Аннотация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

А.Ж.Кусжанова,доктор философских наук

Социальный субъект образования

Эта публикация открывает новый цикл статей, посвященных социально-философскому анализу тех социальных групп, институтов, организаций, которые по своим объективным социальным характеристикам либо реально являются субъектами образовательной деятельности, либо предназначены на эту роль их социальным статусом, но по тем или иным причинам являются таковыми пока лишь номинально.

Одновременное, даже теоретическое, разрешение всех проблем современного образования, о которых шла речь в предыдущих наших публикациях (См. Credo, 1997-2000гг.), не под силу и целому научно-исследовательскому институту. Практический путь еще сложнее. Но понимание того, что наши проблемы никто за нас решать не будет, является хорошим подспорьем даже для чисто исследовательского интереса. А берясь за теоретическое осмысление круга указанных проблем, руководствуешься пониманием, что всегда надо с чего-то начать, круг надо размыкать в спираль в одном месте. И такой ключевой идеей к современной образовательной проблематике, на наш взгляд, является практико-ориентированная деятельность.

Взгляд же на образование как на вид социальной деятельности, во-первых, переносит акценты на анализ ее целей и мотивов, условий, путей и средств ее осуществления, результатов и их критериев. Во-вторых, останавливает внимание на реализуемых в ней объектно-субъектных отношениях, эффективность которых определяет ее успех и конкретное состояние. Сами эти отношения производны от свойств задействованных в них субъектов, характера их деятельности, форм и успешности их взаимодействий. Соответственно, без специального научного изучения последних нельзя построить социальную практику так, чтобы максимально задействовать в ней тот положительный потенциал, которым обладает деятельность социального субъекта. Такова логика вопроса.

Успех образовательной деятельности - это результат многих слагаемых. От каких факторов он зависит в интересующем нас аспекте? Сегодня первый же, навскидку пришедший на ум ответ будет содержать проблему финансирования. Но этому у нас уже была посвящена статья (См.1), показавшая, что на деле ответ должен быть значительно объемней. Поэтому здесь мы предметно сосредоточимся на субъектной стороне проблемы. Предмет этот, кстати, не так прост, как кажется на первый взгляд, и требует специального изучения.

А.Ж.Кусжанова,доктор философских наук

Социальный субъект образования

Эта публикация открывает новый цикл статей, посвященных социально-философскому анализу тех социальных групп, институтов, организаций, которые по своим объективным социальным характеристикам либо реально являются субъектами образовательной деятельности, либо предназначены на эту роль их социальным статусом, но по тем или иным причинам являются таковыми пока лишь номинально.

Одновременное, даже теоретическое, разрешение всех проблем современного образования, о которых шла речь в предыдущих наших публикациях (См. Credo, 1997-2000гг.), не под силу и целому научно-исследовательскому институту. Практический путь еще сложнее. Но понимание того, что наши проблемы никто за нас решать не будет, является хорошим подспорьем даже для чисто исследовательского интереса. А берясь за теоретическое осмысление круга указанных проблем, руководствуешься пониманием, что всегда надо с чего-то начать, круг надо размыкать в спираль в одном месте. И такой ключевой идеей к современной образовательной проблематике, на наш взгляд, является практико-ориентированная деятельность.

Взгляд же на образование как на вид социальной деятельности, во-первых, переносит акценты на анализ ее целей и мотивов, условий, путей и средств ее осуществления, результатов и их критериев. Во-вторых, останавливает внимание на реализуемых в ней объектно-субъектных отношениях, эффективность которых определяет ее успех и конкретное состояние. Сами эти отношения производны от свойств задействованных в них субъектов, характера их деятельности, форм и успешности их взаимодействий. Соответственно, без специального научного изучения последних нельзя построить социальную практику так, чтобы максимально задействовать в ней тот положительный потенциал, которым обладает деятельность социального субъекта. Такова логика вопроса.

Успех образовательной деятельности - это результат многих слагаемых. От каких факторов он зависит в интересующем нас аспекте? Сегодня первый же, навскидку пришедший на ум ответ будет содержать проблему финансирования. Но этому у нас уже была посвящена статья (См.1), показавшая, что на деле ответ должен быть значительно объемней. Поэтому здесь мы предметно сосредоточимся на субъектной стороне проблемы. Предмет этот, кстати, не так прост, как кажется на первый взгляд, и требует специального изучения.