1.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

Итак, во-первых, согласимся, успех будет зависеть от имеющихся (актуально или потенциально) ресурсов, но еще больше - от позиций и действий тех субъектов, которые, находясь вне системы образования, заинтересованы в результатах ее деятельности и формируют социальный заказ на образование. Во-вторых, - от субъектов, деятельно включенных в процесс образовательной практики в качестве ее реализаторов и имеющих в ней собственные интересы и цели. Причем их интерес к образованию может быть прямым - когда образование выступает самоценностью и целью деятельности. А может быть функциональным - когда ценность образования определяется его способностью быть для субъекта средством достижения различных целей, в том числе и за пределами собственно образовательного пространства.

Позиции этих субъектов детерминированы не только их намерениями и целеустремлениями. Но также их способностями, наличием и свойствами их внутренних ресурсов, мотивацией, готовностью, действуя в собственных интересах и в интересах других субъектов, содействовать успешной реализации образования. Воздействие этих позиционных характеристик может сказываться на результате образования как позитивно, так и негативно.

Далее упомянутые субъекты могут быть разделены на несколько групп или классов. Первый класс образуют те личности, социальные группы и общественные формирования, которые прямо или косвенно выступают "заказчиками" или "потребителями" образования, заинтересованы в образовании, выступая по отношению к нему внешней поддерживающей (прямо или косвенно) силой. Они (в широком смысле слова) наполняют образование содержанием, поддерживают его идеологическими установками, социальными запросами (профессиональными и иными), материальными средствами и т.п.

Сюда входят: общество в целом и различные его слои или группы - население, производственные и иные формальные и неформальные общественные структуры - выступающие неформальными "заказчиками" к системе образования. Это также социальные группы, получающие образование, - подрастающее поколение; группы, осваивающие новые виды и уровни профессий, различные формы внепрофессиональной деятельности, образовывающиеся в целях расширения и углубления знаний и обеспечения различных культурных запросов. Сюда же надо включить государство, другие общественные институты - церковь, научные коллективы и структуры, политические и общественные организации, которые нуждаются в профессиональных кадрах, а также заинтересованы в трансляции разного рода внепрофессиональных сведений, образцов, нормативов по различным направлениям культуры. Кроме того, это различные общественные организации и волонтерские объединения - грин-пис, охраны памятников, помощи животным и т.п. Наконец, это личности - индивиды, образовывающиеся сами или способствующие этому по различным мотивам и занимаемому административному, социально-политическому и другим статусам.

Ко второму классу относятся личности, социальные группы, общественные институты, которые занимаются образовательным процессом, обеспечивая его непосредственной деятельностью (профессиональной или внепрофессиональной). Эта деятельность определяет их прямой интерес к образованию, реальный или формальный (или статусный, бюрократизированный).

Это - социальные группы, сообщества и институты, объединенные профессионально или в силу конкретной деятельности, - церковь, педагогическое и научное сообщества, творческие союзы и школы, общественно-политические и другие объединения, организованные и институциализированные слои населения. Это также государство в лице его структур и учреждений, куда входит и система образования со всеми своими уровнями. Оно представлено в виде учебных и управленческих учреждений и их сотрудников, министерств, производственных и других ведомственно-отраслевых структур прямого и обеспечивающего назначения. И, наконец, это личности - педагоги, ученые, представители творческой интеллигенции, управленцы образования. Абстрактно, по идее, второй класс субъектов призван обслуживать интересы первого, быть их реализатором. Однако у этих субъектов есть и могут быть свои собственные интересы, ориентированные как на благо общественного прогресса, так и на узко-корпоративную выгоду. Борьба за собственные интересы характерна для взаимодействия субъектов внутри каждого из этих двух классов, а также неизбежна между двумя этими классами в целом и их элементами в частности.

В конкретной истории отношения этих субъектов, их роль, степень и формы участия в процессах образования и вокруг них менялась, исторически разворачивая всю палитру отношений, возможную в современности. Так, на заре общественной эры, когда только начинали возникать социальные институты, в которые корнями уходит и современное образование, никакого противостояния социальных субъектов не было и быть не могло. Потому что человек тогда был частью коллектива и элементом природы. Даже в таком индивидуализированном процессе, как мышление, доминировала общественная компонента, и мыслить (лат.cogitare) первоначально означало "совместно работать" (cogito = co+agito). (См.2) Единственным субъектом, осуществлявшим социализацию для собственных целей, было сообщество, род, а позднее - семья как его часть.

С формированием группы правителей (прообраза будущего государства), в ее лице стал формироваться новый, выделившийся из нерасчлененного сообщества, субъект, чью субъектную позицию занимал вождь, шаман, предводитель. Он приобретает в образовании свой интерес. Социальное и индивидуальное значение этого интереса было очень существенным, так как индивидуальная неудача этого субъекта оборачивалась большими социальными последствиями как для общества (сообщества), так и для него самого. И хотя при этом не обходилось иногда без курьезов, наподобие описанного Дж.Фрэзером, однако даже курьезы не делали этот интерес менее значительным.

А по свидетельству Дж.Фрэзера (См.3, с.104), в прошлом коралловым островом Ниуе, или Диким Островом, правила царская семья. Ее представители были одновременно верховными жрецами и несли ответственность за гарантии пропитания для всего племени. Поэтому в голодное время народ приходил в гнев и убивал их. После серии убийств больше никто не пожелал занять трон, и монархическому правлению на острове пришел конец. Так бесславно окончила свои дни островная монархия.

Между тем, деятельность не может быть гарантированно успешной без аккумуляции и трансляции социального опыта. Кроме того, авторитет правителя невозможен без опоры на жизненные ценности населения и воспитания последнего в духе уважения и соблюдения ведущих традиций. А как первое, так и второе достигаются посредством и в процессе образования. Это - фундаментальные основания, на которых построен интерес к образованию со стороны правящей элиты. Раньше служение сообществу и ответственность делали предмет образования сакрализованным и элитарным достоянием, обязывая правителя быть блюстителем сверхценностей. Однако со временем развитие новых уровней, сфер общественной жизни способствовало развитию и трансформации социальных интересов, в результате образование превратилось из цели в средство.

Углублявшаяся социальная дифференциация на каком-то историческом этапе общественного развития создала многоуровневую социальную пирамиду, где единоличная ответственность управленца оказалась снятой коллективизмом управления и бюрократизацией властных функций. С развитием режимных средств социального принуждения и обеспечения социально-приемлемого поведения индивида в обществе, когда власть перестала зависеть от личных достоинств правителя, верхние концептуальные уровни, сверхценности, составлявшие сущность и полноту элитарного образования, предназначенного для воспитания правящей элиты, ответственной за благополучие и выживание общества, оказались мало кем осмысливаемыми. Развитие общества, рост его свободы и независимости от окружающей природы явились причиной тому, что первоначальные ценности образования оказываются невостребованными, и соответственно - никому не нужными. Они по преимуществу отсекаются, элиминируются из образовательной деятельности. Или - когда возникает государство - выдаются в качестве некой идеологии. В особых и довольно редких случаях передаются просвещенной элите.

Напомним, что в раннем обществе основной целью воспитания была выработка отношения к структурам повседневности, а собственно образование реализовывало отношение к высшим общекультурным конструктам и ценностям. Например, советская система образования в этом отношении была полной, она содержала в себе все три уровня образования - обучение, воспитание и собственно образование (гражданское или патриотическое воспитание). Так, когда в условиях "социалистического общежития" учили уважать старших, воспитывали уважение к труду, обязывали соблюдать правила поведения в школе и на улице - это было воспитанием, социальной адаптацией, т.е. включением в конкретные актуально функционирующие общественные отношения.

А наряду с воспитанием, разными путями - через стихи и песни о Родине и партии, через пионерские сборы и ноябрьские демонстрации - осуществлялось патриотическое и гражданское воспитание, прививалась любовь к Отечеству. То есть, в широкие слои населения (и не только в школьно-детскую среду) транслировались высшие общественные или общенациональные ценности. Их исторически конкретную социально-политическую форму определяла партийно-государственная идеология, но она это делала вполне успешно, формируя у советских людей гордость за страну - "первое в мире государство рабочих и крестьян", стремление работать на коммунизм - "светлое будущее человечества" и т.д. В провозглашении и обосновании этих ценностей, выводе их на уровень государственной идеологии, трансляции через систему отношений социального воспроизводства заключалась образовательная функция государства.

Итак, во-первых, согласимся, успех будет зависеть от имеющихся (актуально или потенциально) ресурсов, но еще больше - от позиций и действий тех субъектов, которые, находясь вне системы образования, заинтересованы в результатах ее деятельности и формируют социальный заказ на образование. Во-вторых, - от субъектов, деятельно включенных в процесс образовательной практики в качестве ее реализаторов и имеющих в ней собственные интересы и цели. Причем их интерес к образованию может быть прямым - когда образование выступает самоценностью и целью деятельности. А может быть функциональным - когда ценность образования определяется его способностью быть для субъекта средством достижения различных целей, в том числе и за пределами собственно образовательного пространства.

Позиции этих субъектов детерминированы не только их намерениями и целеустремлениями. Но также их способностями, наличием и свойствами их внутренних ресурсов, мотивацией, готовностью, действуя в собственных интересах и в интересах других субъектов, содействовать успешной реализации образования. Воздействие этих позиционных характеристик может сказываться на результате образования как позитивно, так и негативно.

Далее упомянутые субъекты могут быть разделены на несколько групп или классов. Первый класс образуют те личности, социальные группы и общественные формирования, которые прямо или косвенно выступают "заказчиками" или "потребителями" образования, заинтересованы в образовании, выступая по отношению к нему внешней поддерживающей (прямо или косвенно) силой. Они (в широком смысле слова) наполняют образование содержанием, поддерживают его идеологическими установками, социальными запросами (профессиональными и иными), материальными средствами и т.п.

Сюда входят: общество в целом и различные его слои или группы - население, производственные и иные формальные и неформальные общественные структуры - выступающие неформальными "заказчиками" к системе образования. Это также социальные группы, получающие образование, - подрастающее поколение; группы, осваивающие новые виды и уровни профессий, различные формы внепрофессиональной деятельности, образовывающиеся в целях расширения и углубления знаний и обеспечения различных культурных запросов. Сюда же надо включить государство, другие общественные институты - церковь, научные коллективы и структуры, политические и общественные организации, которые нуждаются в профессиональных кадрах, а также заинтересованы в трансляции разного рода внепрофессиональных сведений, образцов, нормативов по различным направлениям культуры. Кроме того, это различные общественные организации и волонтерские объединения - грин-пис, охраны памятников, помощи животным и т.п. Наконец, это личности - индивиды, образовывающиеся сами или способствующие этому по различным мотивам и занимаемому административному, социально-политическому и другим статусам.

Ко второму классу относятся личности, социальные группы, общественные институты, которые занимаются образовательным процессом, обеспечивая его непосредственной деятельностью (профессиональной или внепрофессиональной). Эта деятельность определяет их прямой интерес к образованию, реальный или формальный (или статусный, бюрократизированный).

Это - социальные группы, сообщества и институты, объединенные профессионально или в силу конкретной деятельности, - церковь, педагогическое и научное сообщества, творческие союзы и школы, общественно-политические и другие объединения, организованные и институциализированные слои населения. Это также государство в лице его структур и учреждений, куда входит и система образования со всеми своими уровнями. Оно представлено в виде учебных и управленческих учреждений и их сотрудников, министерств, производственных и других ведомственно-отраслевых структур прямого и обеспечивающего назначения. И, наконец, это личности - педагоги, ученые, представители творческой интеллигенции, управленцы образования. Абстрактно, по идее, второй класс субъектов призван обслуживать интересы первого, быть их реализатором. Однако у этих субъектов есть и могут быть свои собственные интересы, ориентированные как на благо общественного прогресса, так и на узко-корпоративную выгоду. Борьба за собственные интересы характерна для взаимодействия субъектов внутри каждого из этих двух классов, а также неизбежна между двумя этими классами в целом и их элементами в частности.

В конкретной истории отношения этих субъектов, их роль, степень и формы участия в процессах образования и вокруг них менялась, исторически разворачивая всю палитру отношений, возможную в современности. Так, на заре общественной эры, когда только начинали возникать социальные институты, в которые корнями уходит и современное образование, никакого противостояния социальных субъектов не было и быть не могло. Потому что человек тогда был частью коллектива и элементом природы. Даже в таком индивидуализированном процессе, как мышление, доминировала общественная компонента, и мыслить (лат.cogitare) первоначально означало "совместно работать" (cogito = co+agito). (См.2) Единственным субъектом, осуществлявшим социализацию для собственных целей, было сообщество, род, а позднее - семья как его часть.

С формированием группы правителей (прообраза будущего государства), в ее лице стал формироваться новый, выделившийся из нерасчлененного сообщества, субъект, чью субъектную позицию занимал вождь, шаман, предводитель. Он приобретает в образовании свой интерес. Социальное и индивидуальное значение этого интереса было очень существенным, так как индивидуальная неудача этого субъекта оборачивалась большими социальными последствиями как для общества (сообщества), так и для него самого. И хотя при этом не обходилось иногда без курьезов, наподобие описанного Дж.Фрэзером, однако даже курьезы не делали этот интерес менее значительным.

А по свидетельству Дж.Фрэзера (См.3, с.104), в прошлом коралловым островом Ниуе, или Диким Островом, правила царская семья. Ее представители были одновременно верховными жрецами и несли ответственность за гарантии пропитания для всего племени. Поэтому в голодное время народ приходил в гнев и убивал их. После серии убийств больше никто не пожелал занять трон, и монархическому правлению на острове пришел конец. Так бесславно окончила свои дни островная монархия.

Между тем, деятельность не может быть гарантированно успешной без аккумуляции и трансляции социального опыта. Кроме того, авторитет правителя невозможен без опоры на жизненные ценности населения и воспитания последнего в духе уважения и соблюдения ведущих традиций. А как первое, так и второе достигаются посредством и в процессе образования. Это - фундаментальные основания, на которых построен интерес к образованию со стороны правящей элиты. Раньше служение сообществу и ответственность делали предмет образования сакрализованным и элитарным достоянием, обязывая правителя быть блюстителем сверхценностей. Однако со временем развитие новых уровней, сфер общественной жизни способствовало развитию и трансформации социальных интересов, в результате образование превратилось из цели в средство.

Углублявшаяся социальная дифференциация на каком-то историческом этапе общественного развития создала многоуровневую социальную пирамиду, где единоличная ответственность управленца оказалась снятой коллективизмом управления и бюрократизацией властных функций. С развитием режимных средств социального принуждения и обеспечения социально-приемлемого поведения индивида в обществе, когда власть перестала зависеть от личных достоинств правителя, верхние концептуальные уровни, сверхценности, составлявшие сущность и полноту элитарного образования, предназначенного для воспитания правящей элиты, ответственной за благополучие и выживание общества, оказались мало кем осмысливаемыми. Развитие общества, рост его свободы и независимости от окружающей природы явились причиной тому, что первоначальные ценности образования оказываются невостребованными, и соответственно - никому не нужными. Они по преимуществу отсекаются, элиминируются из образовательной деятельности. Или - когда возникает государство - выдаются в качестве некой идеологии. В особых и довольно редких случаях передаются просвещенной элите.

Напомним, что в раннем обществе основной целью воспитания была выработка отношения к структурам повседневности, а собственно образование реализовывало отношение к высшим общекультурным конструктам и ценностям. Например, советская система образования в этом отношении была полной, она содержала в себе все три уровня образования - обучение, воспитание и собственно образование (гражданское или патриотическое воспитание). Так, когда в условиях "социалистического общежития" учили уважать старших, воспитывали уважение к труду, обязывали соблюдать правила поведения в школе и на улице - это было воспитанием, социальной адаптацией, т.е. включением в конкретные актуально функционирующие общественные отношения.

А наряду с воспитанием, разными путями - через стихи и песни о Родине и партии, через пионерские сборы и ноябрьские демонстрации - осуществлялось патриотическое и гражданское воспитание, прививалась любовь к Отечеству. То есть, в широкие слои населения (и не только в школьно-детскую среду) транслировались высшие общественные или общенациональные ценности. Их исторически конкретную социально-политическую форму определяла партийно-государственная идеология, но она это делала вполне успешно, формируя у советских людей гордость за страну - "первое в мире государство рабочих и крестьян", стремление работать на коммунизм - "светлое будущее человечества" и т.д. В провозглашении и обосновании этих ценностей, выводе их на уровень государственной идеологии, трансляции через систему отношений социального воспроизводства заключалась образовательная функция государства.