ГЛАВА 1.3. ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

1.3.1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ НОРМ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ДЕЙСТВИЕ НОРМ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ,

В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.

Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков:

1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли;

2) норма права - это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством;

3) это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение;

4) нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность;

5) норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.

Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам и поэтому понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие. Диспозиция («сердцевина» нормы) указывает на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Ну а санкция - это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.

Элементы структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с диспозицией, а диспозиция — с санкцией, и наоборот.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Как уже отмечалось - объединяющим признаком, позволяющим именовать нормы этих отраслей одновременно и таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т. е. на регулирование совокупности общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы различны также и по своей предметной направленности. Исходя из этого, они делятся на материальные нормы и нормы процессуальные.

Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. В них находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений. А процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Например, нормы, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами. А нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств — процессуальными нормами таможенного права.

Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.

По степени общности содержания таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли. Общие нормы, в отличие от норм-принципов — это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах. А вот нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела именуются уже конкретными таможенно-правовыми нормами.

Например, положение ч. 1 ст. 2 ТК РФ является нормой-принципом таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики; положение ст. 137 ТК РФ, содержащее понятие предварительных операций, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды предварительных операций, а вот нормы главы 23 ТК РФ являются уже конкретными таможенно-правовыми нормами, поскольку непосредственно регулируют порядок и условия временного хранения товаров, являющегося одной из разновидностей предварительных операций.

По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению, т. е. дают возможность субъектам самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях — в рамках нормы. Примером может служить ст. 25 ТК РФ, дающая право лицу, перемещающему товары и транспортные средства, в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его.

Обязывающие нормы таможенного права предписывают обязанность совершения субъектом таможенного права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Так, например, нормой ч. 1 ст. 39 ТК РФ предусмотрен перечень мер, которые обязан предпринять перевозчик находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в случае аварии или действия непреодолимой силы.

Запрещающие таможенно-правовые нормы предписывают субъекту таможенного права воздержаться от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным указанием на правило поведения. Примером могут служить нормы главы 39 ТК РФ, устанавливающие виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения.

По техническим приемам установления правил поведения таможенно-правовые нормы можно подразделить на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные нормы содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Таких норм в таможенном праве большинство.

Бланкетными принято считать нормы, которые не содержат определенных правил поведения, а делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Например — ст. 26 ТК РФ: «Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом». Норма явно бланкетная, поскольку самого правила не содержит, а отсылка сформулирована в самом общем виде.

В отличие от бланкетных отсылочные нормы, наоборот, содержат ссылку на конкретное правило поведения, содержащееся в той или иной прямо обозначенной статье нормативно-правового акта. Например, ч. 1 ст. 88 ТК РФ («При переработке товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 настоящего Кодекса») носит явный отсылочный характер.

Теперь о действии норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Основополагающим для таможенного права является положение ст. 5 ТК РФ, согласно которому в таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России таким днем, т. е. днем принятия таможенной декларации считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его определить — день обнаружения таможенного правонарушения. Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени.

Существует еще дополнительный критерий, характеризующий действие таможенно-правовых норм во времени — это срок их действия. В зависимости от этого их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия (таких норм большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом) и на нормы с указанием срока их действия (например, так называемые «сезонные пошлины» вводятся на определенный срок, по истечении которого нормы, их вводившие считаются утратившими силу).

По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории России (таких норм большинство) и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, нормы Приказа ГТК России от 28 августа 1996 г. № 521 действуют лишь в пределах Особой экономической зоны в Калининградской области).

Действие же норм таможенного права России по кругу, лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами — нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории (например, на ли, поместивших товар под таможенный режим временного вывоза).

Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе. Например, в определенной части нормы таможенного права не распространяются на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под которыми в таможенном праве понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов России.

1.3.2. ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ

Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями.

Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения.

Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются:

а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений);

б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают);

в) содержание этих правоотношений.

Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

К ним относятся:

• таможенные органы;

• государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы;

• юридические лица;

• физические лица.

Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. Они не присущи субъектам от природы, формулируются в субъективном праве и, в целом, олицетворяют признание правом способностей субъектов к совершению тех или иных социальных действий.

С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты.

К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Так, например, согласно ст. 19 ТК РФ все лица имеют равное право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России.

Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).

Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять:

• на материальные и процессуальные;

• на первичные и вторичные;

• на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

• на порождаемые правомерными и неправомерными фактами;

• на иные виды.

К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

Первичные таможенно-правовые отношения — это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).

Таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеривающихся совершить внешнеторговую сделку);

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);

в) после (значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т. п.).

По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными или юрисдикционными правоотношениями.

1.3.1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ НОРМ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ДЕЙСТВИЕ НОРМ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ,

В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.

Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков:

1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли;

2) норма права - это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством;

3) это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение;

4) нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность;

5) норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.

Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам и поэтому понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие. Диспозиция («сердцевина» нормы) указывает на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Ну а санкция - это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.

Элементы структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с диспозицией, а диспозиция — с санкцией, и наоборот.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Как уже отмечалось - объединяющим признаком, позволяющим именовать нормы этих отраслей одновременно и таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т. е. на регулирование совокупности общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы различны также и по своей предметной направленности. Исходя из этого, они делятся на материальные нормы и нормы процессуальные.

Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. В них находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений. А процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Например, нормы, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами. А нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств — процессуальными нормами таможенного права.

Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.

По степени общности содержания таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли. Общие нормы, в отличие от норм-принципов — это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах. А вот нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела именуются уже конкретными таможенно-правовыми нормами.

Например, положение ч. 1 ст. 2 ТК РФ является нормой-принципом таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики; положение ст. 137 ТК РФ, содержащее понятие предварительных операций, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды предварительных операций, а вот нормы главы 23 ТК РФ являются уже конкретными таможенно-правовыми нормами, поскольку непосредственно регулируют порядок и условия временного хранения товаров, являющегося одной из разновидностей предварительных операций.

По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению, т. е. дают возможность субъектам самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях — в рамках нормы. Примером может служить ст. 25 ТК РФ, дающая право лицу, перемещающему товары и транспортные средства, в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его.

Обязывающие нормы таможенного права предписывают обязанность совершения субъектом таможенного права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Так, например, нормой ч. 1 ст. 39 ТК РФ предусмотрен перечень мер, которые обязан предпринять перевозчик находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в случае аварии или действия непреодолимой силы.

Запрещающие таможенно-правовые нормы предписывают субъекту таможенного права воздержаться от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным указанием на правило поведения. Примером могут служить нормы главы 39 ТК РФ, устанавливающие виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения.

По техническим приемам установления правил поведения таможенно-правовые нормы можно подразделить на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные нормы содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Таких норм в таможенном праве большинство.

Бланкетными принято считать нормы, которые не содержат определенных правил поведения, а делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Например — ст. 26 ТК РФ: «Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом». Норма явно бланкетная, поскольку самого правила не содержит, а отсылка сформулирована в самом общем виде.

В отличие от бланкетных отсылочные нормы, наоборот, содержат ссылку на конкретное правило поведения, содержащееся в той или иной прямо обозначенной статье нормативно-правового акта. Например, ч. 1 ст. 88 ТК РФ («При переработке товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 настоящего Кодекса») носит явный отсылочный характер.

Теперь о действии норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Основополагающим для таможенного права является положение ст. 5 ТК РФ, согласно которому в таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России таким днем, т. е. днем принятия таможенной декларации считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его определить — день обнаружения таможенного правонарушения. Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени.

Существует еще дополнительный критерий, характеризующий действие таможенно-правовых норм во времени — это срок их действия. В зависимости от этого их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия (таких норм большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом) и на нормы с указанием срока их действия (например, так называемые «сезонные пошлины» вводятся на определенный срок, по истечении которого нормы, их вводившие считаются утратившими силу).

По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории России (таких норм большинство) и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, нормы Приказа ГТК России от 28 августа 1996 г. № 521 действуют лишь в пределах Особой экономической зоны в Калининградской области).

Действие же норм таможенного права России по кругу, лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами — нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории (например, на ли, поместивших товар под таможенный режим временного вывоза).

Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе. Например, в определенной части нормы таможенного права не распространяются на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под которыми в таможенном праве понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов России.

1.3.2. ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ

Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями.

Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения.

Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются:

а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений);

б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают);

в) содержание этих правоотношений.

Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

К ним относятся:

• таможенные органы;

• государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы;

• юридические лица;

• физические лица.

Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Причем эти свойства — свойства юридического характера, определяемые законом. Они не присущи субъектам от природы, формулируются в субъективном праве и, в целом, олицетворяют признание правом способностей субъектов к совершению тех или иных социальных действий.

С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальных и иные субъекты.

К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможенных органов.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Так, например, согласно ст. 19 ТК РФ все лица имеют равное право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Однако порядок и условия такого ввоза и вывоза во многом определяется тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического лица, статусом гражданина России и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России.

Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).

Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять:

• на материальные и процессуальные;

• на первичные и вторичные;

• на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

• на порождаемые правомерными и неправомерными фактами;

• на иные виды.

К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

Первичные таможенно-правовые отношения — это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).

Таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеривающихся совершить внешнеторговую сделку);

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);

в) после (значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т. п.).

По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными или юрисдикционными правоотношениями.