ГЛАВА 1.4. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА РОССИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
1.4.1. СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Систематизацией норм права в общей теории права принято считать упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.
Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специфику: оно носит комплексный характер и состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. А комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.
Систематизация норм таможенного права может быть проведена по различным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться два условия: во-первых, систематизация должна исходить из наличия и объективной дифференциации таможенно-правовых норм, во-вторых, систематизация должна приносить определенную пользу науке и практике.
Авторы существующих учебников по таможенному праву, по разному трактуя свои критерии систематизации таможенно-правовых норм, так или иначе проводят ее, прежде всего, по признаку возможных масштабов применения этих норм. Такая систематизация сводится к подразделению отрасли таможенного права на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.
Государство формирует отрасль таможенного права в том виде, в котором оно необходимо для достижения целей современной таможенной политики России. Поэтому важно учесть, что в случае изменения каких-либо целей и задач современной таможенной политики изменится и совокупность правовых норм, составляющих те или иные разделы либо институты таможенного права.
Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы — устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, своего рода «элементарные частицы» таможенного права, относящиеся к нему как единичное к общему.
Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты, каковыми в таможенном праве являются взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, т. е. совокупности норм, регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. А поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенном кодексе РФ, внутренней структурой ТК РФ.
Институты таможенного права, в свою очередь, объединены в соответствующие разделы таможенного права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это раздел таможенного права. В него входит основной институт (глава 21 ТК РФ), три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование (главы 22, 23 и 26 ТК РФ соответственно), а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 24 и 25 ТК РФ), имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению.
С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на общую и особенную части, как это принято в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.
В Общую часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения Общей части таможенного права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.
В состав Общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий; регулирующие ответственность в таможенно-правовой сфере, в том числе и ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов.
При этом следует отметить, что Общая часть таможенного права как отрасли несколько уже Общей части таможенного права как учебного курса, куда входят также история таможенного дела и таможенной политики России, предмет, система и источники таможенного права, не входящие, естественно, в Общую часть таможенного права как отрасли.
Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В нее входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, порядок применения таможенных льгот, порядок ведения таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
К Особенной части таможенного права относятся также совокупность правовых норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов.
Помимо общей и особенной частей, в системе таможенного права выделяют также и специальную его часть, куда входят правовые нормы, регламентирующие участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.
1.4.2. ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений.
Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.
Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
1) международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация;
2) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;
3) федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;
4) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.
Теперь о каждой группе источников таможенного права более подробно.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6).
Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.
Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.
Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25): институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы так или иначе имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию в Российской Федерации и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.
Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.
Основным из таких законов является Таможенный кодекс РФ, который, как сказано в его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.
Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.
1. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ГТК России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
3. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
4. Федеральный закон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Комплексный характер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.
Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития.
Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций»: принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц статье 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.
Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее, порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.
За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые ГТК России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.
Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.
Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК России. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России устанавливают общие правила и порядок регулирования различных таможенных правоотношений (например, Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 «О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ»), но зачастую ими утверждаются различные положения о таможенных органах и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например, Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Помимо приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.
Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.
При определении понятия «источники таможенного права» мы ничего не сказали об таможенно-правовых обычаях - сложившихся и применяемых в таможенной сфере правил поведения, не предусмотренных законодательством. Их можно отнести к системе источников таможенного права в качестве вспомогательного звена.
Иногда в нормативно-правовых актах содержатся даже прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Так, например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» предусматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в международной торговле». А раньше в нашей стране даже публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли. В этой связи участники таможенно-правовых отношений имеют право доказывать наличие того или иного обычая в сфере таможенного дела или оспаривать его существование с использованием при этом всего арсенала предусмотренных законом доказательств.
Контрольные вопросы к разделу I
1. Каково с точки зрения действующего законодательства соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика»?
2. Что обозначало слово «таможня» во времена Киевской Руси?
3. Какова история происхождения понятия «таможенный тариф»?
4. Какие основные цели таможенного дела современной России вы можете назвать?
5. Что такое таможенная граница России и совпадает ли она с ее государственной границей?
6. В каком случае транспортные средства в общепринятом понимании этого понятия не являются таковыми в соответствии с таможенным законодательством?
7. Какие основные цели таможенной политики России вы можете назвать и кем эти цели определяются?
8. В чем основная цель протекционистской таможенной политики любого государства и чем такая политика характеризуется?
9. Что означает принцип приоритета международного договора при осуществлении таможенного дела в Российской Федерации?
10. В чем состоит отличие понятий «таможенное дело» и «таможенное право»?
11. В чем заключается особенность правоотношений, именуемых таможенными правоотношениями?
12. Почему в таможенно-правовом регулировании превалирует властный метод и в чем он проявляется?
13. К общеправовым принципам таможенного права можно отнести и принцип демократизма. В чем, по-вашему, он проявляется?
14. Можно ли назвать правоотношения, возникающие между таможней и возводящей новое здание склада временного хранения в пункте пропуска через таможенную границу строительной организацией, таможенными правоотношениями?
15. В чем структурная особенность таможенно-правовых норм регулятивного характера, а в чем — норм правоохранительного характера?
16. Можно ли сказать, что запрещающие нормы таможенного права обязывают не совершать определенных действий, предусмотренных этими нормами?
17. В чем проявляется условность деления норм таможенного права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы?
18. Чем характеризуются материальные таможенно-правовые нормы?
19. В чем проявляется соотношение таможенно-правовой нормы и таможенно-правового отношения?
20. Что является основанием для возникновения таможенно-правовых отношений?
21. Какие элементы входят в структуру таможенно-правовых отношений?
22. Какие существуют виды объектов таможенно-правовых отношений?
23. Чем характеризуется содержание таможенно-правовых отношений?
24. В чем, на ваш взгляд, практическая польза от систематизации норм таможенного права?
25. Что такое «правовой институт» и каково его место в определении понятия «система таможенного права»?
26. Что является системообразующим фактором в таможенном праве?
27. Чем, на ваш взгляд, обусловлено множество источников таможенного права?
28. Какова роль постановлений высших органов судебной власти Российской Федерации в системе источников таможенного права?
29. Каковы критерии группировки источников таможенного права?
30. В каком случае тот или иной нормативно-правовой акт может быть отнесен к системе источников таможенного права?
31. Что такое правовой статус субъекта таможенного права?
32. Имеет ли право юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, заниматься внешнеэкономической деятельностью? Ответ обосновать.
33. По достижении какого возраста физическое лицо может стать субъектом таможенно-правовых отношений?
34. К какой категории субъектов таможенного права, на ваш взгляд, можно отнести международные таможенные организации?
Литература к разделу I
Основная:
1. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1994.
2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996.
3. Епифанов А. Ф., Некрасов Е. М. Российская таможня между прошлым и будущим. — Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.
4. История таможенного дела и таможенной политики России (1811-1917 гг.): Хрестоматия. Часть 2. - М.: РИО РТА, 1998.
5. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 1997.
6. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. — М.: Изд-во «Спарк», 1996.
7. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
8. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. - М.: ИПО «Автор», 1996.
9. Лазарев В.В. Теория государства и права. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
10. Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. — Иркутск: Изд. Иркутск, гос. ун-та, 1987.
11. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск I. Развитие таможенного дела в России. — М.: РИО РТА, 1995.
12. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд. группа ИН-ФРА-М—НОРМА, 1997.
13. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук проф. А. Ф. Ноздрачев. - М.: Юрист, 1998.
14. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 1. Общая часть/ Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. -М.: Экономика, 1999.
Дополнительная:
1. Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право, 1995, № 3.
2. Воробьев Ю. А. Введение в теорию таможенного права // Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2-х ч. Ч. 1. - М.: РИО РТА, 1996.
3. Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991 гг.) // Государство и право, 1992, № 10, с. 27-37.
4. Зверев О. Е., Храбсков В. Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 1994, № 1.
5. История России в лицах и датах: Словарь-справочник (1Хв. - 1917 г.) / А. В. Аграшенков, В. П. Бякина и др. - СПб.: Издательство «ПиК», 1995.
6. Марков Л. Н. Таможенное право — подотрасль административного права // Вопросы сов. гос. (конституционного) права / Труды Иркутского гос. ун-та. - Иркутск, 1971. Т. 81: Сер. юрид. - Вып. 12, ч. 2. С. 258-269.
7. Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. - М.: Фирма «СПАРК», 1995.
8. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М.: Юрид. лит., 1978.
9. Круглов А. С., Блинов Н. М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов: В 2 частях. Часть 1. - М/: РИО РТА, 1997, с. 3-14.
10. Осинцев Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хозяйства и право, 1996, № 8, с. 75-80.
11. Сандровский К. К. Таможенное право: Учебное пособие для юрид. вузов и факультетов. — Киев: Вища школа, 1974.
12. Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. — М., 1924.
13. Яцушко А. Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики / Таможенная политика в новых условиях // Материалы научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 1999, с. 113-131.
Список нормативно-правовых актов к разделу I
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
3. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
4. Таможенный кодекс РФ.
5. Федеральный закон РФ от 21.07.97 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета, 1997, 31 июля.
6. Федеральный закон РФ от 8.01.98 г. «О наркотических, средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 219.
7. Федеральный закон РФ от 13.12.96 г. «Об оружии» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681.
8. Федеральный закон РФ от 13.10.95 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681.
9. Закон РФ от 21.05.93 г. «О таможенном тарифе» // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, № 23, ст. 821.
10. Закон РФ от 15.04.93 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета, 1993, 15 мая.
11. Закон РФ от 9.10.92 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, 1992, 4 ноября.
12. Закон СССР от 24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26, ст. 836.
72
Таможенное право России
13. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, № 30, ст. 418.
14. Указ Президента РФ от 25.10.94 г. № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 38, ст. 2855.
15. Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций» //Таможенные ведомости, 1996, № 5, с. 144-150.
16. Указ Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 22, ст. 2663.
17. Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 13, ст. 1350 и принятое в дополнение к нему Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №'930 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст. 4122.
18. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 33, ст. 3895.
19. Приказ ГТК России от 10.01.96 г. № 12 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» //Российские вести, 1996, №№ 73,78.
20. Письмо ГТК России от 11.04.96 г. № УБТП-22-05/1022 «Рекомендации о порядке подготовки и содержании запросов в таможенные органы иностранных государств» // Таможенные ведомости, 1996, № 11.
1.4.1. СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Систематизацией норм права в общей теории права принято считать упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.
Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специфику: оно носит комплексный характер и состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. А комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.
Систематизация норм таможенного права может быть проведена по различным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться два условия: во-первых, систематизация должна исходить из наличия и объективной дифференциации таможенно-правовых норм, во-вторых, систематизация должна приносить определенную пользу науке и практике.
Авторы существующих учебников по таможенному праву, по разному трактуя свои критерии систематизации таможенно-правовых норм, так или иначе проводят ее, прежде всего, по признаку возможных масштабов применения этих норм. Такая систематизация сводится к подразделению отрасли таможенного права на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.
Государство формирует отрасль таможенного права в том виде, в котором оно необходимо для достижения целей современной таможенной политики России. Поэтому важно учесть, что в случае изменения каких-либо целей и задач современной таможенной политики изменится и совокупность правовых норм, составляющих те или иные разделы либо институты таможенного права.
Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы — устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, своего рода «элементарные частицы» таможенного права, относящиеся к нему как единичное к общему.
Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты, каковыми в таможенном праве являются взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, т. е. совокупности норм, регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. А поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенном кодексе РФ, внутренней структурой ТК РФ.
Институты таможенного права, в свою очередь, объединены в соответствующие разделы таможенного права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это раздел таможенного права. В него входит основной институт (глава 21 ТК РФ), три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование (главы 22, 23 и 26 ТК РФ соответственно), а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 24 и 25 ТК РФ), имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению.
С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на общую и особенную части, как это принято в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.
В Общую часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения Общей части таможенного права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.
В состав Общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий; регулирующие ответственность в таможенно-правовой сфере, в том числе и ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов.
При этом следует отметить, что Общая часть таможенного права как отрасли несколько уже Общей части таможенного права как учебного курса, куда входят также история таможенного дела и таможенной политики России, предмет, система и источники таможенного права, не входящие, естественно, в Общую часть таможенного права как отрасли.
Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В нее входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, порядок применения таможенных льгот, порядок ведения таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
К Особенной части таможенного права относятся также совокупность правовых норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов.
Помимо общей и особенной частей, в системе таможенного права выделяют также и специальную его часть, куда входят правовые нормы, регламентирующие участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.
1.4.2. ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений.
Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.
Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
1) международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация;
2) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;
3) федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;
4) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.
Теперь о каждой группе источников таможенного права более подробно.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6).
Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.
Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.
Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25): институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы так или иначе имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию в Российской Федерации и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.
Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.
Основным из таких законов является Таможенный кодекс РФ, который, как сказано в его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.
Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.
1. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ГТК России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
3. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
4. Федеральный закон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Комплексный характер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.
Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития.
Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций»: принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц статье 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.
Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее, порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.
За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые ГТК России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.
Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.
Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК России. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России устанавливают общие правила и порядок регулирования различных таможенных правоотношений (например, Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 «О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ»), но зачастую ими утверждаются различные положения о таможенных органах и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например, Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Помимо приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.
Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.
При определении понятия «источники таможенного права» мы ничего не сказали об таможенно-правовых обычаях - сложившихся и применяемых в таможенной сфере правил поведения, не предусмотренных законодательством. Их можно отнести к системе источников таможенного права в качестве вспомогательного звена.
Иногда в нормативно-правовых актах содержатся даже прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Так, например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» предусматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в международной торговле». А раньше в нашей стране даже публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли. В этой связи участники таможенно-правовых отношений имеют право доказывать наличие того или иного обычая в сфере таможенного дела или оспаривать его существование с использованием при этом всего арсенала предусмотренных законом доказательств.
Контрольные вопросы к разделу I
1. Каково с точки зрения действующего законодательства соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика»?
2. Что обозначало слово «таможня» во времена Киевской Руси?
3. Какова история происхождения понятия «таможенный тариф»?
4. Какие основные цели таможенного дела современной России вы можете назвать?
5. Что такое таможенная граница России и совпадает ли она с ее государственной границей?
6. В каком случае транспортные средства в общепринятом понимании этого понятия не являются таковыми в соответствии с таможенным законодательством?
7. Какие основные цели таможенной политики России вы можете назвать и кем эти цели определяются?
8. В чем основная цель протекционистской таможенной политики любого государства и чем такая политика характеризуется?
9. Что означает принцип приоритета международного договора при осуществлении таможенного дела в Российской Федерации?
10. В чем состоит отличие понятий «таможенное дело» и «таможенное право»?
11. В чем заключается особенность правоотношений, именуемых таможенными правоотношениями?
12. Почему в таможенно-правовом регулировании превалирует властный метод и в чем он проявляется?
13. К общеправовым принципам таможенного права можно отнести и принцип демократизма. В чем, по-вашему, он проявляется?
14. Можно ли назвать правоотношения, возникающие между таможней и возводящей новое здание склада временного хранения в пункте пропуска через таможенную границу строительной организацией, таможенными правоотношениями?
15. В чем структурная особенность таможенно-правовых норм регулятивного характера, а в чем — норм правоохранительного характера?
16. Можно ли сказать, что запрещающие нормы таможенного права обязывают не совершать определенных действий, предусмотренных этими нормами?
17. В чем проявляется условность деления норм таможенного права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы?
18. Чем характеризуются материальные таможенно-правовые нормы?
19. В чем проявляется соотношение таможенно-правовой нормы и таможенно-правового отношения?
20. Что является основанием для возникновения таможенно-правовых отношений?
21. Какие элементы входят в структуру таможенно-правовых отношений?
22. Какие существуют виды объектов таможенно-правовых отношений?
23. Чем характеризуется содержание таможенно-правовых отношений?
24. В чем, на ваш взгляд, практическая польза от систематизации норм таможенного права?
25. Что такое «правовой институт» и каково его место в определении понятия «система таможенного права»?
26. Что является системообразующим фактором в таможенном праве?
27. Чем, на ваш взгляд, обусловлено множество источников таможенного права?
28. Какова роль постановлений высших органов судебной власти Российской Федерации в системе источников таможенного права?
29. Каковы критерии группировки источников таможенного права?
30. В каком случае тот или иной нормативно-правовой акт может быть отнесен к системе источников таможенного права?
31. Что такое правовой статус субъекта таможенного права?
32. Имеет ли право юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, заниматься внешнеэкономической деятельностью? Ответ обосновать.
33. По достижении какого возраста физическое лицо может стать субъектом таможенно-правовых отношений?
34. К какой категории субъектов таможенного права, на ваш взгляд, можно отнести международные таможенные организации?
Литература к разделу I
Основная:
1. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1994.
2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996.
3. Епифанов А. Ф., Некрасов Е. М. Российская таможня между прошлым и будущим. — Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.
4. История таможенного дела и таможенной политики России (1811-1917 гг.): Хрестоматия. Часть 2. - М.: РИО РТА, 1998.
5. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 1997.
6. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. — М.: Изд-во «Спарк», 1996.
7. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
8. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. - М.: ИПО «Автор», 1996.
9. Лазарев В.В. Теория государства и права. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
10. Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. — Иркутск: Изд. Иркутск, гос. ун-та, 1987.
11. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск I. Развитие таможенного дела в России. — М.: РИО РТА, 1995.
12. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд. группа ИН-ФРА-М—НОРМА, 1997.
13. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук проф. А. Ф. Ноздрачев. - М.: Юрист, 1998.
14. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 1. Общая часть/ Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. -М.: Экономика, 1999.
Дополнительная:
1. Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право, 1995, № 3.
2. Воробьев Ю. А. Введение в теорию таможенного права // Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2-х ч. Ч. 1. - М.: РИО РТА, 1996.
3. Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991 гг.) // Государство и право, 1992, № 10, с. 27-37.
4. Зверев О. Е., Храбсков В. Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 1994, № 1.
5. История России в лицах и датах: Словарь-справочник (1Хв. - 1917 г.) / А. В. Аграшенков, В. П. Бякина и др. - СПб.: Издательство «ПиК», 1995.
6. Марков Л. Н. Таможенное право — подотрасль административного права // Вопросы сов. гос. (конституционного) права / Труды Иркутского гос. ун-та. - Иркутск, 1971. Т. 81: Сер. юрид. - Вып. 12, ч. 2. С. 258-269.
7. Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. - М.: Фирма «СПАРК», 1995.
8. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М.: Юрид. лит., 1978.
9. Круглов А. С., Блинов Н. М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов: В 2 частях. Часть 1. - М/: РИО РТА, 1997, с. 3-14.
10. Осинцев Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хозяйства и право, 1996, № 8, с. 75-80.
11. Сандровский К. К. Таможенное право: Учебное пособие для юрид. вузов и факультетов. — Киев: Вища школа, 1974.
12. Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. — М., 1924.
13. Яцушко А. Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики / Таможенная политика в новых условиях // Материалы научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 1999, с. 113-131.
Список нормативно-правовых актов к разделу I
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.
3. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
4. Таможенный кодекс РФ.
5. Федеральный закон РФ от 21.07.97 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета, 1997, 31 июля.
6. Федеральный закон РФ от 8.01.98 г. «О наркотических, средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 219.
7. Федеральный закон РФ от 13.12.96 г. «Об оружии» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681.
8. Федеральный закон РФ от 13.10.95 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 51, ст. 5681.
9. Закон РФ от 21.05.93 г. «О таможенном тарифе» // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, № 23, ст. 821.
10. Закон РФ от 15.04.93 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета, 1993, 15 мая.
11. Закон РФ от 9.10.92 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, 1992, 4 ноября.
12. Закон СССР от 24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26, ст. 836.
72
Таможенное право России
13. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, № 30, ст. 418.
14. Указ Президента РФ от 25.10.94 г. № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 38, ст. 2855.
15. Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций» //Таможенные ведомости, 1996, № 5, с. 144-150.
16. Указ Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 22, ст. 2663.
17. Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 13, ст. 1350 и принятое в дополнение к нему Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №'930 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 34, ст. 4122.
18. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 33, ст. 3895.
19. Приказ ГТК России от 10.01.96 г. № 12 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» //Российские вести, 1996, №№ 73,78.
20. Письмо ГТК России от 11.04.96 г. № УБТП-22-05/1022 «Рекомендации о порядке подготовки и содержании запросов в таможенные органы иностранных государств» // Таможенные ведомости, 1996, № 11.