ценностей, добытых преступным путем, орудий преступления, а также других предметов и документов, которые могут иметь существенное значение для дела. Для его производства обыска необходимо иметь достаточные основания

полагать, что в помещении либо в другом месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, которые могут уметь значение для дела (ст. 168 УПК РСФСР).

Закон допускает проведение и личного обыска (ст. 172 УПК РСФСР).

Поскольку обыск связан с определенными ограничениями и нарушениями прав граждан, для его проведения требуется соблюдение установленных законом гарантий:

1. мотивированного постановления о проведении обыска;

2. санкции прокурора;

3. в надлежащих случаях также и согласие или просьбы дипломатического представителя зарубежного государства.

В то же время в исключительных не терпящих отлагательства случаях обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с обязательным его уведомлением об этом в течение 24 часов.

При производстве обыска обязательно присутствие понятых, а также лица, у которого проводится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если же присутствие последних невозможно, то приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или органа местного самоуправления.

Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. При личном обыске могут обследоваться одежда, обувь, носильные вещи и тело обыскиваемого. По внешним признакам личный обыск имеет сходство с личным досмотром как исключительной формой таможенного контроля. Его проведение имеет в основном целью обнаружить предметы контрабанды на теле обыскиваемого или предметы, запрещенные к транзиту через территорию Российской Федерации. При производстве личного обыска должны быть обеспечены безопасность и здоровье обыскиваемого и его достоинство. В необходимых случаях может быть приглашен врач.

Процедура обыска начинается с предъявления обыскиваемому постановления о производстве обыска и предложения добровольно выдать требуемые предметы и документы. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, можно ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.

По результатам обыска составляется соответствующий протокол, который должен содержать подробное описание всего обнаруженного и изъятого при обыске, подписан, а его копия вручена лицу, у которого был произведен обыск, членам его семьи или представителям местной администрации.

Выемка — это следственное действие, состоящее в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где именно они находятся (ст. 167 УПК РСФСР). Выемка производится в тех случаях, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица и в определенном месте. Порядок осуществления выемки аналогичен порядку производства обыска. При отказе выдать требуемые предметы или документы выемка может быть осуществлена принудительно.

Задержание подозреваемого в совершении преступления — это кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, с целью выяснения его причастности к совершенному преступлению и решения вопроса о возможном заключении этого лица под стражу.

Как самостоятельное процессуальное действие, проводимое в отношении конкретного лица, задержание в порядке ст. 122 УПК РСФСР возможно если:

• лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

• на подозреваемом, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание может быть произведено, например, при обнаружении на одежде подозреваемого следов наркотиков и необходимости в связи с этим провести освидетельствование этого лица. Закон допускает возможность проведения задержания подозреваемого лица и в случае, когда оно пытается совершить побег, если не установлена его личность либо это лицо не имеет постоянного местожительства.

Срок задержания не может превышать 72 часов.

По каждому факту задержания дознаватель обязан составить соответствующий протокол, который утверждается начальником таможенного органа, далее в течение 24 часов сообщить прокурору о задержании, который в течении 48 часов с момента получения извещения должен либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного. Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Допрос — это самостоятельное процессуальное действие, сущность которого заключается в получении показаний (информации), имеющей значение для дела. Допрос является самым распространенным способом получения доказательств о событии преступления.

Различают допрос подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего.

В соответствии со ст. 52 УПК РСФСР подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый вправе (но не обязан) давать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания и заключения под стражу, равно как и по поводу других известных ему обстоятельств по делу.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом дознаватель обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Допрос обвиняемого не может производится в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Допрос свидетелей производится по правилам, определенным гл. 12 УПК РСФСР.

Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого и о своих взаимоотношениях с ним. В отличие от подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, дача показаний свидетелем — это его обязанность. За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность.

Порядок вызова и допроса свидетеля регламентирован нормами главы 12 УПК.

Экспертиза — это проведение исследований в соответствии с требованиями УПК РСФСР лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле, в целях установления обстоятельств (фактических данных), имеющих значение для дела.

О назначении экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе ГТК России вопросами экспертиз для таможенных целей, в том числе и по делам о преступлениях в сфере таможенного дела, занимается специально для этого созданные организации — таможенные лаборатории во главе с Центральная таможенная лаборатория, деятельность которых подробно рассмотрена в Общей части курса.

К объектам направляемых на экспертизу относятся следы, собранные в процессе производства дознания и проведения таможенных расследований, сведения об рассматриваемых объектах, материалы уголовных дел, образцы для сравнительного исследования.

По выполнении неотложных следственных действий таможенный орган передает дело следователю.

Статья 126 УПК РСФСР определила, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, подследственны следователям органов прокуратуры.

Споры о подследственности в силу требований ст. ст. 132 и 211 УПК РСФСР разрешаются транспортным прокурором по месту, где возбуждено уголовное дело и начато расследование.

Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ таможенные преступления исключены из ч. 3 ст. 126 УПК РСФСР и отнесены к ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР. Из этого следует, что по уголовным делам о перечисленных выше преступлениях предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело (то есть эти дела подследственны не только следователям органов прокуратуры, но и следователям органов внутренних дел).

В то же время этот закон не содержит прямого ответа на вопрос, какому органу предварительного следствия подследственны уголовные дела, возбужденные органом дознания (таможенным органом) по признакам перечисленных выше преступлений.

Для его отыскания следует иметь в виду, что положения части 5 ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ о том, что предварительное следствие по уголовным делам производится тем органом, который возбудил уголовное дело, относится только к органу предварительного следствия, а не органу дознания (это прямо следует из содержания ст. 125 и ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР).

Таможенные органы этим законом не наделены правом вести предварительное следствие по таким уголовным делам. В связи с этим при возбуждении уголовных дел таможенными органами по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, таможенные органы как органы дознания должны в силу положений ст.ст. 132 и 211 УПК РСФСР после окончания проведения ими дознания направлять такие дела для решения вопроса об их подследственности соответствующим транспортным прокурорам (последние обязаны принять решение, какому органу предварительного следствия необходимо передать уголовное дело для продолжения предварительного следствия).

После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст.ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК РСФСР).

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.

После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.