12.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

А.Ж.Кусжанова,доктор философских наук

Социальный субъект образования

(Продолжение. Начало – см.Credo new, 2002, № 1,4; 2003, № 5)

 

 3. Профессиональные сообщества

Образование как сфера социальной жизни, связанная с определенными сферами жизни и деятельности различных социальных институтов и групп, испытывает на себе их стимулирующее или тормозящее, направляющее и формирующее воздействие. Например, главными движущими силами сдвигов в системах образования стран Запада в 80-е годы эксперты считают "экономический императив и повышение качества". Определенно, значительную роль в развитии и исторических характеристиках образования играют политические мотивы и цели (например, идеи и политика модернизаций, мировая экономическая и политическая конкуренция, военное противостояние и т.п.). Кроме того, на целях и процессах образования обязательно сказывается собственная логика развития, влияние педагогических и образовательных проблем и решений, идей и теорий. Вся система материальных и идеальных факторов в обществе воплощена в деятельности конкретных социально-профессиональных групп и сообществ, с их целями, интересами, предлагаемыми ресурсами, спросом и потреблением "продукта" образовательной индустрии. К сожалению, этот факт еще находит недостаточное отражение в построении образовательных программ и проектов, а изучение и учет его только в последнее время начинает ставиться в последних как неотъемлемая задача.

3 а. Бизнес и политика

НТП предъявляет все более высокие требования к качеству общей и специальной подготовки кадров. В современных условиях повышается роль человеческого фактора в общественном производстве, поэтому подготовка кадров становится ключевым элементом стратегии бизнеса.

Вторая половина 80-х годов, однако, в США, некоторых других странах, а теперь и в России, отмечена стремлением задействовать возможности различных социально-профессиональных групп в решении проблем кризиса образования. Поскольку, скажем, высшая школа США, в отличие от европейских стран, в большей мере ориентирована на рынок, больше зависит от предпочтений потребителей, предпринимателей и студентов, то, по-видимому, по этой причине она одной из первых проявила эту тенденцию. Как указывает специалист Центра по изучению высшего образования Калифорнийского университета, американский экономист М.Трау, именно зависимость финансового положения американской школы от ситуации на рынке труда обусловила дифференциацию ее по качеству и стандартам обучения, а также ее быструю приспособляемость к меняющимся потребностям хозяйства. Однако стихийность такого приспособления не обеспечивает своевременного учета потребностей экономики в специалистах.

Сейчас, когда ряд государств перешли на новые принципы финансирования образования, приняв установку на сокращение темпов роста государственной помощи ему, более широкого привлечения частной инициативы и частного капитала, то целевой заказ на специалистов и поступления от частных фирм становятся все более значимыми факторами, влияющими на политику учреждений и систем образования. Объем средств, выделяемых частными компаниями университетам и колледжам, зависит от соответствия качества подготовки специалистов реальным потребностям этих фирм. Вузы все более активно включаются в организацию таких форм обучения, которые специально ориентированы на нужды бизнеса, и прежде всего это относится к повышению квалификации и переподготовке специалистов частных фирм.

Теоретики и политики консервативного направления выступают за уменьшение государственного, особенно федерального, финансирования образования (правые консерваторы считают, что федеральное участие в развитии образования является нарушением конституции), за усиление частной инициативы и конкуренции в сфере образования (через введение ваучеров в школе, предоставление налоговых скидок родителям детей, обучающихся в частных школах), установление более тесных связей между вузами и школами, с одной стороны, и кооперациями с другой. Идею укрепления связей между бизнесом и сферой образования активно поддерживают деловые круги США, озабоченные несоответствием характера подготовки многих выпускников школ и вузов требованиям частного сектора.

Принятие в 1958 г. закона об образовании в интересах национальной обороны ознаменовало начало в США периода коренных масштабных государственных реформ системы образования, активизации федеральной политики в этой сфере. В это время был принят ряд либеральных законов, среди которых - закон о профессиональном образовании от 1963 г., закон об экономических возможностях 1964 г.(направленный на повышение уровня образования малообеспеченного населения), закон о начальном и среднем образовании от 1964 г.(предоставление федеральным правительством больших ассигнований на обучение детей из необеспеченных семей); закон о высшем образовании от 1965 г.(субсидии и займы студентам из семей с низкими и средними доходами для получения высшего образования). Принятие этих законов отвечало росту потребности в квалифицированных кадрах в условиях НТР.

По пути усиления деловых контактов школ и вузов с промышленностью идут сейчас многие страны. Закон Великобритании о реформе образования, принятый в 1988 г., провозглашает ориентацию на индивидуальный выбор, свободу, высокие стандарты, а по убеждению гос.секретаря по образованию К.Бейкера, школы и колледжи должны иметь свободу обеспечения такого уровня знаний, который требуется родителям и работодателям.

Усилия государства и вузов по профессионализации образования активно поддерживаются предпринимателями Франции, где ежегодно не хватает 15 тыс. инженеров, 10 тыс. специалистов по информатике и столько же по управлению. Выпускников "больших школ" явно не достаточно для удовлетворения всех потребностей хозяйства.

Однако, промышленный бизнес не только выступает по отношению к системе образования заказчиком и потребителем, но активно включается в работу по обучению, профессионализации и повышению квалификации кадров. Так, в наши дни "Кодак","Полароид","Форд" и другие фирмы стали открывать собственные общеобразовательные школы доучивания. Гигант электроники "Моторола" с 1980 по 1990 год потратил 100 миллионов долл. только на доучивание персонала. Нью-йоркскому центру телекоммуникаций "Нинекс", прежде чем заполнить 2 тыс. вакансий диспетчеров и ремонтных рабочих, понадобилось проэкзаменовать на общую грамотность 57 тыс. чел, а банк "Америкэн экспресс" стал финансировать 42 собственных "целевых класса" в общеобразовательных школах, чтобы сразу получить грамотных работников.

Чтобы поднять уровень грамотности без отрыва от производства, в 1945 году, после 20-летнего экспериментирования, на американских заводах появились двухгодичные курсы для станочников и электросварщиков, а для механиков и литейщиков - четырехгодичные. Пятилетние курсы совмещаются с учебой в колледже, а перед тем, как непосредственно приступить к работе, молодые специалисты предварительно проходят стажировку в разных цехах. В зависимости от ценности работника, фирма частично или полностью оплачивает его учебу, поскольку подсчитано, что замена одного рабочего составляет 7-20%, специалиста - 18-31%, управленца - 20% их годовой зарплаты.

Специалист в области кибернетики обычно за счет фирмы ежегодно участвует в 2-3 местных семинарах по специальности, 3-4 раза в год он ездит на большие научные собрания в пределах США и Канады и раз в 1-2 года бывает в Европе на национальных, европейских и международных собраниях.

Правда, все приведенные примеры демонстрируют профессионально-кадровую направленность образования, реализуемую в деятельности политических и промышленных кругов по поддержке образования. Однако этот подход, хоть и позитивный, но частичный, обнаруживает, что расчет на то, что усиление частной инициативы решит проблемы высшей школы, не оправдывается. В частности, сегодня уже можно сказать, что несоответствие выпуска специалистов спросу на них со стороны хозяйства в 80-е годы не было устранено, несмотря на установление более тесных связей между вузами и бизнесом, увеличившим их финансирование для стимулирования подготовки требующихся им кадров.

Коммерциализация образования вызывает оправданную тревогу специалистов от образования в отношении того, что узко-прагматический интерес подорвет ценности традиционного образования, и практически-ориентированная узость лишь окажется фактором, не повышающим профессионализм, а углубляющим частичность и отчужденность человека от истинной социализации, связанной с идеалом универсального субъекта. Они называют и другие негативные последствия: усиление в подготовке специалистов тенденции к ее чрезмерной узкой ориентации на текущие нужды бизнеса приведет к изменению направления вузовских научных исследований, наносящему ущерб развитию фундаментальных исследований, гуманитарных наук, усилению несбалансированности сочетания научно-исследовательской и преподавательской деятельности в рамках высшей школы, ущемлению академической свободы, замедлению свободного обмена информацией.

В 90-е годы, по их мнению, могла бы возникнуть ситуация, когда университеты стали бы уделять чрезмерное внимание получению краткосрочных экономических выгод в ущерб долгосрочным "неосязаемым" социальным и культурным результатам преподавательской и исследовательской деятельности. Сегодня США, несмотря на прилагаемые усилия, вынуждены констатировать как наличие 30-миллионной армии функционально-неграмотного населения, так и признавать порождение их системой образования большого массива сопутствующих социальных проблем. Поэтому эксперты считают, что университеты должны получать государственные средства для сохранения своих традиционных ценностей, защиты от случайной рыночной стихии.

Государственная политика и ее изменения сказываются на характеристиках и развитии образования не только через финансовые механизмы. Расширение международных контактов также вовлекает в этот процесс и сферу образования. Например, увеличение международной миграции студентов остро ставит вопросы эквивалентности стандартов обучения и квалификации в разных странах, а также пересмотра соотношения формального и неформального образования и выработки новой стратегии "обучение в течение жизни". Эта стратегия должна связать воедино систему формального образования со всеми учреждениями (прежде всего предприятиями), где осуществляется подготовка кадров. Реализовывать эту стратегию, в фокусе которой должна быть взрослая рабочая сила (квалификацию которой необходимо постоянно обновлять), следует совместными усилиями государства и частного сектора, подчеркивают западные эксперты.

3 б. Церковь, наука и другие общественные институты

В свое время еще Морган, а затем и другие ученые, исследовавшие жизнь представителей ранних обществ, обращали внимание на проблему "окультуривания", приведения их жизненных условий в соответствие с требованиями современной цивилизации. В этой связи были отмечены роль и значение церкви, в лице своих миссионеров взявшей на себя эту задачу. "Если со временем ирокезы поднимутся на высший уровень, они должны приписать свое сохранение упорству и преданности миссионеров, которые трудились на их благо, когда их оскорбляли и обманывали бессовестные люди, когда ими пренебрегали гражданские власти или они были подавлены множеством несчастий, которые ускорили их упадок." - отмечал Морган.

Видя в этом богоугодное дело, христианские миссионеры эмпирически отрабатывали методы и техники формирования "из дикарей" нового общества. Не обращая внимания на общественный скепсис по поводу возможности просвещения и обращения индейцев, они стремились извлечь "невежественного индейца" из лесного жилья, пробудить в них новые желания, новые привычки и новые стремления, чтобы дать им средства самозащиты и силу для освобождения из рабского состояния, в котором его держат.

"Миссионерские школы, действующие в самом сердце индейских общин, добивались непосредственного общения с народом и тем самым заложили единственно верное и прочное основание для их постоянного усовершенствования. В сущности, они объединили лучшие элементы индейского общества и оживили их светом религии и знания. Несмотря на то, что они не смогли довести свою работу до полного завершения, однако, то, что сделано, следует главным образом приписать церквам, ими представляемым." Эту традицию, продиктованную отношением к индейцам "не только как к нашим товарищам, но и как к части нашего собственного народа", обусловленным христианским мировоззрением, в модифицированном виде, и не только по отношению к индейцам, продолжает современная христианская церковь.

Сегодня религиозное образование реализуется преимущественно в частных школах. Это связано с тем, что церковь конституционно в большинстве стран отделена от государства и от школы. Так, в США 80% частных школ находятся в ведении церковных общин, а в католических школах обучаются свыше 50% учащихся частных школ.

Частный сектор в школьном образовании США представляет 25,6 тыс. школ, т.е. около 20% всех школ. На них приходится около 10% расходов на школьное образование, примерно 12% всех учащихся. По признанию экспертов, качество обучения в частных школах намного выше, чем в государственных, хотя зарплата учителей примерно на 25% ниже. Большинство частных школ, в которых обучается 98% всех учащихся, пользующихся частным образованием, является бесприбыльными.

Большую роль в развитии образования играет наука, и ее влияние имеет очень разносторонний характер, не ограничиваясь всеми признанной ее ролью в обеспечении знаниями о законах движения природной, социальной и мыслительной реальности. Например, во Франции вся территория страны разделена на 26 "академий" (учебных округов) с центром в том городе, где находится местный университет. Академия возглавляется ректором местного университета, который выступает как непосредственный представитель министра национального образования и контролирует от его имени деятельность всех подчиненных государству учебных заведений в данном учебном округе. К нему поступают все сведения о потребностях промышленности в рабочей силе определенной квалификации, что позволяет корректировать направления профессиональной подготовки в районе.

Хотя процессы обучения и воспитания, социализация молодежи в современных условиях в большой мере определяются нуждами запросами экономики, однако, они обладают и собственной логикой развития, относительной самостоятельностью, и наука играет не последнюю роль в определении внутренних закономерностей развития образования. Как отмечает английский исследователь Д.Ливингстон, "хотя стремление к образовательным реформам нередко вызывается непосредственной экономической ситуацией, сами они иногда предвосхищают назревшие изменения в экономике" , и это связано с процессами, происходящими в науке.

Нашими специалистами отмечен факт наметившегося в последнее время процесса установления инфраструктурных глубинных взаимосвязей между управленческой, научно-исследовательской и инженерно-разработческой деятельностями. А это, в свою очередь, изменяет сам тип научности. И научность, образцом которой являются дисциплины физико-математического цикла, заменяется теперь проектно-программной, практикоориентированной научностью, обеспечивающей целенаправленное развитие систем практики.

А.Ж.Кусжанова,доктор философских наук

Социальный субъект образования

(Продолжение. Начало – см.Credo new, 2002, № 1,4; 2003, № 5)

 

 3. Профессиональные сообщества

Образование как сфера социальной жизни, связанная с определенными сферами жизни и деятельности различных социальных институтов и групп, испытывает на себе их стимулирующее или тормозящее, направляющее и формирующее воздействие. Например, главными движущими силами сдвигов в системах образования стран Запада в 80-е годы эксперты считают "экономический императив и повышение качества". Определенно, значительную роль в развитии и исторических характеристиках образования играют политические мотивы и цели (например, идеи и политика модернизаций, мировая экономическая и политическая конкуренция, военное противостояние и т.п.). Кроме того, на целях и процессах образования обязательно сказывается собственная логика развития, влияние педагогических и образовательных проблем и решений, идей и теорий. Вся система материальных и идеальных факторов в обществе воплощена в деятельности конкретных социально-профессиональных групп и сообществ, с их целями, интересами, предлагаемыми ресурсами, спросом и потреблением "продукта" образовательной индустрии. К сожалению, этот факт еще находит недостаточное отражение в построении образовательных программ и проектов, а изучение и учет его только в последнее время начинает ставиться в последних как неотъемлемая задача.

3 а. Бизнес и политика

НТП предъявляет все более высокие требования к качеству общей и специальной подготовки кадров. В современных условиях повышается роль человеческого фактора в общественном производстве, поэтому подготовка кадров становится ключевым элементом стратегии бизнеса.

Вторая половина 80-х годов, однако, в США, некоторых других странах, а теперь и в России, отмечена стремлением задействовать возможности различных социально-профессиональных групп в решении проблем кризиса образования. Поскольку, скажем, высшая школа США, в отличие от европейских стран, в большей мере ориентирована на рынок, больше зависит от предпочтений потребителей, предпринимателей и студентов, то, по-видимому, по этой причине она одной из первых проявила эту тенденцию. Как указывает специалист Центра по изучению высшего образования Калифорнийского университета, американский экономист М.Трау, именно зависимость финансового положения американской школы от ситуации на рынке труда обусловила дифференциацию ее по качеству и стандартам обучения, а также ее быструю приспособляемость к меняющимся потребностям хозяйства. Однако стихийность такого приспособления не обеспечивает своевременного учета потребностей экономики в специалистах.

Сейчас, когда ряд государств перешли на новые принципы финансирования образования, приняв установку на сокращение темпов роста государственной помощи ему, более широкого привлечения частной инициативы и частного капитала, то целевой заказ на специалистов и поступления от частных фирм становятся все более значимыми факторами, влияющими на политику учреждений и систем образования. Объем средств, выделяемых частными компаниями университетам и колледжам, зависит от соответствия качества подготовки специалистов реальным потребностям этих фирм. Вузы все более активно включаются в организацию таких форм обучения, которые специально ориентированы на нужды бизнеса, и прежде всего это относится к повышению квалификации и переподготовке специалистов частных фирм.

Теоретики и политики консервативного направления выступают за уменьшение государственного, особенно федерального, финансирования образования (правые консерваторы считают, что федеральное участие в развитии образования является нарушением конституции), за усиление частной инициативы и конкуренции в сфере образования (через введение ваучеров в школе, предоставление налоговых скидок родителям детей, обучающихся в частных школах), установление более тесных связей между вузами и школами, с одной стороны, и кооперациями с другой. Идею укрепления связей между бизнесом и сферой образования активно поддерживают деловые круги США, озабоченные несоответствием характера подготовки многих выпускников школ и вузов требованиям частного сектора.

Принятие в 1958 г. закона об образовании в интересах национальной обороны ознаменовало начало в США периода коренных масштабных государственных реформ системы образования, активизации федеральной политики в этой сфере. В это время был принят ряд либеральных законов, среди которых - закон о профессиональном образовании от 1963 г., закон об экономических возможностях 1964 г.(направленный на повышение уровня образования малообеспеченного населения), закон о начальном и среднем образовании от 1964 г.(предоставление федеральным правительством больших ассигнований на обучение детей из необеспеченных семей); закон о высшем образовании от 1965 г.(субсидии и займы студентам из семей с низкими и средними доходами для получения высшего образования). Принятие этих законов отвечало росту потребности в квалифицированных кадрах в условиях НТР.

По пути усиления деловых контактов школ и вузов с промышленностью идут сейчас многие страны. Закон Великобритании о реформе образования, принятый в 1988 г., провозглашает ориентацию на индивидуальный выбор, свободу, высокие стандарты, а по убеждению гос.секретаря по образованию К.Бейкера, школы и колледжи должны иметь свободу обеспечения такого уровня знаний, который требуется родителям и работодателям.

Усилия государства и вузов по профессионализации образования активно поддерживаются предпринимателями Франции, где ежегодно не хватает 15 тыс. инженеров, 10 тыс. специалистов по информатике и столько же по управлению. Выпускников "больших школ" явно не достаточно для удовлетворения всех потребностей хозяйства.

Однако, промышленный бизнес не только выступает по отношению к системе образования заказчиком и потребителем, но активно включается в работу по обучению, профессионализации и повышению квалификации кадров. Так, в наши дни "Кодак","Полароид","Форд" и другие фирмы стали открывать собственные общеобразовательные школы доучивания. Гигант электроники "Моторола" с 1980 по 1990 год потратил 100 миллионов долл. только на доучивание персонала. Нью-йоркскому центру телекоммуникаций "Нинекс", прежде чем заполнить 2 тыс. вакансий диспетчеров и ремонтных рабочих, понадобилось проэкзаменовать на общую грамотность 57 тыс. чел, а банк "Америкэн экспресс" стал финансировать 42 собственных "целевых класса" в общеобразовательных школах, чтобы сразу получить грамотных работников.

Чтобы поднять уровень грамотности без отрыва от производства, в 1945 году, после 20-летнего экспериментирования, на американских заводах появились двухгодичные курсы для станочников и электросварщиков, а для механиков и литейщиков - четырехгодичные. Пятилетние курсы совмещаются с учебой в колледже, а перед тем, как непосредственно приступить к работе, молодые специалисты предварительно проходят стажировку в разных цехах. В зависимости от ценности работника, фирма частично или полностью оплачивает его учебу, поскольку подсчитано, что замена одного рабочего составляет 7-20%, специалиста - 18-31%, управленца - 20% их годовой зарплаты.

Специалист в области кибернетики обычно за счет фирмы ежегодно участвует в 2-3 местных семинарах по специальности, 3-4 раза в год он ездит на большие научные собрания в пределах США и Канады и раз в 1-2 года бывает в Европе на национальных, европейских и международных собраниях.

Правда, все приведенные примеры демонстрируют профессионально-кадровую направленность образования, реализуемую в деятельности политических и промышленных кругов по поддержке образования. Однако этот подход, хоть и позитивный, но частичный, обнаруживает, что расчет на то, что усиление частной инициативы решит проблемы высшей школы, не оправдывается. В частности, сегодня уже можно сказать, что несоответствие выпуска специалистов спросу на них со стороны хозяйства в 80-е годы не было устранено, несмотря на установление более тесных связей между вузами и бизнесом, увеличившим их финансирование для стимулирования подготовки требующихся им кадров.

Коммерциализация образования вызывает оправданную тревогу специалистов от образования в отношении того, что узко-прагматический интерес подорвет ценности традиционного образования, и практически-ориентированная узость лишь окажется фактором, не повышающим профессионализм, а углубляющим частичность и отчужденность человека от истинной социализации, связанной с идеалом универсального субъекта. Они называют и другие негативные последствия: усиление в подготовке специалистов тенденции к ее чрезмерной узкой ориентации на текущие нужды бизнеса приведет к изменению направления вузовских научных исследований, наносящему ущерб развитию фундаментальных исследований, гуманитарных наук, усилению несбалансированности сочетания научно-исследовательской и преподавательской деятельности в рамках высшей школы, ущемлению академической свободы, замедлению свободного обмена информацией.

В 90-е годы, по их мнению, могла бы возникнуть ситуация, когда университеты стали бы уделять чрезмерное внимание получению краткосрочных экономических выгод в ущерб долгосрочным "неосязаемым" социальным и культурным результатам преподавательской и исследовательской деятельности. Сегодня США, несмотря на прилагаемые усилия, вынуждены констатировать как наличие 30-миллионной армии функционально-неграмотного населения, так и признавать порождение их системой образования большого массива сопутствующих социальных проблем. Поэтому эксперты считают, что университеты должны получать государственные средства для сохранения своих традиционных ценностей, защиты от случайной рыночной стихии.

Государственная политика и ее изменения сказываются на характеристиках и развитии образования не только через финансовые механизмы. Расширение международных контактов также вовлекает в этот процесс и сферу образования. Например, увеличение международной миграции студентов остро ставит вопросы эквивалентности стандартов обучения и квалификации в разных странах, а также пересмотра соотношения формального и неформального образования и выработки новой стратегии "обучение в течение жизни". Эта стратегия должна связать воедино систему формального образования со всеми учреждениями (прежде всего предприятиями), где осуществляется подготовка кадров. Реализовывать эту стратегию, в фокусе которой должна быть взрослая рабочая сила (квалификацию которой необходимо постоянно обновлять), следует совместными усилиями государства и частного сектора, подчеркивают западные эксперты.

3 б. Церковь, наука и другие общественные институты

В свое время еще Морган, а затем и другие ученые, исследовавшие жизнь представителей ранних обществ, обращали внимание на проблему "окультуривания", приведения их жизненных условий в соответствие с требованиями современной цивилизации. В этой связи были отмечены роль и значение церкви, в лице своих миссионеров взявшей на себя эту задачу. "Если со временем ирокезы поднимутся на высший уровень, они должны приписать свое сохранение упорству и преданности миссионеров, которые трудились на их благо, когда их оскорбляли и обманывали бессовестные люди, когда ими пренебрегали гражданские власти или они были подавлены множеством несчастий, которые ускорили их упадок." - отмечал Морган.

Видя в этом богоугодное дело, христианские миссионеры эмпирически отрабатывали методы и техники формирования "из дикарей" нового общества. Не обращая внимания на общественный скепсис по поводу возможности просвещения и обращения индейцев, они стремились извлечь "невежественного индейца" из лесного жилья, пробудить в них новые желания, новые привычки и новые стремления, чтобы дать им средства самозащиты и силу для освобождения из рабского состояния, в котором его держат.

"Миссионерские школы, действующие в самом сердце индейских общин, добивались непосредственного общения с народом и тем самым заложили единственно верное и прочное основание для их постоянного усовершенствования. В сущности, они объединили лучшие элементы индейского общества и оживили их светом религии и знания. Несмотря на то, что они не смогли довести свою работу до полного завершения, однако, то, что сделано, следует главным образом приписать церквам, ими представляемым." Эту традицию, продиктованную отношением к индейцам "не только как к нашим товарищам, но и как к части нашего собственного народа", обусловленным христианским мировоззрением, в модифицированном виде, и не только по отношению к индейцам, продолжает современная христианская церковь.

Сегодня религиозное образование реализуется преимущественно в частных школах. Это связано с тем, что церковь конституционно в большинстве стран отделена от государства и от школы. Так, в США 80% частных школ находятся в ведении церковных общин, а в католических школах обучаются свыше 50% учащихся частных школ.

Частный сектор в школьном образовании США представляет 25,6 тыс. школ, т.е. около 20% всех школ. На них приходится около 10% расходов на школьное образование, примерно 12% всех учащихся. По признанию экспертов, качество обучения в частных школах намного выше, чем в государственных, хотя зарплата учителей примерно на 25% ниже. Большинство частных школ, в которых обучается 98% всех учащихся, пользующихся частным образованием, является бесприбыльными.

Большую роль в развитии образования играет наука, и ее влияние имеет очень разносторонний характер, не ограничиваясь всеми признанной ее ролью в обеспечении знаниями о законах движения природной, социальной и мыслительной реальности. Например, во Франции вся территория страны разделена на 26 "академий" (учебных округов) с центром в том городе, где находится местный университет. Академия возглавляется ректором местного университета, который выступает как непосредственный представитель министра национального образования и контролирует от его имени деятельность всех подчиненных государству учебных заведений в данном учебном округе. К нему поступают все сведения о потребностях промышленности в рабочей силе определенной квалификации, что позволяет корректировать направления профессиональной подготовки в районе.

Хотя процессы обучения и воспитания, социализация молодежи в современных условиях в большой мере определяются нуждами запросами экономики, однако, они обладают и собственной логикой развития, относительной самостоятельностью, и наука играет не последнюю роль в определении внутренних закономерностей развития образования. Как отмечает английский исследователь Д.Ливингстон, "хотя стремление к образовательным реформам нередко вызывается непосредственной экономической ситуацией, сами они иногда предвосхищают назревшие изменения в экономике" , и это связано с процессами, происходящими в науке.

Нашими специалистами отмечен факт наметившегося в последнее время процесса установления инфраструктурных глубинных взаимосвязей между управленческой, научно-исследовательской и инженерно-разработческой деятельностями. А это, в свою очередь, изменяет сам тип научности. И научность, образцом которой являются дисциплины физико-математического цикла, заменяется теперь проектно-программной, практикоориентированной научностью, обеспечивающей целенаправленное развитие систем практики.